В конце ноября в Архангельске был введён в эксплуатацию 180-квартирный жилой дом в квартале Московский — Галушина — Карпогорская, предназначенный для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В ближайшее время квартиры в доме должны перейти в муниципальную собственность, после чего они будут переданы горожанам. При этом подрядчик до сих пор не предъявил администрации города ключевые системы жизнеобеспечения дома — водо- и электроснабжения, пожарной безопасности и лифты. Об этом на сессии городской думы сообщил директор департамента городского хозяйства Никита Кривонкин.
На сессии гордумы депутаты предположили, что «ускоренный ввод» дома в эксплуатацию связан с необходимостью отчитаться «перед Москвой» по программе переселения.
Подогнали под решение полпреда
Напомним, по итогам октябрьского визита в Архангельск полномочного представителям президента в Северо-Западном федеральном округе Николая Цуканова региональным и городским властям был дан месяц на завершение очередного этапа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. До 30 ноября было предписано закрыть вопрос со строительством двух домов для переселенцев в округе Майская горка. Уже тогда специалисты говорили о невозможности выполнения данных поручений. Однако власти твердили об обратном: всё будет выполнено в срок.
Отвечая на вопрос о строительстве многострадальных домов, которые возводятся чебоксарской компанией «СУОР» в рамках очередного этапа программы переселения, Никита Кривонкин сообщил, что дома «достраиваются».
— По первому дому подписан акт приёма в эксплуатацию 28 ноября. Это Московский, 55, корпус 2. Сейчас ведутся работы по его приёмке. На сегодняшний день пока что представителями подрядчика не предъявлены к приёмке системы электроснабжения, водоснабжения, пожарной безопасности, в нём отсутствуют лифты. Поскольку дома многоэтажные, то эту работу необходимо завершить, — пояснил Никита Кривонкин.
Кроме этого, чиновник пояснил, что приёмка домов производится коллегиально с участием городского департамента муниципального имущества и областного управления капитального строительства. Он выразил надежду, что все непредъявленные системы будут приняты комиссией во время следующего выезда на объект.
При этом г-н Кривонкин разделил два понятия: ввод дома в эксплуатацию и его передача в собственность администрации Архангельска с последующим заселением людей. Дело в том, что во времена конфликта мэра Архангельска Виктора Павленко и губернатора Игоря Орлова областная власть забрала полномочия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья на региональный уровень.
В то же время решение вопросов расселения ветхого жилья по закону о местном самоуправлении осталось в ведении городских властей. Поэтому сегодняшнее расселение обитателей ветхих деревяшек в новые дома проходит в несколько этапов.
Сначала областная власть через Главное управление капитального строительства строит новые дома, затем передаёт их в собственность муниципального образования. После этого городские власти передают полученные жилые помещения по договорам социального найма нуждающимся горожанам.
Именно поэтому формальный ввод дома в эксплуатацию совсем не означает, что обитатели ветхих деревяшек скоро сменят свою прописку. Более того, в собственность муниципалитета могут перейти лишь жилые помещения, то есть те, в которых есть необходимый уровень благоустройства, которые пригодны для проживания.
Мрачный дом
Впрочем, судьба ещё одного дома, который строит компания «СУОР», и вовсе покрыта мраком. В доме, который ещё даже не введён в эксплуатацию, всего 80 квартир. По нему застройщик и главное управление капитального строительства на день сессии гордумы даже не представили в администрацию города необходимые документы.
Как отметил директор департамента градостроительства Михаил Елагин, возможно, необходимые документы поступят в администрацию до конца декабря.
— Работы там продолжаются. Я думаю, что до конца декабря министерство строительства представит нам документы для его ввода в эксплуатацию, — пояснил он депутатам.
Депутат гордумы Олег Черненко, проживающий по соседству с многострадальной стройкой, показал коллегам и чиновникам администрации две фотографии, сделанные из окна собственной квартиры и отражающие этапы строительства социальных домов.
