Бизнес Оставила маникюрное дело ради кукол: фарфоровый бизнес архангельской мастерицы взорвал соцсети

Оставила маникюрное дело ради кукол: фарфоровый бизнес архангельской мастерицы взорвал соцсети

Когда кукольница Марина Минина показывает в сети, как трудится над дорогостоящей куклой, эту работу тут же бронируют.

Пара минут, и на лице этой куклы заиграют веснушки.

Пятнадцать лет Марина Минина была мастером маникюра, но в итоге освоила азы кукольного дела, и новое хобби постепенно превратилось в профессию — на сегодня уже основную. В нашем проекте «Нетипичный бизнес» — история успеха архангелогородки, которая сегодня делает авторские куклы за десятки тысяч рублей для ценителей не только из России, но и других стран мира.

Я шла к этому… с детства

Заходим в мастерскую Марины Мининой: тут стоит большая печь для обжига фарфора, по стенам — множество полочек с разными материалами, там лоскутки, пуговки, натуральная шерсть и другие мелочи. На столе анатомический натюрморт — готовые фарфоровые ручки и ножки, — они уже похожи на настоящие. Мастерская небольшая, но долгожданная, ее открытие — новый этап в кукольном деле Марины.

Вот такой анатомический натюрморт мы увидели на столе кукольницы
Источник:

Прошлая работа ей нравилась. Марина даже преподавала новичкам основы маникюра и дизайна ногтей в Архангельске, да и сама не переставала учиться, ездила на семинары в другие города, участвовала в конкурсах и заседала в судействе. Однако внезапно жизнь повернулась иначе.

— Это кажется, что внезапно, — говорит Марина. — Думаю, я давно к этому шла, постепенно и неосознанно. Такое ощущение, что всю жизнь я готовилась стать кукольницей. С детства любила рисовать, ходила на кружки по шитью и изготовлению мягкой игрушки, интересовалась маминой работой — она парикмахер по специальности. В конце концов, видите этот журнал? (Показывает издание для профессиональных мастеров-кукольников.) Я его случайно купила больше, чем десять лет назад. Просто листала и получала эстетическое удовольствие, рассматривая детали кукол разных мастеров.

Вот такие формы для будущих фарфоровых деталей
Источник:

Сама себе и творец, и начальник

Тогда Марина искренне удивлялась, как же сильно кукольные пальчики похожи на настоящие, задумывалась, из чего шьется такая миниатюрная обувка, — меньше сантиметра в длину, и откуда мастера берут такие волосы? Архангельская кукольница уже три года творит в этом направлении, и сегодня смотрит на этот журнал иначе — как профессионал, знающий ответы на все вопросы из прошлого. И фотографии ее кукол вполне можно представить на страницах такого глянца.

У Марины экономическое образование — она менеджер высшего звена, пыталась поработать в этой сфере, но признается честно — не по душе.

— Сегодня особенно ценится то, что создается руками, — считает она. — Можно иметь не одно высшее образование, но именно созидание и творчество становится все более востребованным. Так что сегодня я сама себе и творец, и начальник. Это большая ответственность.

Работая над миниатюрными деталями, Марина иногда использует настоящие хирургические инструменты.
Источник:

Хочешь заказов, работай с керамикой

Расписывая свою новую куклу, Марина говорит, что продолжает учиться и много интересного и полезного для себя находит в интернете. Недавно она освоила обжиг фарфора в печи, раньше делала кукол из флюмо, — это материал, который сам застывает на воздухе. На курсах известного российского скульптора Василия Селиванова получила от мэтра совет: «Если хотите заниматься этим всерьез и ждете заказов от коллекционеров, делайте своих кукол из фарфора».

— Конечно, здесь мне даже учиться было не у кого, и я поехала в Москву, чтобы разобраться, как работать с керамикой. Окончила курсы, получила корочку, — то есть научилась делать тело, голову, руки, ноги и соединять все это. То есть мне было важно узнать технику. Как расписать куклу, нарядить и вдохнуть в нее характер, я тогда уже знала.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Зверята с детскими лицами — наполовину китайские

Марина объясняет этапы изготовления куклы. Сначала с детали, которую она лепит из запекаемого пластика, снимается гипсовая форма. Потом в эту форму заливается жидкий фарфор. После форму раскрывают. Шлифуют затвердевшую деталь, — это может быть голова, руки, ноги, — они получаются очень легкими, поскольку полые внутри. Все это обжигается в печи. Марина расписывает их красками. К голове приклеивает волосы и переходит к шитью тела. Тело у кукол мягкое, из ткани — для него предварительно делается выкройка, внутрь помещается проволока и утяжелители. Голова и тело соединяются шплинтом. Кукла готова, но это только половина работы — теперь надо ее нарядить и обуть.

— Иногда я вынашиваю образ куклы в голове несколько месяцев, — признается Марина. — Говорят, все они похожи на меня. Это, кстати, часто бывает — художник переносит свои черты в творчество. Недавно я стала соавтором серии кукол — в интернете познакомилась с китайским мастером, он прислал мне лица кукол и сказал — а тело сделай ты, твори, как хочешь. Получились зверята с детскими лицами.

