Город Нечеловеческий фактор

Нечеловеческий фактор

В России ведь как бывает: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Рвануло в аэропорту – усилили охрану всех остальных, утонула «Булгария» – стали проверять речные суда, упал Як-42 – занялись самолетами этой модели, забыв про суда и аэропорты...

В России ведь как бывает: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Рвануло в аэропорту – усилили охрану всех остальных, утонула «Булгария» – стали проверять речные суда, упал Як-42 – занялись самолетами этой модели, забыв про суда и аэропорты. Не дай Бог завтра снова сгорит ночной клуб или дом ветеранов – все силы перекинут туда. А что? Главное – взять под козырек и отчитаться перед электоратом о том, что все под контролем. И создается видимость оперативной работы правительства – самый главный тандем не дремлет, всегда найдет и накажет виновных, дабы электорат спал спокойно. Спал и не думал, думать – вообще вредно, голосовать надо.

Вот недавняя трагедия с разбвишимся самолетом, в котором находился основной состав ярославского «Локомотива». Какие первые мысли приходят после шока и осознания случившегося? Опять будут искать крайнего. И найдут, сообщив городу и миру краткую и избитую фразу «человеческий фактор». А те, кто хоть немного знаком с авиацией, заметит – так всегда, списать на мертвых можно все. И действительно – авиакомпании ведь невыгодно признавать, что вместо самолетов пассажиры летают на обычных корытах с болтами и гайками. Признавать это – расписываться в своей бесхозяйственности. А погибший пилот – меньшее из зол. На этой неделе минуло три года со дня авиакатастрофы Боинга под Пермью. Боинг принадлежал нашей авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (ныне – «Нордавиа»), эксплуатировался несколько лет и претензий к самолету не было. Да и к экипажу тоже, – никто не сомневался, что он был профессиональный и толковый. Но что-то, видать, не сработало, раз в итоге на командира и взвалили всю ответственность. Типа – пресловутый человеческий фактор. Хотя еще древние говорили «О мертвых или хорошо или ничего», но так и тянет на них, родимых, все списать. Они уже не ответят.

Недавно в Архангельске все СМИ писали о задержке рейса в Анталию. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт Архангельск, и, чтобы выработать запас топлива, два часа самолет кружился над городом. Все было бы нормально, если бы пару дней назад не упал Як-42. Если бы не Як, не писали бы наши СМИ так активно об обычной штатной ситуации. Летчики говорят: вернуться на землю надо было, иначе разгерметизация вырубила бы и пассажиров и сам экипаж. А тогда улетели бы все вместе в неизвестном направлении. В данном случае, «человеческий фактор» спас жизни более 100 человек. Но, почему-то, об этом наши СМИ уже не писали. Да и что писать, если все нормально? Подумаешь, командир воздушного судна совершил настоящий мужской поступок и сберег жизни? Это ерунда в сравнении с якобы «пьяными» пилотами, по вине которых падают самолеты. Вот он, «нечеловеческий» фактор: желание на трагедии сделать рейтинг, увеличить тираж, дать эксклюзив. Все, что не кончается трагично уже неинтересно.

Есть у этой проблемы и другая сторона медали: вранье чиновников и топ-менеджеров от авиации. Когда извлечение прибыли стоит на первом месте, о людях, точнее об электорате как-то сразу забывают. Так и вспоминается брошенная после крушения «Боинга» в Перми фраза руководителя «Арофлота» о том, что у дочерней компании заберут «главный бренд». Мол, чтобы неповадно было. А на самом деле, чтобы тень не падала на «самих», чтобы прибыль не падала и бонусы не кончились. Цинично? А кто говорил, что в бизнесе есть великодушие и милосердие? И летчики, постоянно сетующие на низкие зарплаты, на изматывающий график, когда нужно работать больше, чтобы в деньгах не потерять. Никто не обвинит авиакомпанию: летчики не дураки, они летать хотят, поэтому все стерпят, смолчат. У всех семьи, дети, а если не летать – то что делать? Летчику на земле не жизнь, об этом вам любой списанный на землю скажет. Вот и манипулируют пилотами авиакомпании, крутя их как белок в колесе.

Выводы напрашиваются неутешительные: мало того, что мы свои нормальные пассажирские самолеты не создаем (светлая память советской авиационной промышленности), так еще летаем на старых американских. Помню, летел в самолете и сидел в кресле между престарелой женщиной и молодым парнем. При взлете воздушного судна бабушка начала устиленно креститься, а парень – вертеться и смотреть в окно. Тут даже не боящийся летать испугается. Человеческий страх флюидами передается по цепочке – и вот уже все пассажиры «чешутся». И в этой ситуации надо отдать должное нашим пилотам – они как тонкие психологи всегда разрядят ситуацию, найдут верный способ привести людские нервы в порядок. Именно поэтому лечтикам принято говорить «спасибо». И кому-то – уже после гибели. Опасная и неблагодарная это профессия, словно не в мирное время живем.

Вопрос, который мы решили задать нашим читателям, звучит очень просто: «Считаете ли вы, что в крушении самолетов виноват пресловутый «человеческий фактор»?

Елена, менеджер: «Нет, не думаю, что пилоты виноваты. Тут совокупность всех факторов: и устаревающий парк самолетов, и разваливание всей системы контроля за состоянием техники, и, может быть, даже человеческий фактор – халатное отношение к своей работе (предполетное обслуживание)».

Виктор, летчик на пенсии: «Человеческий фактор... Какое-то бездушное словосочетание. А ведь за ним – жены, дети тех летчиков, на которых все списали. Каково им жить, потеряв близкого человека, да еще и с шлейфом, что по его вине погибли люди? Это страшно, а ведь летчики самоотверженно работают, часто теряют на этой работе здоровье. У меня вот типичное летное заболевание – я плохо слышу. И хочу добавить, что не надо обвинять одних пилотов, нужно системно подходить... И, конечно же, обновлять авиапарк».

Иван, верстальщик-дизайнер: «Человеческий фактор безусловно может присутствовать в причинах ряда трагедий – но все сваливать на него тоже не вариант: все и так прекрасно знают, что практически весь парк самолетов нашего производства – на самом деле еще советского. Как всегда, истина где-то посередине, – но стоит заметить, что летчикам тоже непросто пилотировать рухлядь. Компании выкручиваются как могут, минимизируют затраты буквально на все: на ремонт, на бензин, на зарплаты – а виноват получается «человеческий фактор»? Что-то в этой логике не верно...»

Евгений, студент: «Летчики у нас хорошие, но к ним должны быть очень большие требования. Никакого алкоголя, психических отклонений и так далее. Хотя не только они виноваты – у нас самолеты напоминают рухлядь летающую. Я на поезде предпочитаю ездить».

Николай, программист: «Да, только вина тут не пилотов с механиками, а руководителей авиакомпаний».

Фото: Фото сайта Pereletim.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления