Сегодня, в День психического здоровья, я заглянула на прием к психиатру. «Осеннее обострение» – это сленг пессимистов или медицинский термин? В каких случаях поддержки близких мало и надо обратиться к врачу? Откуда в народе взялся страх перед психиатрами? И почему одним помогут таблетки, а другим – шоколад? На эти и другие вопросы нам ответила Эльвира Конопленко, главный психиатр Министерства здравоохранения Архангельской области.
Осень, не обостряй
– Эльвира Расимовна, мы живем на Севере – световой день у нас короткий, теплое лето быстро пролетает, приближаются холода, скоро яркий осенний пейзаж сменят серые краски. Все эти климатические и сезонные особенности как-то отражаются на психическом состоянии северян?
– Природа замирает в этот период времени, изменения происходят и в организме человека. Что интересно, именно осенью особенно популярным становится слово «депрессия», однако часто люди путают это заболевание с плохим настроением.
– А в чем разница? Когда бить тревогу и обращаться к врачу?
– Плохое настроение – не болезнь, это нормально для каждого. Сейчас мы огорчены, через полчаса уже улыбаемся. А депрессия – это затяжное состояние, и диагноз ставится, когда человек не может выйти из него больше двух недель. Когда у нас портится настроение, обычно мы видим причины этому извне. Для депрессии свойственно внутреннее самоуничижение, глубокое чувство вины. У пациента, помимо подавленности, замечается интеллектуальная, эмоциональная заторможенность, утрата интересов и способности получать удовольствие. Чувство тревоги, плохой аппетит, замкнутость. Если такое состояние затянулось, надо идти к врачу. Только вот обычно человек с реальной депрессией не ставит себе диагноз. Это замечают его близкие люди.
Доля городской женщины
– Правда, что из-за депрессии можно не ходить на работу?
– Если это не самодиагноз, да. Это заболевание занимает одно из первых мест в рейтинге по нетрудоспособности. Во всем мире отмечается рост непсихотических психических расстройств, к которым относится и депрессия. В прошлом году среди тех, кто впервые обратился к психиатру, по области больше всего было пациентов с такими расстройствами – 77%. В основном, женщины, проживающие в городе. Тому есть объяснения – мужчинам менее свойственно рассказывать о своих переживаниях, а что касается жизни в городе, там доступность психиатрической помощи выше, чем на селе.
– Мне кажется, дело еще и в деревенской силе духа. Моя бабушка, к примеру, очень много пережила и ни разу к таким врачам не ходила, сохранила доброту и умение радоваться мелочам до преклонных лет.
– Люди старшего поколения много повидали – война, голод, нищета. А, как мы знаем, все познается в сравнении. Хорошая экология, режим дня – тоже важные факторы. А в городе сумасшедшие ритмы, особенно сегодня. Слишком высокая информационная нагрузка.
– А подразумевает ли обращение к врачу обязательный прием лекарств?
– Все индивидуально, консультирование может сочетаться с приемом лекарств. К слову, новые препараты значительно меняют течение заболевания, нет такой остроты, со многими диагнозами сегодня можно жить в обществе, работать, заводить семью, проходить лечение не за закрытыми стенами, а в дневных стационарах. В то же время те же антидепрессанты – это не волшебные таблетки. Они не решат проблем, корень которых надо искать самому. И не помогут сразу – их принимают курсом. Не нужно заниматься самолечением. Возможно, настроение вам в силах поднять любимое лакомство – тот же шоколад.
Успевай быть счастливым
– Грань весьма тонка, плохое настроение и связанные с ним проблемы могут стать предпосылками депрессии. Неприятности на работе. Непонимание в семье. Низкая самооценка. Все это наматывается, как клубок, и может подорвать здоровье. Чтобы этого не произошло, важно соблюдать правила психопрофилактики и психогигиены. Что такое гигиена, мы знаем. Регулярно моем голову, чтобы быть свежими, здоровыми и привлекательными. Знаем, когда нужно чистить зубы. Почему не можем вовремя реагировать на стресс и предотвращать его? Зачастую человек сам создает условия, что называется, «на износ» – берет на себя слишком много работы, устает, мало внимания уделяет близким, в итоге пытается заглушить тревогу алкоголем. А причина на поверхности – слишком высокая планка. Надо ставить цели реальные, близкие. Очень размытая цель – хочу владеть английским в совершенстве. Каждый день вы что-то учите, не справляетесь, бросаете начатое. Ругаете себя. А нужно было всего лишь грамотно распределить по времени посильную нагрузку. Когда цели достижимы, чувствуется результат, который мотивирует идти дальше. И так – во всем.
– Подскажите, как стать более стрессоустойчивым.