Совместная работа с китайским художником-кукольником
Источник:

Часто Марину спрашивают, почему куклы грустят, хотя она старается создавать разные эмоции. Есть целая серия озорных малышей: озорных, надутых, смеющихся. Когда кукла рассказывает историю, когда в образе живет характер, — ее не только интереснее делать, она больше ценится у покупателей, ведь сделать еще одну точно такую же — просто нереально. Марина всегда стремилась сделать свои куклы максимально реалистичными и эксклюзивными. Говорит, когда заказчик дает свободу, творить легко, но если просят сделать что-то конкретное или повториться, муза покидает архангельскую кукольницу, поэтому она старается не брать таких заказов.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Работа идет на энтузиазме, когда ты не думаешь, для кого кукла. Делаешь ее для себя. Иногда она сама выбирает себе цвет волос и ткань для костюма — это рождается спонтанно, когда ты расписываешь ее и понимаешь, от какого цвета глаз, кожи, бровей, губ будешь отталкиваться в подборе тканей.

Кто их купит за такие деньги?

Спрашиваем, какая у куклы себестоимость. По материалам можно уложиться в несколько тысяч, кукольница старается использовать только натуральные материалы — это не блажь и не дань моде на все экологически-чистое. Натуральные ткани по-другому ведут себя при создании наряда — они смотрятся, как настоящие. На итоговую цену влияет степень сложности работы, продолжительность, размер самой куклы.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Когда все начиналось, Марина не рассчитывала на быстрый успех, даже не представляла, как много в мире коллекционеров. Не ожидала и внезапного признания, — ее работы охотно покупают и в России, и зарубежом. Сегодня кукол буквально из-под рук забирают, — бронируют, когда Марина выкладывает первые шаги процесса в сети.

Авторская мастерская — это не фабрика. Планов на месяц тут нет. И повторов тоже. Атмосфера творческая, а потому каких-то малышей Марина успевает сделать за несколько дней, а над другими куклами работает месяц и больше. Новые персонажи на полках не задерживаются. Долгое время Марина даже не могла нам ничего готового показать живьем — все оперативно отправлялось новым владельцам.

В инстаграм — не селфи, а бизнес

Открывать лавку в Архангельске — нет смысла. Местных покупателей — не так много. В основном заказы идут из Китая, Германии и крупных городов России. Инстраграм — это главный инструмент продаж. Как говорит кукольница, в основном ее работы приобретают коллекционеры, и у каждого из них свой критерий — одни собирают маленьких, другие — в нарядах в горошек, третьи — в национальных русских костюмах. Уже несколько фарфоровых барышень в традиционных русских одеждах отправились зарубеж.

А еще большой популярностью пользуются рыжие куклы.
Источник:

Иногда Марина Минина представляет свои работы на выставках. Раньше ей казалось, что за такими персонажами к ней придут светские люди, богатые, роскошно одетые. И что она заметила, — покупатели дорогостоящих работ ничем не отличаются от уличных прохожих. Никогда не подумаешь, что эта простая женщина или обычный мужчина идет к тебе, чтобы выложить столько денег за куколку. Некоторые работы художница делает с ориентиром на людей, которые не могут себе позволить дорогую куклу. Использует больше ткани, меньше керамики, продумывает образ, который можно будет создать за более короткое время. Такие бюджетные куклы еще быстрее находят хозяев.

— В основном я нахожу покупателей в сети инстаграм, — комментирует Марина. — Приходится вести диалоги с иностранцами. Последний клиент, с которым переписывалась — девушка из Америки. В профиле выкладываю не только итог работы, но и процесс, очень много вопросов поступает. А зачем дырка у куклы в голове? А зачем веснушки под волосами. Отвечаю, — дырка для волос, чтобы спрятать в нее корни, и тогда пробор будет смотреться естественно. Веснушки на затылке появляются, когда я краски пробую, чтобы с цветом не ошибиться. Думаю, когда-нибудь я могла бы даже создать обучающий профиль в инстаграме с платной подпиской, где рассказывала и показывала бы новичкам, как делается кукла.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Архангельская кукольница говорит, что кукольный бизнес вряд ли приведет ее к миллионам, но она гораздо больше ценит другое преимущество — это дело, благодаря которому она не замечает, что трудится:

— Я беру в руки шкатулку с бусинами или коробку кружевом, и даже в эти простые короткие моменты получаю удовольствие.

Это ли не мечта.

Напомним, ранее в серии материалов «Нетипичный бизнес» мы рассказали о Владимире Рослякове, который получает миллионы прибыли с того, что круглый год выращивает зеленый лук, также мы писали про ученого Геннадия Иванова — он разводит червей, чтобы делать из них любопытные продукты. Еще одним героем нашего проекта «Нетипичный бизнес» стала Ольга Трапезникова, иппотерапевт и тренер по верховой езде, которая рассказала, как содержать гостиницу для коней. Также в этой серии материалов мы рассказали, как вельский бизнесмен открыл в своем городе «диснейленд» с динозаврами. А в предыдущем тексте познакомили читателей с создателем страусиной фермы в Устьянах.

Елена Ионайтис
Фото: Сергей Яковлев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Строить новое жилье — самоубийственно». Почему архангельские сети не выдерживают и ломаются
Анонимное мнение
Мнение
«Иногда приносишь боль домой»: архангелогородка рассказала, как это — быть детским онкологом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления