Город Архангельск превращается в «город памятников»

Архангельск превращается в «город памятников»

Вчера на городской пешеходной улице Чумбарова-Лучинского возле здания литературного музея открыли новый памятник – скульптуру Козьмы Пруткова. Металлический Козьма, можно сказать, продолжает бум на монументы, появляющиеся в столице Поморья с 2008-го практически каждый год.

Памятник литературному персонажу, сатирику из Сольвычегодска – пятый по счету монумент, который появился на Чумбаровке за последние семь лет. Отметим, что украшает скульптурами «архангельский Арбат» известный художник города Сергей Сюхин.

Памятником-пионером архангельского променада можно считать скульптуру Степана Писахова, установленную на пересечении улиц Чумбарова-Лучинского и Поморской еще в 2008 году.

Степан Григорьевич Писахов (1879–1960) – русский художник, писатель, этнограф, сказочник, преподаватель живописи. Автор цикла сказок про Сеню Малину.

Говорят, что, если поздороваться со Степаном Григорьевичем за руку, то он обязательно принесет удачу. Кстати, изначально на шляпе сказочника гордо восседала чайка, но ее не раз постигала судьба питерского памятника Чижику-Пыжику – вандалы отламывали и воровали металлическую птичку трижды. Теперь шляпа пустует.

Буквально через год недалеко от скульптуры северного сказочника вскоре появился и сам Сеня Малина.

Сеня Малина – известный сказочный персонаж Степана Писахова, поморский мужичок из деревни Уйма. «На самом дне я на матерушшого налима наскочил. Спал налим крепкой спячкой. Разбудился налим да и спросонок к проруби. Я на налима верхом скочил, в прорубь выскочил, на лед налима выташшил» (С. Писахов).

Настоящий помор, крепкий северный мужик изображен сидящим верхом на огромном соме. Примечательно, что многие туристы постоянно пытаются залезть на этот памятник, чтобы сфотографироваться, но получается это мало у кого.

Следующим годом памятников становится 2013-й. Тогда в июле и сентябре на архангельском променаде появилось аж два монумента – «Русским женам – берегиням домашнего очага» и еще одному северному писателю Борису Шергину.

Борис Викторович Шергин (1893–1973) – русский советский писатель, фольклорист, публицист и художник. Своеобразие его наследия состоит в непосредственной ориентации текстов на народное творчество. А именно на обилие цитат из фольклора (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Многие произведения писателя нашли отражение в кинематографе и мультипликации.

Завершили или продолжили (пока неизвестно) литературную аллею проспекта Чумбарова-Лучинского открытием памятника литературному персонажу Козьме Пруткову.

Козьма Петрович Прутков – литературная маска-псевдоним, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50–60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы.

Козьму Пруткова изобразили стоящим во фраке, в руках он держит перо и книгу собственных афоризмов.

Памятник Борису Шергину
Памятник Козьме Пруткову
Памятник русским женам
Памятник Сене Малине
Памятник Степану Писахову
1 из 5
Памятник Борису Шергину

«Проспект Чумбарова-Лучинского – главная пешеходная улица города. Названа она в честь каргопольского поэта, поэтому появление там скульптур писателей и литературных героев обоснованно. Что касается нового памятника Козьме Пруткову, то, на мой взгляд, его месторасположение рядом с литературным музеем выбрано удачно. А вот что касается ее размеров – по-моему, сама скульптура слишком масштабна для окружающего ее голого пространства. Такое ощущение, что Козьма Прутков стоит как один в поле воин. И если рядом чем-нибудь еще заполнят пространство, то тогда будет все органично», – поделился размышлениями известный архангельский архитектор Геннадий Ляшенко.

Безусловно, что проспект Чумбарова-Лучинского не единственное место в городе, где стали стремительно расти памятники и скульптуры.

Например, летом 2009-го открыли памятник Петру и Февронии Муромским, установленный недалеко от областной научной библиотеки имени Добролюбова.

На следующий год, в 2010-м, на Набережной Северной Двины появился памятник-благодарность тюленю-спасителю жителей Архангельска в ВОВ от голода. А в мае этого же года охранять воды Северной Двины на набережной поставили грандиозную скульптуру адмирала Николая Кузнецова.

Не успели горожане перевести дух, как на следующий год, в сентябре 2011-го, их пригласили на торжественное открытие стелы «Архангельск – город воинской славы», приуроченной к получению городом этого почетного звания.

«Я считаю, что появление скульптур в городе его облагораживает. К тому же, идя, например, по улице Чумбарова-Лучинского, наши дети узнают много нового о литературных деятелях, которые там изображены. Это, что называется, авторское искусство в массы», – считает архангелогородка Анна Петрова.

Фото: Фото Марии ИВАНОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления