Судьба памятника северным деревянным парусным судам – шхуны «Запад» – практически решилась. В областном правительстве дали согласие на ее реставрацию. Однако сейчас в реинкарнацию «Запада» верится с трудом. На данный момент она представляет собой унылое зрелище – на огороженном пространстве на Красной пристани рядом с Морским музеем стоит деревянное облупившееся судно. Специалисты признали: его износ составляет более 80%.
Корабль-призрак в 1990-е повредили пожар и шторм: после этого судно лишилось палубы и трёх мачт. Природные явления и время тоже не щадят – на нём практически не осталось ничего «живого»: везде видны дыры, облупившаяся краска и цветущие растения. Трудно поверить, что 20 лет назад на борту судна располагалась бухгалтерия Морского музея, и каждый архангелогородец мог зайти на палубу и встать у штурвала, почувствовав себя бывалым моряком.
Ещё раньше шхуна «Запад» использовалась для перевозки грузов, была «декорацией» в фильме «Георгий Седов», а также служила учебным классом для архангельских моряков.
В прошлом году в Архангельске заговорили о восстановлении деревянного памятника северным судам. Весной 2015 года в Минюсте РФ был зарегистрирован фонд «Морской мемориал "Колыбель русского флота"», учредителем которого является «Северный морской музей». Фонд планирует привлекать деньги для решения символично значимых для Архангельска проблем: среди уставных целей организации – благоустройство и реконструкция территории «Красная пристань» и восстановление легендарной парусно-моторной шхуны «Запад». Кроме того, фонд намерен развивать и благоустраивать территорию Петровского сквера и Красной пристани.
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов поддержал концепцию, представленную директором фонда Максимом Корельским и центром «Футурист»: создание туристической зоны «Морской мемориал» в районе набережной Северной Двины между обелиском «Жертвам интервенции» и памятником Петру I. Здесь должны найти свои места такие исторические объекты, как «Домик Петра» и «Беседка Грина», утраченные в былые времена. В ареал комплекса войдут Северный морской музей, шхуна «Запад» и Красная пристань, дополнят ансамбль современные малые архитектурные формы.
Интерес активных горожан и областной власти к этому месту не случаен. До революции Петровский сквер был главным общественным пространством Архангельска. Проект «Морской мемориал» призван вернуть историческую идентичность этого места.
Губернатор Поморья считает, что, восстановив шхуну «Запад», Архангельск подтвердит звание колыбели российского флота. Рассматриваются различные варианты: установка на месте шхуны макета судна петровской эпохи, поморского коча, символического арт-объекта или памятника Георгию Седову. Но решение о восстановлении шхуны «Запад» накануне в правительстве региона было названо приоритетным.
В ближайшие полтора месяца шхуна будет законсервирована под реставрацию.
После реставрации «Запад» получит новый облик: судно украсят алые паруса, которые будут поднимать в дни школьных выпускных как символ больших надежд молодого поколения. Ранее сообщалось, что на реконструкцию шхуны потребуется немалая сумма – 40 миллионов рублей. Деньги на эти цели будет собирать фонд «Морской мемориал».
Заведующая отделом Международной проектной деятельности Архангельского краеведческого музея Любовь Елизарова в интервью 29.ru поделилась своими мыслями насчёт восстановления легендарного судна. «На моей памяти уже далеко не в первый раз хотят восстановить шхуну «Запад». Пока это только слова, но, если мы увидим, что процесс действительно начался, то будем очень рады. В Гостиные дворы на фестиваль ремесленного мастерства приезжали плотники из Норвегии, Швеции и других стран, они очень интересовались шхуной, удивлялись, что такое судно стоит в центральной части города бесхозное, в плохом состоянии», – рассказала Любовь Елизарова.
У архангелогородцев мнения насчёт реконструкции памятника северным судам расходятся. В комментариях к статьям, где уже сообщалось о планируемой реставрации судна, некоторые читатели предлагали не восстанавливать шхуну, а собрать деньги на создание макета, для некоторых шхуна не представляет никакой ценности, её предлагали просто разобрать, а многие с нетерпением ждут, что всё-таки слова будут не напрасны и судно из символа бесхозяйственности и запущенности Архангельска превратится в музейный объект.
«Действительно, в далеком прошлом шхуна «Запад» являлась неотъемлемым украшением нашей набережной. Но сейчас ее реставрация до первозданного вида представляется мне чем-то фантастическим и нереальным, особенно если учитывать нынешнее состояние бедного парусника. Легче заказать на какой-нибудь судоверфи его новый оригинал, чем пытаться восстановить то, что долго и мучительно гнило почти 20 лет подряд. Ткни в нее пальцем – она рассыпется. Так что проект крайне утопический. Да и непонятно, откуда будут брать деньги на его реализацию. И нет никакой гарантии, что, если даже они найдутся, то смогут все до копейки уйти на осуществление поставленной цели. Наверняка кому-то захочется поживиться и что-то «отщипнуть» от лакомого пирога, как это всегда бывает», – поделился своими рассуждениями архангелогородец Владимир Смирнов.
Жители столицы Поморья, как героиня Грина Ассоль, замерли в ожидании алых парусов, которые, по обещанию властей и инициаторов проекта, должны подняться на шхуне «Запад».
Шхуна «Запад» построена в 1949 году в Финляндии и передана в Эстонское пароходство, где перевозила грузы и использовалась как учебное судно. Позднее передана Северному морскому пароходству (Архангельск), использовалась для перевозки грузов и пассажиров. В 1953 году передана Архангельскому мореходному училищу, где на ней проходили практику курсанты мореходных училищ СССР, рейсы совершались в Белом и Баренцевом морях, использовалась при съемках фильма «Георгий Седов» (1974). В 1980 году переоборудована в музей. В 2005 году исключена из списка музейных экспонатов Морского музея и стала объектом недвижимости на балансе музея. В настоящий момент находится в аварийном состоянии в ожидании реставрации.
Фото: Фото с сайта правительства Архангельской области