Город Герои – увековеченные и забытые

Герои – увековеченные и забытые

Приближается один из самых настоящих российских праздников – День Победы. Этот день не делит жителей страны на «красных» и «белых», «своих» и «чужих», мужчин и женщин, трудящихся и безработных... 9 мая все россияне испытывают одновременно радость и гордос

Приближается один из самых настоящих российских праздников – День Победы. Этот день не делит жителей страны на «красных» и «белых», «своих» и «чужих», мужчин и женщин, трудящихся и безработных... 9 мая все россияне испытывают одновременно радость и гордость, а заодно лишний раз задумываются, что было бы с нами, если бы не случился этот день. Но есть и особенные люди, которые по праву могут называть День Победы своим главным праздником, важнее дня рождения и Нового года, – ветераны. Сегодня их осталось не так много, еще меньше – Героев Советского Союза и Полных кавалеров ордена Славы, прославивших своими подвигами страну. Большинство героев уже ушло из жизни, их память стараются чтить: называют улицы, устанавливают мемориальные доски, ухаживают за могилами. Но, как оказалось, далеко не всем героям повезло найти посмертную славу, некоторые оказались забытыми, а места их последнего упокоения – заброшенными.

В Архангельске похоронены четыре Героя Советского Союза: Александр Полянский, Анатолий Синников, Виктор Петров и Николай Кашин. Трое героев упокоены на Кузнечевском (Вологодском) кладбище, а один – Александр Полянский – на Соломбальском кладбище. Какие подвиги совершили эти люди? Есть повод вспомнить.

Первым звезду Героя Советского Союза из четырех архангелогородцев получил Александр Полянский. В июне 1937 г. он был назначен старшим радистом ледокольного парохода «Георгий Седов». В ходе высокоширотной экспедиции ледоколы «Садко», «Малыгин» и «Седов» в октябре 1937 г. оказались зажатыми дрейфующими льдами. Два ледокола удалось освободить, а «Седов» был оставлен в дрейфе как плавучая научно-исследовательская станция. На борту осталось 15 человек экипажа. За время 812-дневного дрейфа судна с октября 1937 г. по январь 1940 г. в труднейших условиях Арктики во льдах Северного Ледовитого океана радист Полянский обеспечивал бесперебойную связь с Большой землей, 4 раза в сутки передавал метеосводки, научные и другие материалы. Им было передано радиограмм с общим количеством 756 982 слова. Звезду Героя Советского Союза Александру Полянскому присвоили 3 февраля 1940 г. После этого герой прожил 11 лет и скончался в 1951 году. Его могила на Соломбальском кладбище хоть и находится в дебрях, но достаточно ухожена.

Анатолий Синников получил звезду Героя 3 июня 1944 г. Высокого звания он был удостоен за то, что, будучи командиром роты 748-го стрелкового полка (206-я стрелковая дивизия, 47-я армия, Воронежский фронт), в ночь на 26 сентября 1943 г. первым в полку со своей роты переправился у села Пекари (Каневский район Черкасской области) через Днепр и повел бойцов на штурм высоты. Захватив ее, в течение нескольких часов отбивал контратаки противника. Лично уничтожил пулеметную точку и до 10 гитлеровцев. Был ранен, но не покинул поля боя. После окончания войны Анатолий Синников сделал блестящую карьеру в научной сфере, защитил кандидатскую диссертацию и в течение 15 лет возглавлял Архангельский научно-исследовательский институт леса и лесохимии, внес большой вклад в лесную науку Поморья. Он прожил дольше всех и был «последним героем» Архангельской области: отметил 60-летний юбилей Победы в мае 2005 года. А в августе того же года скончался на 91-м году жизни и был похоронен рядом с мемориалом памяти на Вологодском кладбище. Могила Анатолия Синникова ухожена, памятник достойный, и цветы к нему приносят регулярно.

