Город Грустный взгляд на Бревенник

Грустный взгляд на Бревенник

Мы продолжаем путешествовать по окраинам Архангельска. На этот раз расскажем вам о жизни на острове Бревенник.

Государство оставило этот остров

Местные Бревенник называют Тайванью, об этом красноречиво свидетельствует надпись Taiwan на «попе» старенького ВАЗа, который я увидела по прибытии на этот чудо-остров.

«Ну что, поехали достопримечательности смотреть? Что хорошего есть – покажу, плохое сама все увидишь», – начал экскурсию мой провожатый Илья Леонюк. Он прожил тут до 18 лет, так что об островной жизни знает не понаслышке.

Ездить по Бревеннику тяжко. Дороги тут просто кошмарные. Меня все время не покидало ощущение, будто я оказалась на сеансе антицеллюлитного массажа – так машина подскакивает, дребезжит и трясется даже при скорости 20-30 километров в час.

Местные, кто хочет авто, часто берут такое, которое не жалко. Кто-то передвигается на мотоцикле. Часть людей гоняет без прав, но дальше Бревенника они не выезжают. «Точнее, права-то, может, и есть. Но техника на учете стоит навряд ли. Смысла в этом нет. Здесь, по сути, государства-то нет, оно оставило этот остров», – рассуждает Илья.

Бревенник – часть Архангельска, но городом его назвать сложно. Жизнь тут очень деревенская. Все друг друга знают, магазины закрываются рано, из радостей жизни – новая баня, отремонтированная школа, тематические кружки в библиотеке да огород. Некоторые выращивают живность.

«У моей бабушки с дедом козы есть, еще пара человек держит. Когда надо было помешать породу, моя бабушка созвонилась с другой бабушкой, из Соломбалы, у которой тоже козы. И на ВАЗ-2199 мы привезли на Бревенник беременную козу. Животина легла на заднее сиденье, я ей включил Эминема. По-моему, рэп козе понравился», – травит байки мой экскурсовод, пока мы едем.

Новодвинская крепость местным наскучила

Главная достопримечательность Бревенника – Новодвинская крепость. Она расположена в северной части острова. Рядом с заброшенной тюрьмой в полумертвом поселке Конвейер. На территории крепости сейчас полным ходом идет реконструкция, периодически случаются археологические находки. За день до нашего приезда было найдено старинное копье, предположительно 17 века.

Объемы работ очень большие, усложняет их необходимость доставлять материалы на остров. Это мало того что долго, но еще и очень дорого. На Новодвинской крепости работает несколько местных, остальные – приезжие специалисты. Туристы тут бывают, но нечасто – добраться тяжело, да и остановиться негде. «Местным крепость наскучила – она им нафиг не нужна. Хорошо, что по кирпичам не разобрали», – подытожил Илья.

Хотите квартиру за 150 тысяч рублей?

Гляжу по сторонам – разруха, старые «деревяшки», людей мало. Весь жилфонд на острове очень дешевый. Квартиру можно купить за 150-300 тысяч рублей. Есть два каменных дома, тут «двушки» продают тысяч по 650. Чаще с Бревенника, конечно же, уезжают. Но есть и те, кто решает поселиться на острове. В основном они делятся на две категории: те, кого достал город, и кто хочет быть ближе к природе (обычно пенсионеры), и алкоголики, продающие квадратные метры в городе и пропивающие ценовую разницу. Есть и третья категория – люди, которые хотят выбраться из захолустных деревень нашей области. Для них Бревенник – шанс на нормальную жизнь: школа хорошая, детский сад, Архангельск недалеко, можно найти работу и ездить в город, как большая часть рабочего населения острова.

