Власти Архангельской области вознамерились твердо взяться за «Белкомур». Реализация данного проекта стала главной темой выступления губернатора Поморья Игоря Орлова во время его поездки в Китай. Напомним, глава региона в Харбине принимал участие во встрече заместителя премьер-министра РФ Дмитрия Рогозина и вице-премьера Госсовета КНР Ван Яна с руководителями промышленных компаний двух стран.
Орлов напомнил, что «Белкомур» – не просто инфраструктурный проект, а комплексная программа развития регионов Северо-Запада России, охватывающая интересы четырех субъектов РФ: Пермского края, Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей.
Инфраструктурной основой программы является строительство новой железной дороги Архангельск – Сыктывкар – Соликамск и нового глубоководного Архангельского морского порта.
Строительство «Белкомура» открывает доступ к природным ресурсам (лес, нефть, уголь, минералы, металлические и неметаллические руды), обеспечивает создание северного продолжения Транссибирской магистрали и возможность перевозки из крупнейшего в мире Березниковско-Соликамского промышленного узла.
Помимо этого проект открывает новый международный транзитный коридор для доставки грузов из восточных районов Китая до стран Европы и западного побережья США, является основной частью программы развития и освоения Арктической зоны России и Северного морского пути.
Как подчеркнул губернатор, по мнению российских и китайских экспертов, проект полностью соответствует стратегии «Нового Шёлкового пути». Он дает возможность создания десятков новых и модернизации действующих промышленных производств. С июля по октябрь 2015 года реализация проекта существенно продвинулась благодаря совместным действиям российских регионов и китайского партнера – компании Poly Technologies, Inc.
Общая протяженность магистрали составляет 1155 километров. Сметная стоимость ориентировочно оценивается в 155 миллиардов рублей. Ориентировочное время окончания строительства – 2017–2018 годы.
Перебирая вехи печальной истории «Белкомура», необходимо остановиться на следующих «знаковых» моментах. Само строительство железнодорожной магистрали началось в ноябре 1998-го, когда был забит символический серебряный костыль Белкомура в присутствии руководителей Республики Коми, Архангельской и Пермской областей. Затем было проложено несколько километров дороги – примерно по четыре километра вблизи Карпогор и вблизи Вендинги. Однако по причине финансового кризиса строительство было заморожено. Построенные участки разобрали, искусственные сооружения были снесены и разграблены. В 2007 году возобновилась работа по реализации проекта, но не просто в виде строительства магистрали, а как комплексная программа развития северо-запада России.
Финансовый эксперт Александр Иванов особых иллюзий относительно идеи реанимации «Белкомура» не питает.
«Все заявления по этому поводу не подкреплены существенными сведениями – расчетами, грузопотоком, инвесторами. По правилам нормального бизнеса, такого быть не должно. Там проект сначала тщательно прорабатывается до мельчайших деталей, а только потом предается огласке. Да, сам "Белкомур" проталкивается не бизнесом, а властью. Но примечательно, что наше государство денег на его реализацию не даст. Остается надежда исключительно на китайскую сторону. Но, как известно, в государственных и окологосударственных инвестиционных фондах Поднебесной контроль за деньгами очень строгий – любая оплошность может обернуться серьезным наказанием, вплоть до расстрела. А вообще китайцы являются мастерами вести переговоры, у них опыт длиной в пять тысяч лет. Как показывает опыт, зачастую переговоры с ними оканчиваются абсолютно не тем, чем начинались. Допускаю, что в рассматриваемом случае тема "Белокомура" постепенно сменится вывозом леса», – высказал свое мнение Александр Петрович в интервью нашему сайту.
Фото: Фото с сайта Look.com.ua