Город Ради аквапарка города Поморья «женят»: иллюзорные агломерации обретают границы

Ради аквапарка города Поморья «женят»: иллюзорные агломерации обретают границы

В последнее время власти много говорят об агломерация. Правда, чаще всего это просто общие слова. Что на самом деле стоит за идеей объединения территорий?

Архангельск – город, власти которого последними заявили о желании присоединиться к агломерации

В последние дни региональные и муниципальные власти буквально разорвали «макушку» лета новостями одна горячее другой. На территории области планируется создать сразу три агломерации, объединения муниципалитетов, которые будут претендовать на получение федеральных денег по программам развития.

Сначала власти «нанесли удар в южном направлении», объявив о создании двух агломераций в Котласском районе. Одну непосредственно вокруг районного центра с присоединением к нему территорий Шипицыно, Приводино и части Черемушского, а вторую – вокруг промышленного центра юга области – города Коряжмы с присоединением к нему Сольвычегодска и оставшейся части Черемушского.

Чуть позже о своих планах по вхождению в «северную» агломерацию Поморья объявили и власти Архангельска. На днях пресс-служба городской администрации официально заявила о начале подготовки межмуниципального договора между Архангельском, Северодвинском, Новодвинском и Приморским районом. Главный аргумент объединения – эти города и район, по сути, уже давно переплетены между собой экономически и являются единым целым, а Новодвинск и вовсе когда-то считался частью Архангельска.

Отдадим Котлас Вологодской области

Вообще речь о создании агломераций на территории Архангельской области идёт не одно десятилетие. Порой такие разговоры приобретали весьма неожиданные формы. Например, в 2008 году речь шла о возможном создании агломерации, например, на базе Котласа и... Великого Устюга. Одним из главных тормозов такого объединения стало то, что Котлас находится в Архангельской области, а Устюг – в Вологодской.

Вновь о создании агломераций в регионе заговорили с назначением в 2012 году губернатором Архангельской области Игоря Орлова. На одной из своих пресс-конференций новоизбранный глава региона заявил дословно следующее:

– Мы начали разговор в минрегионе о создании агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск. В рамках агломерации трёх городов мы можем стать пилотной площадкой. Подобного рода урбанистических центров в России много, но наша задача – прорисовать концепцию развития агломерации трёх городов и выставить её на федеральный уровень. И тогда между Северодвинском и Архангельском будут ходить троллейбусы, – заявил в феврале 2012-го Игорь Орлов.

Это сообщение тогда он назвал «горячей новостью». Однако за прошедшие пять лет она успела порядком поостыть, а Поморье не стало не только пилотной площадкой объединения муниципалитетов, но и вообще попала в аутсайдеры агломерационной гонки.

Новый виток разговоров про объединение городов начался три года назад, когда на уровне Правительства России был разработан план мероприятий (дорожная карта) по развитию агломераций в стране. Соответствующее решение было закреплено в прошлом году на всероссийской конференции, посвящённой развитию городских агломераций в Новосибирске, являющимся одним из положительных примеров объединения муниципалитетов.

В январе этого года президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, лейтмотивом которой стала урбанизация, создание агломераций и макрорегионов. Обозначены и задачи подобных объединений – экономическое развитие, решение экологических проблем, улучшение транспортной инфраструктуры и т.п.

Иллюзия единства

Говоря про создание агломераций, региональные власти чаще оперируют общими фразами, обозначенными в Указе президента. Мол, это позволит повысить инвестиционную привлекательность муниципалитетов, создаст более комфортную городскую среду, позволит поднять уровень жизни в сельских территориях. Когда чиновники пытаются добавить в комментарии что-то своё, появляются такие «неожиданные» предложения как троллейбус из Архангельска в Северодвинск или строительство аквапарка, которое ну, никак невозможно без создания агломерации.

– Немало необходимых, мощных проектов по развитию территорий не находят финансирования, поскольку по отдельности каждый из наших муниципалитетов зачастую неконкурентоспособен. Возьмем простой пример: идея открытия аквапарка выглядит гораздо привлекательнее с точки зрения инвестора, если речь идет о потенциальных клиентах из четырех муниципальных образований, а не только из столицы Поморья. При этом задача власти – обеспечить транспортную доступность подобного объекта, – пояснил заместитель главы Архангельска Николай Евменов.

А вот с транспортной доступностью участников агломерации в случае с «Большим Архангельском» могут возникнуть серьёзные проблемы. Например, трасса Архангельск-Северодвинск уже сегодня с трудом справляется с транспортным потоком, а пробки (особенно на въезде в Архангельск) давно стали неприемлемым атрибутом автодороги М8. И зачастую преодоление 35 километров пути растягивается на полтора-два часа. А если там ещё и «троллейбусы пустить»...

Однако есть и более серьёзные разногласия, которые, по мнению экспертов, не позволят создать агломерацию «Большой Архангельск».

