Город «Чиновники, проживите день в коляске»: тест-драйв Архангельска от инвалида 1-й группы

«Чиновники, проживите день в коляске»: тест-драйв Архангельска от инвалида 1-й группы

Где в Архангельске ни проехать ни пройти.

«Поедем», – говорю я Денису Колобову. Он меня поправляет: «Пойдем!». Денис – инвалид первой группы, с самого детства он передвигается на колесах. Сначала это были велосипеды, а потом перебрался в коляску. Мы вместе с Денисом провели тест-драйв доступности городской среды в центре Архангельска и в одном из его отдалённых районов. Где заканчивается иллюзия доступной среды и начинается суровая реальность – в видеоматериале 29.ru.

Денис Колобов – один из более чем 100 тысяч людей с ограниченными возможностями, проживающих в Архангельской области. Это восемь процентов от общего числа жителей Поморья. В областном центре, по официальным данным, – около 30 тысяч инвалидов. То есть практически каждый десятый архангелогородец нуждается в доступной городской среде. Но этих людей на улицах увидишь редко, потому что им банально сложно выйти из дома. Хотя многие из них находятся в работоспособном возрасте.

Чумбаровка - три балла из пяти по шкале доступности

– У нас, например, сейчас такая ситуация повисла. В доме, где живет колясочник, нет возможности адаптировать лестницу. Он живет на первом этаже, и можно сделать выход с квартиры прямо на улицу. Фонд соцстрахования говорит, что мы купим подъемник, но не можем это сделать, пока не будет проектно-сметной документации. Кто будет устанавливать, кто – обслуживать? Проблема в том, что до сих пор не налажен механизм, как ему сделать альтернативный выход. Бюрократические вещи иногда мешают: у кого-то полномочий нет, у кого-то денег или еще чего-то, – делится наболевшим руководитель архангельской областной организации Всероссийского общества инвалидов Евгений Нельзиков.

Недвижимость на вторичном рынке абсолютно не приспособлена для нужд людей с ограниченными возможностями, в те времена о проблеме недоступности не задумывались. Сегодня адаптировать жилье непросто. Любое вмешательство требует дополнительных разрешений. Во-первых, каждый собственник, проживающий в подъезде, должен дать согласие, что ему не будет мешать новая конструкция. Во-вторых, необходимы согласования с различными ведомствами, в том числе и пожарной службой, потому что любое устройство не должно стать преградой эвакуации.

– На каждую мелочь требуется стандарт. Тут бюрократия необходима, потому что речь идет о безопасности людей, и ответственность здесь уголовная, – поясняет специалист отдела опеки и попечительства Лариса Тютрина.

Но даже если с помощью окружающих, человек с ограниченными возможностями выйдет из дома, он столкнется с другими проблемами. Чтобы их решить, надо помнить, что для каждой категории людей с инвалидностью условия доступности разные.

Там где заканчивается пандус, начинаются новые проблемы

Самое сложное – установка пандусов для колясочников. Например, чтобы оборудовать Архангельский городской культурный центр, потратили больше миллиона рублей. Чиновники отмечают, что для горбюджета – это серьезная нагрузка. Проще всего «одоступить» среду для тех, кто потерял слух.

Что касается пандуса, то просто поставить его мало. Многие об этом, увы, забывают. Наверняка вы видели массу картинок на просторах рунета, когда пандус установлен чуть ли не под углом 90 градусов? Такой формальный подход доступнее городскую среду точно не делает. Чтоб человек с инвалидностью чувствовал себя комфортно, нужно расширить дверной проем, правильно оборудовать туалет и т.д. В общем, провести целую реконструкцию помещения. И помнить об этом должны не только чиновники, но и предприниматели.

Пример бесполезного пандуса: высокий угол и упирается в дверь

За прошедшие полгода прокуратурой Архангельской области уже выписаны представления об устранении нарушений трем аптечным пунктам. И один из этих предпринимателей по решению суда вынужден заплатит штраф 20000 рублей за уклонение от исполнения требований по обеспечению доступности.

Стоит отметить, что в новых торговых центрах столицы Поморья проектировщики попытались создать условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но чтобы сходить по магазинам, до них человеку нужно дойти и доехать. Пока в городе не решен вопрос ни с подходящим городским транспортом, ни с ремонтом тротуаров. Правда, в конце апреля горадминистрация пообещала убрать ненавистные горожанами пазики с основных маршрутов и закрыть основные маршруты низкопольными автобусами.

Доступно инвалиду – удобно всем!

В минувшем году на обеспечение доступности дорожное управление мэрии города выделило 512 тыс. рублей. За эти деньги нанесли дорожную разметку с использованием бело-желтой краски и установили несколько пешеходных знаков с желто-зеленым флюоресцентным покрытием – для плохо видящих людей. Также установили дорожные знаки на стоянке для людей с инвалидностью. Оборудовали звуковым сигналом существующие светофоры и нерегулируемые пешеходные переходы.

– В Архангельском отделении всероссийского общества инвалидов рады даже этим небольшим изменениям. Главное, что уже возникло понимание, – комментирует Евгений Нельзиков. – Да, людям хочется, чтобы сразу, но все потихоньку.

На сегодня в Архангельске частично присутствуют объекты доступной среды, однако нет целостной системы. И на ее создание уйдет ни один десяток лет. То, что доступно инвалиду, – удобно всем, в том числе мамам с колясками и пенсионерам.

Фото: Кристина Полевая
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления