Город Пивная мощность Поморья: что мешает расширяться местным производствам пенного

Пивная мощность Поморья: что мешает расширяться местным производствам пенного

Поморские пивоварни обозначили главные проблемы отрасли и предлагают на алкогольном рынке заместить своей продукцией – водку.

Несмотря на антиалкогольные настроения в государстве архангельские чиновники и бизнесмены ведут бурные дискуссии о судьбе местного пива. Представители поморских пивоваренных производств обозначили главные проблемы отрасли, которая могла бы приносить больше доходов в областную казну, чем это получается сегодня.

Государственный принцип: пиво вместо водки

В Поморье сегодня действуют 13 пивоваренных предприятий. Проблемы производства и реализации продукции их представители обсудили на круглом столе, который прошел в рамках деловой программы «Маргаритинской ярмарки». Если обозначить главные барьеры, то, во-первых, это конкуренция со стороны внешних производителей – крупных пивоваренных компаний. Во-вторых, это жесткая акцизная политика государства в отношении пива – за последние 10 лет налог на потребительскую стоимость пива вырос в тридцать раз. В-третьих, предприниматели отмечают, что развиваться мешает сложная экономическая ситуация в стране.

Также пивные бизнесмены жалуются на избыточное административное давление со стороны государства. С 2009 года предприниматели этой отрасли ведут дела по концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

– Государство не понимает, что алкоголь – это продукт исторически востребованный, и какими-то резкими и радикальными мерами ситуацию с злоупотреблением в стране не изменить, – считает Владимир Преловский, генеральный директор пивоваренного завода «Браумастер». – Не зря эта концепция смотрит далеко вперед, вплоть до 2020 года, потому что быстро ситуацию не исправить, это постепенный процесс, который включает ряд мероприятий. Снижения общего уровня потребления алкоголя можно добиться за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков: во всем мире сегодня продукты слабоалкогольные – пиво и вино – замещают на рынке водку и коньяк. Всемирная организация здравоохранения даже разработала нормы сбалансированного употребления алкоголя, это 20 процентов – крепкие напитки, 40 процентов – вино и 40 – пиво.

Основная борьба на алкогольном рынке сегодня идет между пивом и водкой. По данным союза российский пивоваров, сегодня интенсивность потребительского спроса на водку и пиво примерно одинакова. Это можно объяснить и локальными особенностями – чем севернее, тем больше люди употребляют крепкие напитки. Тем не менее статистика сообщает, что продажи пива за последний год немного выросли, а водки – упали. То есть как только увеличивается спрос на пиво, обычно падает спрос на горячительные напитки.

– Есть даже такое понятие как северный тип потребления, – так можно охарактеризовать северную часть России и скандинавские территории. Архангельские депутаты часто приводят в пример Чечню, якобы там люди не пьют, если сравнивать с другими регионами страны, но я не стал бы сравнивать, там совсем другая культура употребления спиртного, – считает Преловский. – Так же как нельзя сравнивать с нами и Центральный федеральный округ.

Растет спрос на «нулевку»

По темпам роста пивоваренной продукции Архангельская область уступает соседним регионам. Интенсивность розничной продажи зависит от доходов населения, как отметили участники круглого стола, – в регионах, где доходы ниже, люди чаще отдают предпочтение не пиву, а крепкому алкоголю.

Тем не менее архангельское пиво – это продукт, благодаря которому пополняется казна региона, что нельзя сказать про все спиртное: схема распределения налогов в некоторых случаях сложнее, – значительная часть доходов от продажи крепкого алкоголя идет в федеральный бюджет. Поэтому, как считают пивовары, с экономической точки зрения регион тоже заинтересован в замещении водки – пивом.

Светлое пиво сдает позиции по реализации, темное – набирает, интерес растет к нефильтрованному пиву, – это говорит не только о спросе на сорт, но и сообщает о улучшении качества производителя. Как правило, нефильтрованное пиво производят местные пивоварни, потому что этот продукт отличается небольшим сроком хранения, и может быть реализован в ближайшем радиусе. В связи с популярностью нефильтрованного пива некоторые эксперты отмечают подъем региональных пивоварен, что можно сказать и про поморские предприятия.

– Ассортимент сортов расширяется, и формируется культура потребления пива, – считает Владимир Преловский. – Люди пьют не для того, чтобы опьянеть, они знакомятся с разными вкусами и происхождением напитков.

За последние несколько лет большим спросом стало пользоваться по Северо-Западу, в том числе и в нашем регионе безалкогольное пиво, – представители Роспотребнадзора считают, что продажа «нулевки» – это попытка зонтичного прикрытия алкогольных брендов, но пивовары уверены, что это самостоятельный товар, у которого сегодня есть свой потребитель. Взять хотя бы опыт пивоваренного дома «Браумастер», – только за последний год объемы производства безалкогольного пива увеличились в 12 раз. Это самая быстрорастущая позиция в линейке продукции этого пивоваренного дома.

Дороже, чем у нас, только на Дальнем Востоке

С точки зрения доступности пива Северо-Западный округ – один из самых дорогих, пиво обходится дороже разве что только жителям Дальнего востока. Это объясняется тем, что у нас не так много своих пивоваренных производств, – пиво приходится привозить, что сказывается на его цене. Средняя цена за литр пива за 2016 год – 105 рублей, что выше на 7,5 процента в сравнении с предыдущим годом. Как отметили эксперты круглого стола деловой программы, развитие собственных производственных площадок благотворно сказалось бы на потребительских ценах.

В Архангельской области за последний год употреблено 6,7 миллиона декалитров пива, декалитр – это 10 литров. Как говорят эксперты, это можно считать пивной мощностью региона. И из них всего лишь 418 тысяч декалитров – это продукция местных пивоваров. По России пьющих пиво стало больше, однако это связано с тем, что рынок становится все более легальным.

В основном все, что производят местные пивоварни, потребляется здесь же, только пять процентов отрасли представляют в Поморе архангельские предприятия, остальные – федералы, с которыми сложнее конкурировать, и поэтому сегодня местные пивовары заинтересованы в объединении усилий, чтобы отбить хотя бы пару процентов прибыли в бюджет Поморья.

Фото: Сергей Сюрин
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления