Округ Варавино-Фактория – южная окраина Архангельска, которая ассоциируется у многих с заводами, ветхими «деревяшками» и гопниками. Молодой в сравнении с другими район города – сегодня он уже не тот, что 20-30 лет назад. Мы представим два взгляда на район – человека со стороны и коренного жителя, выросшего на Фактории.
Взгляд со стороны: факторские собаки не нападают первыми
Сказки про факторских и варавинских гопников – традиционная байка любого архангелогородца. Поэтому, выйдя из автобуса, я ожидала увидеть стайки-компании «брутальных» парней, разгуливающих с ножичками в карманах. Оказалось, это обычный уютный райончик, который тонет в зелени. Из дворика в дворик, с площадки на площадку…
Я просто села рядом с женщиной, которая присматривала на площадке за девочкой лет семи. Просто заговорила, даже не представляясь корреспондентом.
– У нас все хорошо на поселке, только работы нет. Либо в торговлю, либо в медицину, либо… все! Заводов раньше было много, теперь они обанкротились, кто-то там работал…
Из-за моей дикой фобии к «кусачим-хватачим» животным сразу бросилось в глаза огромной количество собак. Они везде – около школы, во дворах, на детских площадках…
– Не мешают?
– Они не нападают первыми.
Это меня немного успокоило, но все-таки тревожное чувство не прошло. А еще очень много детей. В каждом дворе, на каждой площадке гарантированно встретишь компанию из 4-5 детей.
Странно, но факт. Казалось бы, индустриальный поселок, где много заводов, серых казенных зданий, тонет, просто тонет в какой-то уютной зелени. Как будто все там построено на антитезе: приветливые гуляющие горожане, но грубая пьяная матерщина из какой-то забегаловки. Зелень, но трубы заводов, огромное количество машин, деловых людей, но неустроенность площадок, магазинов…
Взгляд факторский: зеленый край зеленого змия
Я родился и вырос на Фактории, и район этот имеет в каком-то смысле для меня сакральное значение. Помню, еще в начале 80-х годов уже прошлого века Фактория казалась мне заводским конвейером – траловый флот, рыбокомбинат, судоремонтный завод, водорослевый комбинат, мореходное училище – в простонародье «рыбка»... Практически все жители района так или иначе были связаны с этими предприятиями – на их балансе были детские сады, школы и больницы.
Самое яркое воспоминание из 80-х, связанное с Факторией, воинские части, расположенные около и за объездной дорогой, ныне именуемой Окружным шоссе. Там мы любили гулять, собирать гильзы, оторванные погоны, фляги и другие «военные аксессуары». Мы с моим другом детства Сашкой Немановым очень мечтали найти настоящий пистолет или даже автомат. Но чаще собирали в ближайшем леске грибы и ягоды. Вообще Фактория, несмотря на свою тогдашнюю индустриальность, оставалась лесным уголком, где за один присест можно было собрать целую корзину моховиков и подберезовиков или ярко-красной кислой клюквы.
Фактория начала-середины 90-х была уже другой, более тусклой – заводы вставали, народ спивался, дома ветшали. Помню, как в соседней «деревяшке» бойко торговала спиртом недавняя работница остановившегося судоремонтного завода. К этой самой тете Люде не зарастала толпа факторских алкашей – веселых, неопрятных и неблагополучных. Практически половина района в те самые 90-е или не работала, или сидела месяцами без зарплаты. Единственным украшением оставалась буйно цветущая летом зелень. Такая была Фактория – купишь у тети Люды спирт и выпьешь его на лоне природы, заснув где-нибудь под зеленым кустом. Подобное можно встретить и сейчас, вот и во время нынешнего визита в «район заводов» мы с моей юной коллегой встретили «экземпляр» – лежащего в кустах хмельного мужичка.
Фактория XXI века – да зарасти все травой!
Что поразило меня во время нынешнего визита на Факторию – заросли травы во дворах. С человеческий рост кусты, много-много деревьев, спрятавшиеся в зелени «деревяшки»... А в остальном вполне себе современный райончик – кругом машины, причем не самые дешевые, огороды, даже детские площадки. Моя старая знакомая, баба Валя, вот уже лет 30 копается в своем огородике, выращивает в основном цветы и зелень. Всю свою жизнь она проработала поваром в соседнем детском саду. Сейчас на пенсии, на лето уезжает в деревню, а все остальное время проживает в своей двухкомнатной квартире на улице имени милиционера Жосу. У бабы Вали умер муж, дети разъехались, переженились, а теперь уже и внуки правнуков родили, короче говоря, жизнь как у всех.
«Нам квартиру дали в середине 60-х, когда дом только построили. Тогда у нас еще было печное отопление, а сейчас и батареи шпарят, и ванная есть, и водонагреватель, телефон... Мне здесь жить нравится, спальный район. Конечно, иногда переживаю, что в огороде картошку выкопают, но так-то у нас тихо, преступлений нет особо. Пьяницы только буянят».
На Фактории расположена школа №30 – долгое время она была обшарпанная, с заколоченными окнами первых этажей. Недавно ее отремонтировали, но спортплощадка в школьном дворе так и осталась историческим зрелищем, уносящим в эпоху начала-середины 80-х.
Сегодня Фактория уже не та, что раньше, но жить здесь можно. Квартиры подешевле, чем в центре, но подороже, чем в Майаксе и на Левом берегу. Многие переезжают сюда, чтобы отдохнуть от городского шума. И это нормально – ведь Фактория напоминает поселок, районный центр, автономный от большого города. Одно огорчает – количество ветхих «деревяшек», которые вроде бы ремонтируют, но все без толку. Но это уже вечная больная тема для всего Архангельска.
Варавино: мифы о гопниках развеяны
Более благополучным всегда казался соседний район – Варавино, где нет «деревяшек», дома в основном высотные – хрущевки, «ульяновки», все одинаково серые, но пока ровные, устойчивые. Люди на Варавино не сильно отличаются от факторских, но более что ли «солидные». Когда-то в 70-е этот район заселялся молодежью, на Варавино построили две школы, больницу, студенческий городок, где профтехучилища и техникумы соседствуют с общагами, магазины, Дворец культуры... При сегодняшнем взгляде Варавино не кажется заброшенным и неблагополучным районом, здесь можно встретить вполне себе приличных мамочек с колясками, аккуратных старушек, подростков со смартфонами и даже айфонами, молодые влюбленные парочки.
Варавино не имеет такой «алкогольной» энергетики, как Фактория, тут больше царит некая молодежная тусовочная атмосфера. Связано это с большим количеством «гоп» и общаг. Так, в седьмом общежитии бывшего ПГУ и нынешнего САФУ я бывал и пивал там неоднократно. Никогда не забуду подъемы с сеткой пива на седьмой этаж (при всей многоэтажности в общежитии почему-то отсутствует лифт), походы на крышу, с которой весь район Варавино и близлежащий лес как на ладони.
Но гопников на Варавино действительно мало. Может, они как-то стали менее заметны в сравнении с 80-ми и 90-ми, может, нынче это не модно, а может, их количество было сильно преувеличено. Конечно, в районе студгородка попадаются отдельные экземпляры в тренировочных штанах с сигой в зубах и пивасом в руке, но они как-то не бросаются в глаза. Возможно, уже стали частью варавинского пейзажа. Есть тут и неформалы с цепями, в косухах и длинным хайером. Короче, все тут смешалось.
Эпилог: когда деревья были небольшими
Варавино и Фактория – районы вполне себе благополучные. Если сравнивать с «печной» Маймаксой, криминальным Сульфатом или заброшенными Исакогоркой или Цигломенью, то тут все на хорошую тройку, даже четверку с минусом. Единственный и самый неприятный минус – застывающий в пробках Ленинградский проспект, по которому жители Фактории и Варавино добираются на работу в центр. А так, жизнь не стоит на месте, несмотря на то, что здесь давно уже ничего не строится. Просто Фактория и Варавино остались там, в 70-х и 80-х, во времени благополучия и расцвета, когда деревья еще были небольшими...