Звезду Героя Советского Союза получил в июне 1945 года 20-летний разведчик взвода пешей разведки (1-й Украинский фронт) гвардии сержант Виктор Петров. Он отличился в боях за Берлин, доставлял ценные сведения о противнике, 25 апреля – 2 мая 1945 г. участвовал в уличных боях в городе. Более 60 гитлеровцев были захвачены в плен при его участии. После войны Виктор Михайлович жил в Архангельске, служил в пожарной охране, был скромным тружеником. Он скончался в 1997 году и был похоронен на Вологодском кладбище. Могила героя ухожена, над ней взяли шефство архангельские пожарные – потомки Виктора Петрова.

Четвертому похороненному в Архангельске Герою Советского Союза Николаю Кашину было уготовано несправедливое посмертное забвение. Будучи парторгом 459-го стрелкового полка (42-я стрелковая дивизия, 49-я армия, 2-й Белорусский фронт) майор Николай Кашин 23–27 июня 1944 г. в боях за освобождение Могилевской области Белоруссии словом и личным примером воодушевлял воинов на штурм вражеских опорных пунктов. Батальон под его командованием освободил деревню Черневка Шкловского района, с ходу форсировал реку Бася и в числе первых – реку Днепр. Звание Героя Советского Союза Николай Кашин получил 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм. Вскоре Кашина назначили заместителем командира полка по политической части. С боями он дошел до Эльбы, был дважды ранен. После войны он продолжал службу в Вооруженных Силах СССР, был райвоенкомом в Архангельске. Скончался Николай Иванович 30 марта 1955 года и был похоронен в Архангельске на Вологодском кладбище. И что самое печальное – могила его сегодня практически заброшена.

У Николая Кашина были жена и сын, но они также скончались и похоронены рядом с героем. Однако дело даже не в родственниках, ведь захоронениями героев занимаются военные комиссариты, ветеранские общества и власти как городские, так и областные. По памятнику уже несколько лет идет трещина с левой стороны, табличка с именем и датой вот-вот выпадет (см. фото). Единственный ориентир – красная Золотая Звезда Героя Советского Союза, которая привлекает к себе внимание. Обратили взоры на заброшенность могилы Кашина и представители федерального поискового объединения «Герои страны», которые были удивлены таким отношением к захоронению славного защитника Отечества. Представители «Героев страны» год назад связывались с архангельским городским советом ветеранов, где их заверили, что займутся благоустройством. Но воз и ныне там. А тем временем в январе 2012 года незамеченным прошел 100-летний юбилей Николая Ивановича Кашина. Об этом не было сказано ни слова в СМИ, а уж о могиле на Вологодском кладбище и говорить нечего. Памятник как был поставлен полвека назад, так и стоит, словно бы в укор всем тем, кто сегодня радуется мирному небу. И невдомек потомкам, что такое настоящий героизм, если даже такого небольшого поступка, как благоустройство могилы, никто осилить не может. Кстати, наш сайт уже несколько раз поднимал эту тему, первая публикация состоялась аж в январе 2011 года.

9 мая 2012 года исполнится 67 лет со дня Великой Победы. Не так давно скончался один из ярких представителей ветеранского движения Архангельска, 91-летний Александр Иванович Шишкин. С каждым годом все меньше тех, кто может рассказать нам о войне, и больше тех, у кого коротка память, кому нет дела до изучения истории страны. Радует, что в Архангельске увековечены имена многих героев войны: Павла Усова, Прокопия Галушина, Александра Шабалина, Константина Бадигина, Николая Кузнецова, Ивана Папанина. Имя Виктора Петрова присвоено пожарной части, где он служил, а на доме, где жил герой, установлена мемориальная доска. Именем Александра Полянского названо озеро в Антарктиде, открытое советской антарктической экспедицией в 1956 году. В честь Николая Кашина названа улица в поселке Октябрьский Устьянского района. Но не следует забывать и о родных могилах. Именно родных, потому что эти люди нам далеко не чужие.