— Да, работы по благоустройству, по подключению домов к сетям ведутся, но до их окончания ещё несколько месяцев. 180-квартирный дом, который введён в эксплуатацию, не доделан, хотя нам 30 ноября обещали его заселить. Второй дом вообще даже не покрашен, балконы даже не зашиты. Вообще ничего не сделано по этому дому! — эмоционально воскликнул Олег Черненко.
Также он обратил внимание на то, что рядом с домом, который по документам введён в эксплуатацию, до сих пор работает башенный кран.
— Обычно, когда коробка дома готова, кран уже убирается. А тут кран ездит, грузы какие-то грузы поднимает. Как тут можно говорить, что этот дом введён в эксплуатацию?! И то, что творится вокруг домов, это никак не назвать не то что чем-то готовым, а хотя бы близким к готовности, — пояснил депутат.
При этом на представленных депутатом фотографиях было отчётливо видно, что и территория возле домов далеко от идеальной. По словам Никиты Кривонкина, благоустройство территории — одна из составляющих государственного контракта и оно должно быть выполнено. Он напомнил, что, несмотря на формальный ввод в эксплуатацию, доведение дома до ума продолжается и люди будут переселены в новое жильё лишь после выполнения всех необходимых работ.
«Будем решать проблему сто лет»
Ещё одной проблемой, которая встала перед городскими властями из-за срыва программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, стали многочисленные иски граждан о взыскании ущерба с администрации города за несвоевременное исполнение судебных решений. В настоящее время приняты решения об удовлетворении почти четырёх сотен таких решений, и их число растёт. При этом сумма компенсаций по каждому иску составляет от 70 до 200 тысяч рублей. В этом году администрация города была вынуждена изыскать на удовлетворение исков более 30 миллионов рублей, в следующем эта сумму еще увеличится.
На сессии городской думы выступил представитель общественного движения «Общество защиты прав потребителей» Михаил Воробьёв. Он рассказал, что количество подобных судебных исков постоянно увеличивается и выделенных на следующий год в городском бюджете 34 миллионов рублей на реализацию программы переселения не хватит даже на исполнение этих исков.
— Денежные средства, которые выделяются в бюджете города, совершенно не соответствуют масштабу проблемы, которая есть в Архангельске. На следующий год выделено 34 миллиона рублей. Если мы говорим о строительстве и приобретении жилья, то это хватит на приобретение или постройку 17-20 квартир. На 23 октября 2017 года в списке мэрии Архангельска 1741 неисполненное судебное решение. При таком количестве денежных средств мы будем решать эту проблему сто лет при условии, что новых решений добавляться не будет, — рассказал Михаил Воробьёв.
При этом г-н Воробьёв отметил, что, по его мнению, на решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в бюджете города необходимо предусматривать не менее 700 миллионов рублей в год. Только в этом случае появится шанс предоставить жильё всем нуждающимся. Однако многие горожане рискуют не дожить до этого.
— За судебными решениями — десятки людей, возраст которых превышает 70 лет. При сегодняшней динамике исполнения судебных решений они не получат жильё никогда, они умрут в тех домах, в которых сейчас живут, — подытожил Воробьёв.
Кроме этого, представитель общественного движения выразил несогласие с позицией администрации города по строительству домов на Московском проспекте.
— Мы не согласны с той картинкой, которая была представлена на сессии. Во-первых, потому что реально дома ещё не достроены и людей в них заселять нельзя. Во-вторых, чтобы улучшить показатели исполнения программы переселения перед Москвой, ещё в октябре, когда дома не были построены и сданы, в судах города Архангельска появились десятки исков о выселении людей в эти недостроенные дома, — пояснил Михаил Воробьёв.
Впрочем, представители администрации города последнее утверждение опровергли, заявив, что по суду никто не пытался выселить людей в ещё недостроенные дома.