С 1 ноября на два городских «кольцевых» маршрута № 11 и № 76 выйдут сразу 26 новых низкопольных автобусов среднего класса. Соответствующая информация размещена на официальном портале государственных закупок. Таким образом, городская администрация принуждает перевозчиков убирать с улиц Архангельска убогие пазики, заменяя их новыми комфортабельными автобусами.
Три маршрута за... один рубль
На этой неделе администрация Архангельска разместила на официальном сайте государственных закупок информацию о намерении продать право перевозки пассажиров по трём автобусным маршрутам. Всего в лот включено три маршрута.
По двум из них – № 11 и 76 пассажиры ездят в центральной части города (от улицы Урицкого до улицы Гагарина). Ещё один – № 38 работает на Кегострове. Причем тридцать восьмой – это убыточный маршрут, который даётся «в нагрузку» к прибыльным маршрутам 11 и 76.
При этом начальная цена муниципального контракта определена весьма символическая – 1 (один) рубль. То есть городская администрация в течение семи лет работы готова платить перевозчику в среднем 14-15 копеек в год за то, что предприниматель возит пассажиров по трём вышеназванным маршрутам.
Понятно, что для перевозчика такая сумма вознаграждения не является стимулом для работы. Главное для него – фактически «эксклюзивные» права на перевозку пассажиров на популярных маршрутах, поскольку, по условиям контракта, вся выручка от пассажирских перевозок остаётся в распоряжении предпринимателя.
На фоне такого «щедрого» вознаграждения в аукционной документации предусмотрены и весьма жёсткие требования к потенциальному перевозчику. В частности, от него требуются пустить по маршрутам № 11 и № 76 не просто 26 автобусов, а низкопольных автобусов среднего класса, выпущенных в 2017 год. То есть новых!
Это не пресловутые разваливающиеся пазики, а как минимум МАЗы или ЛиАЗы, которые должны быть оборудованы самоподъёмными площадками для обеспечения возможности заезда в салон инвалидов-колясочников. В последующем заменяться автобусы должны не реже, чем через каждые семь лет.
«Поблажка» в типе автобусов сделана лишь для кегостровского маршрута № 38. Здесь из-за отсутствия нормальных дорог и невозможности проезда низкопольных автобусов городская администрация разрешила оставить «старые добрые» пазики. Причём на первых порах здесь может работать автобус 2012 года выпуска, но уже через два года его придётся заменить на новый.
В городской администрации отмечают, что сегодняшний аукцион – первый, но далеко не последний шаг по «продаже» автобусных маршрутов. В дальнейшем архангельские власти намерены заменить перевозчиков практически на всех маршрутах, обязав пустить новые комфортабельные автобусы. Выбор же маршрутов № 11, 38 и 76 для «опытов» в администрации объясняют просто: у них высокая степень дублирования другими маршрутами, поэтому какие-то сбои при проведении аукциона не скажутся на пассажирах.
– Выбор этих маршрутов не случаен. И 11-й, и 76-й маршруты – центральные, кольцевые, эти автобусы в большой степени дублируются другими, поэтому в случае каких-то сбоев в процедуре выбора нового перевозчика пассажиры пострадают в меньшей степени. По результатам работы по этим маршрутам будет понимание, как ситуация будет реализовываться в городе в дальнейшем. Мы действуем осторожно, не ныряем в омут с головой, а двигаемся поэтапно, соблюдая законодательство, – пояснил на совещании в городской думе директор городского департамента транспорта Пётр Чечулин.
В автобус – по дресс-коду
Однако требования к классу автобусов – не самые жёсткие в аукционной документации. Помимо этого выдвинуты жёсткие требования к внешнему виду автобусов, наличию системы ГЛОНАСС и так далее.
Например, снаружи автобусов запрещено размещать любую рекламу. Это позволит избежать случаев, когда пазики полностью облепливались рекламными объявлениями вплоть до стёкол и пассажиры просто не видели, где они едут.
Ещё одним новым требованием стала обязанность объявления водителем остановок. При этом городские власти допускают как «живое исполнение», так и установку автоинформаторов, как это сделано в крупных городах. А уж требование не просто к опрятному виду кондуктора и водителя можно назвать революционным – такого у нас в городе не было никогда. Разве что в царской России. Фактически перевозчиков обязали ввести дресс-код в автобусах.
Изменения коснутся и оплаты проезда. Помимо возможности оплаты проезда с использованием автоматизированной системы учёта должны появиться и терминалы с возможностью печати квитанций, в том числе и при использовании транспортных карт.
Приведём ещё несколько требований к перевозчикам, которые для архангельского пассажира словно елей на душу и в комментариях не нуждаются:
не допускается транслирование по громкоговорящей связи в салоне транспортного средства посторонней информации, в том числе рекламного характера, и музыки;
персонал, обслуживающий пассажиров, при работе на маршруте должен проявлять максимальную вежливость и внимание по отношению к пассажирам;
режим труда и отдыха работников Подрядчика должен соответствовать нормам трудового законодательства;
в процессе эксплуатации транспортных средств необходимо обеспечивать работоспособность систем, поддерживающих необходимую температуру и уровень шума в салоне транспортного средства.
На этом, пожалуй, остановимся, ибо аукционная документация сформулирована на 71-й (!) странице, поэтому перепечатывать её смысла нет.
Местные уйдут?
Местные автотранспортники пытаются убедить архангелогородцев, что городские маршруты убыточны и потому никому не интересны, кроме «патриотов-перевозчиков». Так ли это?
Даже беглое изучение выставленной на сайте госзакупок документации позволяет говорить, что новые правила работы ориентированы не на местных, а иногородних перевозчиков. Следуя логике наших предпринимателей, им такие требования будут просто невыгодны и они откажутся от маршрутов.
Однако на упомянутом выше совещании в городской Думе представители архангельской администрации дали понять, что условия, заложенные в аукционной документации, весьма выгодны и в короткой перспективе позволят обеспечить прибыльную работу предпринимателю, «зашедшему» на маршрут. Поэтому менять их никто не будет.
Дали понять и представители власти, что они будут рады, если перевозчиками останутся архангельские предприниматели. Но, чтобы продолжить работу, им будет необходимо измениться, разительно улучшить качество обслуживания. В противном случае на их место придут организации из других регионов.