– Три наших города слишком непохожи, зависят от разных внешних факторов и чуть различны в своей субкультуре. Один – город областной, и его миссия – развитие Поморья; другой – город Российской Федерации, и его миссия – ковать за счет федерального бюджета щит родины; третий город – часть глобальной экономической системы, и его миссия – обеспечение развития своей доли мирового рынка. Своя миссия и у Приморского района, и она отличается от трех городских. Объединение такого разнообразия в квартет описал еще «дедушка Крылов», – сказал в своей авторской колонке в газете «Бизнес-класс Архангельск» бывший председатель Архангельского городского Совета депутатов Александр Иванов.

Хоть горшком назови – только не разлучай

Однако региональные и муниципальные власти всё равно уверены, что у агломерации «Большой Архангельск» есть будущее. И связано это, прежде всего, с тем, что три города и район уже давно живут не врозь, а вместе и уже давно тесно переплетены экономически, социально и… по-человечески.

Эта интеграция начинается со студенческой скамьи, когда студенты из Северодвинска или Новодвинска ездят в Архангельск на учёбу в вузы. Уже давно многие жители Северодвинска работают на предприятиях и организациях Архангельска. Многие из них создают «агломерационные семьи», в которых муж и жена представляют два города. Так что три города и один район обречены быть вместе. И как назвать это объединение – агломерация или «семейный союз» – не так уж и важно.

И уже сейчас реализуются проекты, ориентированные не на один какой-то муниципалитет, а на будущую агломерацию. Взять хотя бы тот же крематорий, построенный в Рикасихе. Этот проект в рамках одного небольшого муниципального образования обречен, а вот когда он позиционируется как агломерационный проект, ориентированный на четыре муниципалитета, его экономическая эффективность вполне просчитывается.

– Создание агломерации с условным названием «Большой Архангельск» – это очевидная потребность. Пример тому – необходимость совместного решения вопросов переработки твёрдых бытовых отходов, принятия единых стандартов по оказанию социальных, транспортных услуг, обустройству дачных посёлков, мест отдыха, – отметил на апрельском совещании в правительстве области Игорь Орлов.

Вообще посёлок Рикасиха в силу своего географического положения может стать одной из узловых точек агломерации «Большой Архангельск». Он располагается примерно посредине пути между областным центром и Северодвинском, а потому вполне вероятно крематорий – первое, но далеко не последнее предприятие, построенное здесь ради обслуживания жителей агломерации.

Хорошо это или нет – сказать сложно. Уже сейчас дачники из Рикасихи восстали против очередного «агломерационного проекта» – строительства межмуниципального полигона для захоронения отходов. Людям никто не может объяснить, насколько это опасно, а потому они делают свои выводы и выражают недовольство.

Никто никого объединять не будет

При этом речи о физическом объединении муниципалитетов речи никто не ведёт. Каждый муниципалитет должен остаться самостоятельным. Так, на встрече в администрации Архангельска исполняющий обязанности руководителя агентства стратегических разработок Архангельской области Денис Тюпышев подчеркнул, что речь идет не о территориальном объединении муниципальных образований, а об экономической и нормативно-правовой коалиции.

– Создание агломерации также предполагает внедрение единых информационных ресурсов, таких как мобильное приложение «Активный гражданин». Департамент экономического развития Администрации Архангельска представил участникам совещания первые предложения в проект, которые касаются развития арктического туризма, межмуниципального транспортного сообщения, решения проблем обращения с твердыми бытовыми отходами, внедрения единой социальной карты, совместного использования рекреационных объектов и информационных ресурсов, – говорят сегодня в администрации Архангельска.

Но самое важное – создание агломерации, как ожидается, позволит привлечь на условиях софинансирования серьёзные средства из федерального бюджета на инфраструктурные проекты. То же расширение дороги Архангельск–Северодвинск невозможно без привлечение федерального финансирования, и речь должна идти не о миллионах и даже не о сотнях миллионов, а о миллиардах рублей бюджетного финансирования.

И положительные примеры агломерации на территории страны уже есть. Например, в этом году Пермский край дополнительно получил один миллиард рублей из федерального бюджета на реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги Пермской городской агломерации». Вот только найдутся ли у нас в области лоббисты уровня бывшего губернатора Пермского края Виктора Басаргина?

Кроме этого, у агломерации есть и отрицательные стороны. Одной из них (и весьма существенной) может стать выравнивание стоимости жилья, коммунальных услуг в трёх городах. И не исключено, что «выравнивание» произойдёт не в сторону снижения стоимости, а её увеличения.

Впрочем, многие вопросы вполне реально урегулировать в рамках межмунципального договора, который планируется заключить с участием правительства Архангельской области, администраций Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и Приморского района. До конца августа рабочая группа представит паспорт проекта «Агломерация «Большой Архангельск», а к декабрю будет сформирована организационная структура агломерации и продумано правовое обеспечение проекта.

После этого и можно будет говорить, как именно «поженят» три муниципальных образования и чем это будет грозить жителям.

Фото: Сергей Яковлев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления