Главный по посылочкам: как работает северная «Почта России»

Ответы на этот и другие вопросы узнали журналист и фотограф 29.ru, побывав в святая святых северной «Почты России» – Архангельском магистрально-сортировочном центре на Дзержинского, 6. Именно сюда, в четырехэтажное здание с необычно синими окнами на первом этаже, поступают тонны корреспонденции и посылок поездами, машинами и самолетами.

Назад в прошлое

Впрочем, все могло быть иначе. Помещением, где все продумано до мелочей, почта обзавелась далеко не сразу. Если бы не связист Филипп Варзумов, кто знает, где бы сейчас сортировали посылки архангельские операторы связи?

Вернемся в далекий 1964 год. 1 января фронтовик Филипп Павлович Варзумов возглавил отдел перевозки почты Архангельской области, а затем Прижелезнодорожный почтамт. Более 10 лет потратил северянин на постройку нового здания почты. 18 февраля 1976 года в 14:00 первый почтовый вагон прибыл к зданию почтамта.


Благодаря модернизации протяженность почтовых маршрутов по ж/д линиям увеличилась в 10 раз. Новыми направлениями стали Котлас, Киров, Москва, Симферополь, Батуми, Сухуми. Для перевозки почты использовались 25 вагонов. Почту доставляли морскими маршрутами: Соловки, Мезень, Нарьян-Мар, Гремиха. Дважды в сутки выполнялись более 20 автомобильных маршрутов.

Филипп Павлович много внимания уделял воспитанию молодых работников, убеждал продолжать учебу, помогал в устройстве детей в детские сады. Для работников предприятия предоставлялись места в общежитии, квартиры. В коллективе работали 800 человек.


Загрузили по полной: кто не спит ночами?

И сейчас в сортировочном центре круглые сутки кипит работа, более ста человек здесь работают в две смены.

– Это необычное место, сюда приходит почта со всего мира и страны. А потом здесь она сортируется. Это редкое подразделение, которое работает круглые сутки, даже когда город спит. Можно проезжать здесь в час ночи и увидеть, что окна горят, машины на выгрузке-погрузке стоят, – рассказывает заместитель директора УФПС Архангельской области по логистике Сергей Бакшанов.

Ключевая должность здесь – оператор связи. Именно он отвечает за прием и сдачу почты. Из 350 тысяч сотрудников всей отечественной «Почты» треть составляют именно операторы. Большинство из них – представительницы прекрасного пола. Мужчины переносят однообразную работу, особенно в ночное время, тяжелее, рассказывают сотрудники архангельского сортировочного центра.

Волшебство серых стен

На первый этаж сортировочного центра приходит большее число почтовых отправлений с области, Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. Отсюда же после детальной сортировки корреспонденция и посылки отправляются в отделения.


Если бы не технический гений Варзумова, сложно представить, как работали бы операторы вручную. А так – все автоматизировано и достаточно просто: через приметные окна с синими ставнями упаковки с отправлениями попадают на ленточные транспортеры, сотрудник нажимает кнопку и мешок начинает медленно ехать к нему.


После полученное отгружают на тележки «Т-4000». На них, кстати, влезает до тысячи килограммов. Но никто сотрудниц возить на себе такие тяжести не заставляет: есть в центре и грузчики, и лифты, и автокары – прицепил тележку и едешь по широким коридорам.


На отгрузке ручной труд заканчивается, оператор отправляется к компьютеру, или, официально говоря, за автоматизированное рабочее место. К слову, первые компьютеры в сортировочном центре появились в 2005-м и уже через год все отделы были обеспечены техникой.


Если коротко, все емкости, которые поступили, регистрируются во всероссийской программе «Сортировочный узел», по штриховому почтовому идентификатору.

– На каждом наименовании есть штрих-код, по нему можно отследить откуда куда что идет. Каждое отправление, каждая емкость должна приписываться к накладным. Есть накладные формы. Время огромных пачек документов ушло, теперь отсканировали – и все стало понятно. Девушка вводит, какое это отправление, категории – страховая, заказная и так далее. Операторы работают под своей фамилией, все абсолютно прозрачно, – поясняет заместитель начальника Архангельского магистрально-сортировочного центра (АМСЦ) Светлана Некрасова.

Почтовые отправления, которые привозят поездами, тоже оказываются на первом этаже, но отгружают их в другом отделе, на втором этаже. Погрузкой и выгрузкой занимаются от двух до четырех человек в смену. Все строго по расписанию – из-за большого объема работы каждая минута расписана.

Кстати, уже в III квартале этого года, по информации «Известий» в России может начать курсировать грузовой поезд «Почты» с рекордной скоростью 160 км/ч. Не у нас, конечно, но тем не менее, крупнотоннажные контейнеры на маршруте Китай–ЕС будут доставлять посылки еще быстрее. Сейчас два раза в неделю с Востока летают самолеты «Почты России».

Старый друг лучше новых двух

Этажом выше – сортировочный отдел. Здесь стоит уникальный механизм, который в таком виде сохранился только в Архангельске. Принцип его работы прост: оператор берет посылку, смотрит, куда она должна уйти, и нажимает соответствующую кнопку. По транспортеру посылка уходит в тот или иной накопитель.