«Жилье дешевое, в детский сад очередей по-любому нет, школу отремонтировали, свое хозяйство – идеально для молодой семьи просто тут», – невесело шутит мой экскурсовод Илья. Ведь на самом деле люди отсюда бегут, особенно молодые, ведь делать здесь нечего. Работы нет, досуг, мягко говоря, тоже никакой. Единственный кафе-клуб «Островок» недавно сгорел, дискотека осталась в поселке 23-го лесозавода, где бабушки-охранники следят за пьяными школьниками. «Кто может из молодых – тот проводит свободное время в городе. А тут народ выпивает, – констатирует мой экскурсовод. – Но не все, конечно. Кто-то играет в футбол, есть тут своя команда турник-мэнов, на Бревеннике есть даже своя рок-группа, «Гараж» называется». Любопытный факт – тут многие хотят служить. Для них армия – возможность поскорее свалить отсюда. Потом некоторые становятся контрактниками».

Бревенник – мир пенсионеров. Мы познакомились с Зинаидой Ляпиной, которая прожила на этом острове 54 года. Недавно ее из старенькой «деревяшки» переселили на Сульфат, но пожилая женщина скучает по острову. «Нормально живется тут. Сюда приезжаю как на дачу. Что в городе-то делать? Тут у нас огородик, картошечка, огурчики выращиваю. А в городе-то скучно. В каменном доме-то жить не привыкла, там жарко слишком с отоплением. Я к холоду привыкла – под двумя одеялами спать. Но ладно, под старость без дров пожить хоть», – рассказала она.

Заводы закрылись – жизнь остановилась

Раньше Бревенник был одним большим заводом. «Мыслей отсюда переезжать ни у кого не было, в том числе и у моих бабушки с дедушкой. Зарабатывали хорошо по тем временам, им дали благоустроенную квартиру. Теплоход ходил каждые 15 минут до позднего вечера», – рассказывает Илья Леонюк. Но заводы закрылись, работы не осталось никакой, жизнь на острове остановилась.

Работа – она по ту сторону Двины. Но многие не говорят, что живут на Бревеннике, ведь это может стать одним из стоп-факторов при приеме на работу. Все из-за труднодоступности. Работодателю не надо, чтобы ты во время ледохода на несколько дней застрял на острове, или чтобы ты пораньше убегал, чтобы успеть на переправу. Буксир между островом и материком ходит раз в час, опоздал на пять минут – жди еще пятьдесят пять. В холод, как правило.

«Вроде, земли тут дофига. Сажай – не хочу. Фермерство бы должно процветать – но дорогая доставка через реку. Из-за этого тут все и загибается. Была свиноферма, но ее на год хватило. Но есть у нас один удачный предприниматель, сейчас заедем к нему», – обещает товарищ Леонюк.

Юрий Звиададзе — человек, который украшает Архангельск. Он занимается тем, что выращивает на Бревеннике цветы и высаживает их в городе. Площадь перед мэрией, у доски почета, у памятника Ленину – все клумбы Октябрьского округа находятся под его опекой. Начал Юрий Отарович натуральный бизнес с огурцов в 90-е, путем проб и ошибок потихонечку построил бизнес. Начал спрос появляться. «Тендер выставляют – мы выигрываем. Окупается ли? Ну, живы. Вот машину грузовую купили, трактор. Хотя доставка через реку – очень дорого. Переправа много денег сжирает», – рассказал Юрий Отарович.

В цветочном бизнесе трудятся наемные рабочие, но от них желания работать как-то нет. Многие спились. Получат зарплату – и в запой, как один, пока в долги не влезут. Безысходность правит людьми.

Эпилог

Главная беда жителей Бревенника – это переправа. Связь с городом нестабильная, да еще и довольно дорогая. Если вы, например, живете на острове и хотите установить дома пластиковые окна – то будьте любезны, платите тысячи на три дороже. Ведь надо как-то эти самые окна через реку перевезти. И так во всем. Некоторые говорят, мол, надо строить мост, чтобы решить эту проблему. Но это слишком дорого – переселить всех жителей Бревенника в город куда дешевле. Да только разве этим кто-то будет заниматься? Очень я сомневаюсь.

Фото: Фото Ильи ЛЕОНЮКА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
47
ТОП 5
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления