Московская «Перспектива» и Архангельское региональное отделение «Всероссийского общества глухих» запустили в восьми регионах страны кампанию «STOP-дискриминация». Этой кампанией активисты хотят привлечь внимание к людям с инвалидностью и тому, как легко нарушаются их права. К организаторам присоединились Мурманск, Нижний Новгород, Самара, Воронеж, Ставрополь, Пермь.
Оригинальные методы воспитания
В начале декабря в Архангельске скандал разразился в коррекционной группе детсада №20. Мама мальчика, больного аутизмом, увидела своего ребенка привязанным к стулу. Конфликт с сотрудниками дошкольного учреждения у нее был довольно давно: женщину не раз просили уволиться с работы и забрать сына из детского сада. Ребенок якобы мешал воспитателям заниматься остальными подопечными.
На сторону женщины встал Союз общественных объединений инвалидов Поморья. В пятницу специалисты организации отправили письмо директору управления образования администрации Архангельска и копию послания – в региональный Минобр. Замолчать ситуацию уже не удастся – информация уже пошла во все инстанции и СМИ.
Отметим, такие ситуации весьма характерны для учреждений России. В апреле прошлого года в саратовском детском центре ребенка-аутиста привязали к стулу и заклеили рот. По словам директора учреждения, таким образом его учили ориентироваться в пространстве и времени, сообщает FederalPress.
Северяне голосуют против дискриминации
Очевидно, пока имеют место такие ситуации, говорить о толерантности нельзя от слова «совсем». А о чем тогда можно?
С 29 ноября по 4 декабря члены Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области провели в Интернете опрос об отношении северян к дискриминации инвалидов.
– Более 200 человек согласны с тем, что дискриминация по признаку инвалидности должна быть запрещена, 6 заполнивших анкету так не считают. Мнения полярны, но так и должно быть. Это, естественно, пробный вариант опроса, результаты озвучиваем предварительные, исследование мы продолжим и покажем более объемную статистику, – пояснила заведующая правовым центром Союза общественных объединений инвалидов в Архангельской области Елена Шинкарева.
Задали составители анкеты и вопрос о том, какие виды дискриминации чаще всего видят северяне. В список ответов попали недоступность общественного транспорта, детских садов и школ, сложность получения социальной помощи и многое другое.
Очевидно, в голосовании принимали участие по большей части граждане сознательные, понимающие, что дискриминация людей с ограниченными возможностями здоровья – путь в никуда. Но что делать?
–Отметим, активная или прямая дискриминация инвалидов в России, конечно, встречается довольно редко, а вот косвенная имеет место быть. К примеру, можно говорить об ограничении в получении образования таких детей или трудоустройство их родителей – если говорить откровенно, небольшое количество организаций берут на работу родителей инвалидов, – комментирует председатель Архангельского регионального отделения Всероссийского общества глухих Николай Мякшин.
Как помочь?
По данным Архангельского всероссийского общества, сейчас в Поморье живет порядка 5 тысяч детей с ограниченными возможностями. Это менее 8% от общего числа маленьких северян.
Некоторые из этих 5 тысяч не получают вообще никакого образования. Только в Архангельске таких ребят – шесть человек.
И как бы не хотелось родителям, чтобы их дети попали в широко разрекламированную инклюзивную систему образования, учреждения с обычными детьми не спешат распахивать свои двери. Вот и приходится отдавать ребят с проблемами здоровья в специальные детсады, где хотя бы меньше группы и должно быть больше медперсонала. Но на деле зачастую оказывается, как в печально прославившемся архангельском детсаду №20.
Дело не во врожденной жестокости или откровенном садизме. Если не брать в расчет крайности, зачастую педагоги не знают, как найти подход к особенным детям.
Специально для учителей председатель общественной организации «Заботы» Татьяна Седовина и ее помощники провели занятия в Архангельске, Вельске, Няндоме и Северодвинске.
– Сейчас идет этап активного принятия инклюзии, нужно воспользоваться этим. Наша цель – подготовка учителей. И, надо сказать, они охотнее слушают маму с большим опытом, а я 28 лет воспитываю особенного ребенка, – рассказала Татьяна Николаевна.
Помимо занятий, в этом году Татьяна Седовина вместе с Еленой Шинкаревой составили методическое пособие для педагога общеобразовательной школы, где подробно остановились на важных вопросах, в том числе – как избежать ошибок в общении и технологии проведения уроков по пониманию инвалидности. Тысячу экземпляров пособия разошлют в библиотеки школ.
Фото: Фото Архангельского регионального отделения "Всероссийское общество глухих" и Евгении Рачеевой