– Знаете, иногда мы больше заботимся о технике, чем о себе, – машина поработала, пусть отдохнет. А человек? Восстанавливать силы просто необходимо. Этому способствует здоровый сон, причем в темноте и тишине. При этом днем нужно чаще бывать на солнце и просто на свету. Нужно быть здоровым – вести активный образ жизни, правильно питаться. Позитивная психология сегодня рекомендует сосредоточиться на приятных моментах. Увы, негатив закрепляется легко, его муссируют, передают. А хорошее часто остается незамеченным, как должное.
– Это видно по комментариям на нашем сайте, позитивные новости часто остаются без внимания, а критический контент – всегда повод для бурных дискуссий.
– Плохое нереально не замечать, но надо стараться концентрироваться на хорошем. Как-нибудь перед сном подумайте, какие три приятных момента были у вас днем. Это могут быть микроситуации, например, улыбка незнакомого прохожего. Подумайте, почему это событие произошло, что оно для меня значит, как сделать, чтобы таких событий стало больше. Задача на новый день – повторить это. Две недели вы фиксируете свои маленькие радости и потом уже не сможете их пропустить. Более того, они ободрят вас в сложные минуты. Еще есть такое упражнение – «Мой идеальный день». Люди пишут в списке реальные вещи, которые могли бы их обрадовать, и в итоге понимают, что такой день они могут провести уже завтра. Или в ближайший выходной. Кому-то надо просто выспаться. Другому – увидеться с родителями. И чем реальнее пункты, тем проще будет их воплотить.
– Как-то раз видела мысль в Интернете: «Этот день заканчивается, вы успели побыть счастливым?» То есть мы сами создаем свое счастье.
– Именно. При этом не так важно, сколько дней в твоей жизни. Важно, сколько жизни в твоих днях. Воспринимайте сложности как опыт. Старайтесь общаться с позитивными, сильными людьми, смело добавляйте в свои дни яркие краски – даже в буквальном смысле, возможно, серой осенью настроение вам поднимет яркое пальто. Сами делайте добрые дела, пусть и небольшие.
В Европе – модно, у нас – страшно
– Когда мы рассказываем проблемы другим, повторяем их несколько раз, нет ли обратного эффекта – еще большей демотивации?
– Не думаю. Это большое счастье, если в вашей жизни есть кому доверить свои переживания. Горе сложно пережить в одиночку. Нельзя замыкаться в себе. И важно, кто в такую минуту будет рядом. Ни в коем случае нельзя успокаивать человека штампами: «Соберись! Не будь тряпкой!» Это не сработает. У человека в депрессии нет воли. От этих слов ему станет только хуже. Тут важнее просто участие. Иногда люди скрывают свои переживания, не хотят огорчать родных, но этот негатив все равно всплывает – в случайных резких словах, агрессивном поведении. Хорошие отношения в семье и дружбе строятся на доверии, желании помочь друг другу.
– Иногда не знаешь, как приятеля приободрить. А вам ежедневно приходится искать нужные слова для незнакомцев…
– Тем не менее к нам неохотно идут, сегодня психиатр – стигматизированная в России профессия. Это на Западе к нашим коллегам обращаться модно, а у нас остались какие-то рудименты советского восприятия, когда психиатрия была карательной и медицинские методы определяла политика... Мне кажется, сегодня русские терапевты выслушивают не меньше нашего. (Улыбается) Врачи общей практики сегодня расширяют компетенции и становятся для своих пациентов в буквальном смысле семейными специалистами, им можно доверить не только кашель, но и душевные проблемы. Мы сегодня активно перенимаем норвежский опыт, где врачи общей практики берут на себя миссию психологической и психиатрической помощи. И по России наш регион по интеграции этого опыта – один из первых.
Недавно терапевты области прошли стажировку на базе психиатрической больницы и диспансера. Оказалось, не только пациенты побаиваются психиатров, но и сами врачи из других сфер! Многим кажется, что Талаги – это какая-то темная страшная территория… В итоге медики посмотрели нашу сферу с разных сторон и очень вдохновились. Психиатрия выходит на новый уровень, появляются новые законы, защищающие права пациентов, идет информирование общества, психообразование пациентов и их родственников, развитие дневных стационаров, гуманизация профессии. В больнице нет решеток на окнах, и проходят дни свободных посещений.
Надеюсь, со временем к людям придет понимание, что мы – не враги, нет понятия «учет», есть понятие «наблюдение». Бывают случаи, когда жители деревень принципиально ездят к столичным психиатрам, тратят много денег, долгое время проводят в пути, лишь бы никто ничего не узнал… При этом есть мы – рядом, с теми же ресурсами и гарантией хранить тайну каждого пациента.
P. S. Материал проиллюстрирован рисунками пациентов Архангельской клинической психиатрической больницы. Кто-то из них неплохо рисовал до того, как поступил на лечение. Кто-то впервые взялся за краски или карандаши уже в больнице. Некоторые из пациентов согласились предоставить свои рисунки для публикации на сайте, за что мы выражаем им свою признательность. Теперь давайте посмотрим на мир их глазами, и, быть может, мы откроем много нового для себя.
Фото: Фото с сайта Talagi.ru