Доходит иногда и до жути откровенной: в сентябре в Северодвинске совершен акт вандализма, вызвавший бурю негодования среди горожан. В седьмом часу утра двое молодых людей бросили в пламя Вечного огня венки, возложенные к памятному знаку «Ратному подвигу северодвинцев». Происшествие зафиксировали камеры видеонаблюдения, установленные на здании мэрии. Дежурный службы «05» Комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации Северодвинска сразу сообщил о случившемся в полицию. Тогда мэр Северодвинска Михаил Гмырин резко отреагировал на этот ужасающий акт: «Не могу назвать этих вандалов людьми! К ним должны быть применены самые жесткие меры наказания. Это преступление против людской памяти!» Однако наказал суд вандалов весьма гуманно: с них был взыскан материальный ущерб в размере 55 тысяч 182 рублей 51 копейки, нанесенный памятному знаку «Ратному подвигу северодвинцев». Вывод из этой жуткой истории печален – в наше время, когда царствует толерантность, можно абсолютно все: и осквернять иконы, и мочиться в Вечный огонь. Видимо, в мозгах людей сломался чип, отвечающий за нравственность. Кто его починит – вот вопрос.

Мы решили опросить архангелогородцев и задали им один вопрос: «Достаточно ли мы чтим память ветеранов войны?»

Татьяна Ивановна, пенсионерка: «Думаю, достаточно. Проводятся парады, обновляются мемориалы, ветеранам помогают с жильем. Другой вопрос, что кого-то забываем, особенно не радуют заброшенные могилы на кладбищах. Все не благоустроишь, но хотя бы помнить героев, видных военачальников надо».

Евгения, студентка: «Скорее нет, чем да. Мы чтим память на словах, на деле же мало у кого руки до этого доходят. Надо не по праздникам вспоминать о ветеранах, живых и погибших, а думать о них каждый день. Я не говорю даже о чем-то затратном или сложном. Места в общественном транспорте не всегда уступают ветеранам... И с цветами все начинают валить толпами на 9 мая. А потом опять забывают, будто на целый год парой подаренных гвоздик ты выполнил свою нравственную миссию».

Татьяна, риелтор: «Чтим достаточно, но только показушно: ленточки на машинах и одежде, красивые слова с трибун, растяжки по городу. А что полезного для тех ветеранов, которых осталось единицы, делается? А что им надо-то? Да элементарно – внимания. Прийти, побеседовать. А можно и посильную помощь оказать. Например, у знаменитого дома на Ленинградском, 360, столько мусора. Ветеранам тяжело убирать территорию. Элементарно собрать школьников, студентов и прибрать вокруг знаменитой девятиэтажки, высадить цветочки, деревья».

Роман, чиновник: «Конечно, недостаточно. У нас о живых-то участниках Второй мировой редко вспоминают, чего уж говорить о мертвых. Ну раз в год подметут дорожки возле какого-нибудь мемориала, почистят таблички с именами погибиших защитников Родины, и все. А уж индивидуальные могилы ветеранов и вовсе бывают в страшном запустении. Хорошо, если родственники более-менее ее в порядке содержат. А если родственников не осталось или им наплевать? Тогда память о герое порастет мохом и травой в прямом смысле этого слова. Считаю, что в городской администрации должно быть создано специальное подразделение, осуществляющее уход за могилами участников войны. Причем не только раз в год к 9 мая, а постоянно. Тем более, если речь идет о Героях Советского Союза».

Игорь, строитель: «У меня дед был участником войны, но до конца своих дней сокрушался, что молодежь ничего не знает о той войне. А сегодня многие надевают ленточки – это хорошо, но ведь не в них дело. Недавно видел, как дети играли на нашем мемориале на Вологодском кладбище. Прикрикнул на них, но понимают ли они, что делают?»

Фото: Фото с сайта Аrh-necropol.narod.ru, видео Алексея МОЛОКОВСКОГО

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Мнение
«С родителями надо общаться чаще»: глава Северодвинска рассказал, где отметит Новый год
Игорь Арсентьев
Глава Плесецкого округа
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Рекомендуем
Объявления