Оператор смены Надежда Бальмина за чудо-машиной трудится уже не один десяток лет. Разбуди ее ночью – без запинок точно скажет, какая кнопка какому городскому отделению соответствует.


После сортировки все посылки, разделенные по группам, сканируются и отправляются на первый этаж.

Есть в огромном помещении и еще один раритет. Между прочим, рабочий и, по словам сотрудников, очень нужный – винтовой спуск с четвертого этажа. По нему ежедневно отправляются мешки с письменной корреспонденцией.

– Со времен постройки, 1974 года, здание не менялось. В 70-е были очень большие объемы работы, за сутки сюда приходило до пяти почтовых вагонов, и все они были загружены. В таком случае почту спускали через люки на нулевой этаж, там сортировали и уже доставляли по подъемникам либо сюда, либо на второй этаж, либо на четвертый, – делает небольшой экскурс в историю Светлана Некрасова.

Кто добавляет работы сортировщикам?

Работы у «Почты» действительно было много всегда. В Советском Союзе люди охотно слали друг другу письма, открытки и посылки, в современной России огромная часть отправлений – для любителей товаров со всем известного китайского сайта. «Али экспресс» серьезно прибавляет работы почтовикам. Так и иностранные языки учишь, смеются сортировщики: международную почту тяжело обрабатывать, бывает, напишут так, что трудно понять, какой город имеется ввиду.


– За сутки сегодня пришло по России и из зарубежных стран более 8000 ценностей – письма и бандероли с объявленной ценностью, плюс мелкие пакеты из-за границы, простой письменной корреспонденции – почти две тонны. Заказной корреспонденции – около 13 тысяч отправлений, посылочной почты – около 2 тысяч. Это средний показатель, далеко не пиковый. Перед Новым годом, например, количество писем и посылок удваивается, – просматривает суточные отчеты Сергей Бакшанов.

Посылки, бандероли, простая заказная письменная корреспонденция и международная почта – те самые пакеты с «Али» – обрабатываются на четвертом этаже. Здесь повсюду стоят сортировочные шкафы с огромным количеством ячеек, по количеству отделений в Архангельской области и НАО. Их 630.


– Здесь сортируется простая корреспонденция, отсортировали, потом завязали в пост-пакеты и отправили дальше уже транспортом. Отгружается по расписанию самолета, например. В основном работа кипит в ночное время, потому что с города и области привозят почту вечером. За ночь мы это рассортировали. В огромных мешках – посылки с «Али-экспресса». Еще одна часть сортировки – здесь и область, и город. Сейчас здесь пусто, потому что все отправлено, – уточняет начальник участка обработки почтовых отправлений Елена Андреева.

Естественно, все письма и открытки штемпелюют – ставят оттиск календарного штемпеля на корреспонденции, вынутой из архангельских почтовых ящиков. Машин в отделении – две: раритет из 80-х и современная. Отметим, большинство техники «Почта России» закупает на отечественных заводах.


Глядя на мешки посылок, сложно представить, что в этом можно легко разобраться, не перепутать и не отправить посылку в Коряжму вместо Котласа. Но, как говорят сами операторы, все дело в привычке. Кстати, чаще всего усложняют получение посылки не операторы, а сами адресаты – неправильно заполняют графы, адреса, номера телефонов. Допустим, на адресе стоит Онежский район, а индекс приписан Няндомы. Пока выяснишь – как детективную историю раскроешь.

– Если стерлась вся информация на отправлении, мы применяем все силы, чтобы ее восстановить. В том числе делаем запрос в отделение связи, откуда поступило отправление. Бывает даже, что мы разыскиваем отправителя, чтобы определить, кому идет почтовое отправление. В крайнем случае оформляем акт и отправляем отправителю, – резюмирует Елена Андреева.


Не заработка ради, удобства для

Самый популярный вопрос у пользователей: как избежать траты времени в отделениях связи? Спрашивали – отвечаем. Для архангелогородцев есть простое решение: в столице Поморья с прошлого года работает два пункта выдачи посылочной почты, коротко – ЦВПП. Один – на Дзержинского, 6, второй – на Галушина, 9.

– Они удобны тем, что не надо ждать, пока все оплатят коммуналку и отправят письма. Допустим, вы живете в одном месте, приписаны к другому, а работаете рядом с железнодорожным вокзалом, и вам было бы очень удобно здесь получать свою посылку. И когда вы заполняете графу «адрес», вы либо пишите адрес ЦВПП (это бесплатно), либо оформляете переадресацию. Эта услуга платная, но цены символические – 30 рублей в месяц, – объяснила 29.ru пресс-секретарь архангельской «Почты России» Маргарита Качулина.


Если уж совсем лень приехать и забрать свои посылки, можно воспользоваться услугами курьерской доставки. Участок курьерской доставки был создан 16 мая 2016 года и теперь он занимается не только экспресс-отправлениями.

– Сейчас мы охватили всю территорию от Маймаксы, порта Экономии до Цигломенского округа. У нас работает четыре курьера, три оператора. Наши услуги обходятся пользователям в четыре раза дешевле других курьерских служб, – рассказал о своей работе заместитель начальника участка курьерской доставки Павел Соколов.


Просмотров: 6065
Евгения Рачеева
Фото Сергея Сюрина
Читайте также
Другие материалы рубрики
Как это устроено