Перспективы развития Архангельской области обсудили на заседании экспертно-аналитического совета при главе региона. Открывая мероприятие, губернатор Игорь Орлов отметил, что без четкой стратегии развития Поморья, понятной всем жителям региона, невозможны прорывы ни в одной из отраслей жизнедеятельности области.
Орлов выступил с инициативой, предложив вынести перечень центральных положений стратегического развития Архангельской области на открытое обсуждение, после того как эти постулаты будут сформированы и детально рассмотрены в рабочих группах экспертно-аналитического совета. К участию в дискуссии планируется привлечь заинтересованную общественность, профильных экспертов и научное сообщество региона.
Как сообщают в областном правительстве, в числе приоритетов социально-экономического роста названы энергетический комплекс, строительство дорог, развитие городов и торговли, поддержка местных производств и сельского хозяйства.
Отдельной темой разговора стало формирование ведущих направлений деятельности в сфере культуры и искусства, которые будут способствовать росту духовных и религиозных ценностей, развитию уникальных северных ремесел, расширению и укреплению интеллектуального потенциала Поморья, качественному становлению национального самосознания. Одной из опорных точек, по мнению главы региона, здесь должна стать социальная ответственность бизнеса.
Среди намеченных приоритетов развития – образование. Причем речь идет не только о мощнейшем центре высшей школы Северного (Арктического) федерального университета, но и о других учреждениях образования и науки, которые руководству региона предстоит встроить в единую систему работы в интересах жителей Архангельской области.
В числе передовых проектов, имеющих особую ценность для нашего края, были также отмечены строительство «Белкомура» и программа освоения Арктики.
Напомним, что министерство регионального развития России приняло решение о включении проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного морского порта недалеко от Архангельска в стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года.
Архангельский транспортный узел уже сейчас является крупнейшей перевалочной базой для поставок, обеспечивающих крупные нефтегазовые проекты в Арктике и Сибири. А синхронная реализация проектов строительства нового глубоководного района архангельского порта и железнодорожной магистрали «Белкомур» активизирует экономическую деятельность и повысит инвестиционную привлекательность всего Севера европейской части России.
Само строительство железнодорожной магистрали началось в ноябре 1998, когда был забит символический серебряный костыль Белкомура в присутствии руководителей Республики Коми, Архангельской и Пермской областей. Затем было проложено несколько километров дороги – примерно по четыре километра вблизи Карпогор и вблизи Вендинги. Однако по причинам финансового кризиса строительство было заморожено. Построенные участки разобрали, искусственные сооружения были снесены и разграблены. В 2007 году возобновилась работа по реализации проекта, но не просто в виде строительства магистрали, а как комплексная программа развития северо-запада России.
Однако в саму идею успешной реанимации «Белкомура» верят далеко не все. Депутат Архангельского областного собрания и руководитель регионального отделения КПРФ Александр Новиков считает, что сама концепция строительства магистрали нуждается в существенной доработке.
«Помнится, в году 1997-м, когда проект только-только стартовал, моим соседом по даче был человек, входящий в число ответственных лиц по его реализации. Мы тогда с ним много дискутировали: он убеждал меня в однозначном успехе данной затеи, а я считал все это сказкой. Как показало время, так оно и получилось. Прошло 15 лет, и никакого движения вперед. В наши дни имеет смысл задаться вопросом: а насколько «Белкомур» будет полезен и эффективен в теперешних условиях, с учетом изменения экономической и политической ситуации в соседних регионах. Необходимо собрать экспертный совет с участием представителей всех субъектов, задействованных в проекте, и уже с учетом их итогового мнения сделать окончательный вывод – похоронить эту транспортную мечту или все же довести ее до конца, но с учетом существенных корректировок. А иначе мы рискуем опять столкнуться с элементарным закапыванием огромных бюджетных сумм», – убежден лидер коммунистов Поморья.
Фото: Фото с сайта В-port.com