Сегодня Архангельск сделал еще один дополнительный шаг в Арктику. В здании морского пароходства открылось представительство администрации Северного морского пути. Этого события ожидали уже давно, поскольку президентский указ о создании сей структуры был подписан еще год назад. А разговоры о возвращении управления Севморпути в столицу Поморья (ранее руководство им осуществлялось из Санкт-Петербурга) не утихали последние несколько лет. В поддержку данной идеи высказывались руководители самого высокого ранга.
И вот оно – свершилось. Архангельский административный офис явился на свет. На его «день рождения» приехали гости федерального масштаба – советник президента РФ Игорь Левитин и заместитель министра транспорта Виктор Олерский. Штаб-квартира расположилась в «пароходской» высотке у центрального рынка. Ее первоначальной задачей станут взаимодействие с республиканской службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с полярной авиацией, осуществление работ системы реагирования на проблемные ситуации в Арктике. Иными словами – обеспечение безопасности судоходства.
Объективности ради стоит заметить, что еще один управленческий штат Севморпути базируется в Москве. В его ведение входят официально-разрешительные функции – в противовес прикладным задачам, кои приписаны к архангельскому собрату. Так что за передвижением судов в арктических широтах будут наблюдать аж из двух городов.
«Произошло знаковое событие. Появление у нас представительства администрации Северного морского пути – это продолжение славных мореплавательных традиций, заложенных нашими предками и достойная перспектива на будущее. Мы сможем достойно выполнить все арктические задачи, поставленные перед нами. Необходимые ресурсы у региона есть», – заявил на церемонии открытия офиса губернатор Поморья Игорь Орлов.
Президентский советник Левитин отметил, что здесь, на архангельской земле, будут разрабатываться новые подходы к транспортным коммуникациям Арктики. «Архангельск всегда был ориентирован на Север. Это порт, жизнь в котором не замирает. Ваш город занимает свою прочную нишу в арктической инфраструктуре», – сказал он.
Затрагивая неувядающую тему Белкомура, Левитин связал его грядущее строительство с Севморпутем. Судьба проекта напрямую зависит от объемов и масштабов будущих перевозок. Чем больше они будут, тем скорее мы получим Белкомур. Эксперты считают, что в перспективе возможен рост грузопотока по Севморпути до десяти миллионов тонн в год.
Надо обратить внимание, что Северный морской путь – кратчайшая морская трасса между Европейской частью России и Дальним Востоком. Организационно он делится на Западный и Восточный сектора Арктики. За время существования СССР исследования Арктики и СМП велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.). В настоящее время участь Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов.
Комментируя второе пришествие управленческой структуры СМП обратно в поморские края, замминистра транспорта РФ Виктор Олерский подчеркнул: «Все возвращается на круги своя. Область располагает достаточным экономическим потенциалом и кадрами. Это дает Архангельску большие возможности стать площадкой для освоения Арктики».