Капитан порта Архангельск Аркадий Александров перед началом навигации вынужден был подписать распоряжение, после которого использование тысяч частных лодок и катеров архангелогородцев оказалось под запретом.
Дело в том, что в конце 2014 года правительство РФ утвердило «Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах». Документ был принят без учёта специфики регионов и действует по всей стране. Это постановление правительства запрещает использование физлицами любых маломерных судов: катеров, яхт, весельных лодок на акватории портов. Юридические лица могут получить у начальника порта разрешение на использование маломерных судов, если их деятельность связана с исполнением служебных обязанностей или с обеспечением функционирования порта. Все передвижения по акватории портов частных катеров и лодок разрешены только для спасения жизней на воде.
В минувшую пятницу, 13 марта, капитан морского порта Архангельск ввёл данный запрет для маломерного флота, однако после появления публикаций в СМИ и негативных откликов 17 марта руководство порта отменило своё распоряжение. Но постановление правительства РФ, естественно, осталось в силе без каких-либо изменений.
Жители островных территорий и рыбаки с открытием навигации 2015 года не смогут передвигаться в акваториях портов Архангельск, Онега, Соловки, Мезень и Котлас на маломерном флоте. При этом, по оценкам регионального управления МЧС России, в Поморье чудовищный запрет коснется как минимум 14 тысяч владельцев судов.
Понятно, что с наступлением навигации люди всё равно будут использовать свои лодки и катера, несмотря на запрет. Ситуация может ухудшиться, когда ГИМС начнёт выписывать нарушителям административные штрафы – вот тогда и может произойти, так называемый, социальный взрыв.
Накануне в правительстве области прошло заседание, на котором губернатор региона Игорь Орлов дал поручение руководителю агентства по транспорту Архангельской области Вадиму Кривову предотвратить спорную ситуацию, которая может возникнуть в регионе с открытием навигации.
«Авторы документа не оценили всех факторов жизни таких территорий, как областной центр и прилегающие к нему острова. Кто-то погорячился, оставив людей без связи с «большой землей» и традиционного промысла», – сообщил Игорь Орлов.
На минувшей неделе региональное правительство уже направило обращение министру транспорта РФ Максиму Соколову о том, что запрет на использование людьми катеров для обеспечения транспортной доступности и рыбалки нарушает конституционные права граждан.
Данная проблема может коснуться многих прибрежных субъектов РФ. Правительство Архангельской области предлагает решить её оперативно. Для этого в «Требования» срочно нужно внести изменения, расширив полномочия капитанов портов, связанные с регулированием движения маломерных судов, учитывая географическое положение порта, его специфику и традиционно-социальные условия местного населения. Иными словами, каждый капитан морского порта должен самостоятельно определять границы и сроки ввода запретов.
«Очевидно, что жители Архангельска и Приморского района не станут соблюдать это постановление, и также очевидно, что все силы надзорных органов придется бросить на ловлю и штрафование нарушителей в акватории порта. Но никакой численности пограничников, портового надзора и ГИМСа не хватит, чтобы намертво «перекрыть» такую огромную акваторию. Да и с какой стати северян лишают их исконных прав, в том числе конституционного права на свободу передвижения и пользования своим имуществом? Пусть правительство РФ срочно даст необходимые разъяснения и внесет разумные поправки, иначе социальный взрыв в регионе просто неизбежен», – рассказал депутат Архангельского областного Собрания депутатов Эрнест Белокоровин.
Это постановление правительства России, принятое поспешно и без учета интересов жителей субъектов, не единственное, портящее жизнь рыбакам. Вспомним хотя бы историю с Унской губой Белого моря. Территория Унской губы была включена в границы нацпарка «Онежское Поморье», и в соответствии с федеральным законодательством под запрет попал промышленный лов рыбы – рыболовецкие колхозы остались без работы. Теперь уже год работники двух колхозов – имени Калинина и «Заря» – лишены возможности традиционного промысла. Отсюда и боязнь, что разрешить ситуацию до начала навигации 2015 года депутаты не успеют.
Фото: Фото с сайта Korabley.net