Город По шхуне «Запад» грянет реквием?

По шхуне «Запад» грянет реквием?

Шхуна «Запад» на открытке времен СССР

Сегодня ночью в столице Поморья произошел пожар на набережной Северной Двины. Полыхнула многострадальная шхуна «Запад», которая уже много лет пребывала в аварийном состоянии, вызывавшем неподдельное сочувствие большинства горожан. К настоящему времени пожар, кажется, потушен, но будущее некогда грациозной трехмачтовой красавицы теперь представляется совсем уж печальным.

Наверное, стоит правильнее сказать, что у шхуны уже нет никакого будущего. Еще задолго до возгорания практически все эксперты заявляли о невозможности ее реставрации в том горестном виде, в котором она пребывала. Теперь же, скорее всего, о реконструкции больше никто и не заикнется, ибо «красный петух» похоронил последние шансы судна на обретение новой судьбы.

Что стало причиной пожара, предстоит выяснить следствию, поэтому пока воздержимся от предположений и выводов. Гораздо интереснее представить, что будет с «Западом» (точнее тем, что от него осталось после ночного ЧП) в дальнейшем. Идея наводить реставрационный глянец на обгоревший остов прямо на месте расположения, вероятно, в голову никому не придет. Тут уж наверняка встанет вопрос о демонтаже. Следовательно, освобождается довольно привлекательная площадка на Красной пристани с видом на Двину, на которой шхуна стояла, выражаясь цитатой из пушкинской сказки, «ровно тридцать лет и три года». А свято место, согласно общеизвестной истине, пусто не бывает...

История мытарств шхуны «Запад» насчитывает без малого два десятка лет. В далеком 1997-м из-за порывов сильного ветра она разом лишилась всех своих трех мачт – ураган свалил их на землю. К счастью, обошлось без жертв и пострадавших. После этого судно начало ветшать и разваливаться спринтерскими темпами. От греха подальше к нему перестали подпускать людей. Официально несчастный парусник прикреплен к Северному морскому музею, однако уже давно не числится среди его экспонатов и переведен в «объект недвижимости».

Разговоры о приведении корабля в должный первозданный вид идут едва ли не с того момента, как поверглись ниц мачтовые опоры. Но, по устоявшейся российской традиции, не всегда слова влекут за собой конкретные дела. Пока шли толки да пересуды, «Запад» тихо, но верно разрушался, однако официального заключения насчет того, что «пациент, скорее, мертв, чем жив» не выносилось. Более того, регулярно раздавались призывы «спасать памятник».

Ровно год назад, 1 апреля 2015-го (весьма символичная дата), появилась информация о регистрации в региональном отделении Минюста РФ фонда «Морской мемориал "Колыбель русского флота"», через который предполагалось финансировать восстановление «Запада». Несколькими месяцами ранее было получено согласие областного правительства на проведение ремонтных работ. Предварительные расходы были оценены в 40 миллионов рублей. Однако на тот момент от парусного судна практически не осталось ничего «живого»: корпус весь изошел дырами, окончательно облупилась краска, а в летнее время корабль превращался в цветник – растения выползали сквозь дырки наружу.

В октябре того же года появился проект создания в Архангельске Петровского морского мемориала «Архангельск – колыбель Российского флота и родина Российского флага». По замыслу его разработчиков, сие детище должно было вобрать в себя и Красную пристань с прозябающим на ней «Западом». Еще через два месяца, аккурат под Новый год, прошла новость, что шхуну необходимо разобрать, дабы определить, в каком именно виде ее можно «воскресить». Шхуне отводилась роль объекта, который займет достойное место в городской среде. После ее реконструкции планировалось создание на Красной пристани выставочного пространства, рассказывающего о быте курсантов мореходных училищ, а также детского класса судомоделизма. Правда, весомая доля городской общественности отнеслась к столь радужным прогнозам скептически. Хотя вроде как начались подвижки – гниющую махину корабля «одели» в строительные леса, предварительно огородив прилегающую территорию.

И вот под покровом ночи 31 марта случилось то, что случилось.

Худрук Архангельского молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Панов отождествляет горькую долю шхуны «Запад» с общим бардаком в нашем городе.

«С незапамятных времен жители Поморья выходили в море на промысел под парусами. Экспедиции к полюсу под чем шли? Тоже под парусами. Именно парус должен стать туристическим символом Архангельской области, а не та радужная фигня, которую нам сейчас навязывают. Пока в управлении культурой и туризмом у нас работают такие чудаки, которые такое продвигают, то никакого уважительного отношения к городу и его истории никогда не будет. Естественно, "Запад" как парусник представлял собой полноправную историческую ценность и заслуживал к себе соответствующего отношения. И все, что с ним произошло, я считаю символом полного бездействия, пустословия и наплевательства чиновников к городским проблемам. Подумайте только, ничем не огороженное аварийное сооружение стоит в центре Архангельска, где гуляет куча народу – и всем по барабану. Хотя можно было бы все отремонтировать в должном виде. Сейчас весна, город тонет в талом снегу, мусоре, собачьих экскрементах и при этом практически не убирается. Да и простым людям пофиг – они продолжают дополнительно гадить на улицах, остановках и во дворах. Значит, им самое место в таком городе, управляемом такими чиновниками», – сделал вывод знаменитый режиссер в беседе с корреспондентом сайта 29.ru.

Трехмачтовая парусно-моторная шхуна «Запад» построена в 1949 году в Финляндии. Долгое время использовалась как учебное судно Архангельского мореходного училища. В 1983 году была установлена на Красной пристани в качестве памятника эпохе парусного мореходства с открытым доступом на палубу. Являлась одной из самых узнаваемых достопримечательностей города.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
46
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Дождаться автобус — это испытание»: фотограф раскритиковал остановки в Архангельске
Иван Митюшёв
Фотография
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Согревался в лесу и вышел очень веселым»: журналист 29.RU вспоминает, каких дедов Морозов встречал
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
Вы это замечали? Наблюдения за Архангельском — в итоговом фоторепортаже года
Иван Митюшёв
Фотография
Рекомендуем
Объявления