Во многих городах России несправедливо забытые промзоны обретают новую жизнь – в зданиях с историей открываются творческие мастерские, кофейни, галереи и дизайнерские бутики. Развитие таких креативных кластеров – эффективный инструмент привлечения инвестиций в экономику города, развития местного туризма, способ сохранения объектов культурного наследия и местных традиций. Архангельск только думает над тем, какой из архитектурных призраков мог бы стать лофтом. Сделать это сложно – без должного финансирования, льгот по аренде и интереса городской и областной власти.
Модная береста и бизнес без крыши
Развитие креативных пространств с учетом традиций территории – это задача, которая поставлена сегодня на федеральном уровне. Президент России Владимир Путин дал правительству установку разработать и утвердить план мероприятий, обеспечивающий сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел. Он поручил кабмину создать условия для увеличения закупок юридическими лицами «изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в установленном порядке». Правительство должно разработать порядок использования таких изделий в программах дополнительного образования и воспитания детей, а также в рамках развития внутреннего и въездного туризма.
Срок разработки и утверждения дорожной карты, как сообщает ТАСС, – 31 августа. Ответственный за исполнение – Дмитрий Медведев. Глава государства пообещал ускорить работу по введению квот в рамках госзакупок для предприятий, которые занимаются народными промыслами. Путин отметил, что это требует поддержки со стороны государства, без нее народные промыслы просто прекратят свое существование в современном мире.
– В Архангельской области одни из лучших народных мастеров в России, которые бережно сохраняют традицию, но не получают должных условий для развития, – считает Наталья Кузьмина, методист отдела этнографических программ и массовых мероприятий музея «Малые Корелы», руководитель этнокультурного центра «Ремесленный дворик». – Традиции русского Севера интересны за его пределами, и качественная продукция на уровне искусства может сыграть роль в развитии нашего региона. Сегодня в основном мастера делают декоративную продукцию, на мой взгляд, нужно создавать и утилитарные изделия – вещи, которые люди могли бы носить или использовать в быту. Народное может быть модным – береста, керамика, шерсть. Бесполезных объединений и организаций за эти годы было создано много, но все они не дали результата, поэтому люди не верят в такие структуры. Необходимо общими силами создать в городе креативное пространство, но для этого нужны большие ресурсы, в первую очередь – финансовые.
Если и появилась бы такая ассоциация, скорее всего, ориентироваться ей пришлось бы на систему грантов. Но инициативы такой лично никто не подает. Наталья Кузьмина предлагает площадку для обсуждений – «Ремесленный дворик». Сам мастер не сможет продвигать свою продукцию: ему нужна либо музейная лавка, либо хороший менеджер по продажам, либо команда.
На сегодня архангельские творческие предприниматели, в том числе народные мастера и ремесленники развиваются параллельно друг другу, сами по себе, – нет в городе единой крыши, под которой были бы собраны разные направления ремесленничества, дизайна и искусства. Между тем подобные площадки открывают принципиально новые возможности перед такими нетипичными бизнесменами. Там они могут не только устраивать выставки, презентации своих работ и реализовывать товары, здесь потенциальный покупатель может вникать в процесс создания изделия, и это тоже может стать коммерцией.
Творческий вклад в экономику
Изобретать колесо не нужно, достаточно обратиться к опыту соседних городов или стран. Так, к примеру, архангельские ремесленники и дизайнеры побывали в Финляндиии и Швеции, где познакомились с разными форматами креативных пространств: культурные лофты, арт-бутики, шоу-румы. Архангелогородцы посетили страны Скандинавии в рамках проекта «Сила творчества» Совета Министров Северных стран из программы повышения уровня компетентности. Этот проект направлен на повышение потенциала сектора креативных индустрий. То есть творчество сегодня уже рассматривается в мире как стратегический инструмент для инноваций, разработки авторского продукта, развития бизнеса.
– Культура и творчество являются сегодня важным вкладом в экономику, – считает Елена Хорошкина, руководитель проекта «Сила творчества». – Особенно плотное соединение очевидно между креативными индустриями, образованием, туризмом, омоложением городских пространств и созданием имиджа населенных пунктов. Творческие индустрии являются сегодня областью, где встречаются культура и бизнес и связывают экономическую сторону различных областей культуры и искусства. Сотрудничество партнеров северо-запада России и северных стран позволяет рассмотреть актуальность образовательных процессов в культуре, туризме, малом бизнесе, соответствие вызовам времени. Обучение предпринимательской деятельности в творческих профессиях, культурных и креативных индустриях, обмен опытом между представителями учреждений образования, бизнеса, органов власти на северо-западе России и в северных странах станет платформой для дискуссий на семинарах, конференциях, стажировках, которые пройдут в течение 2016-2017 годов.
В одной из таких стажировок наших земляков впечатлил опыт Кабельной фабрики в Хельсинки, – это государственная собственность и одновременно огромный культурный центр площадью около пяти гектаров. Здесь под одной крышей располагаются кофейни, танцевальные залы, мастерские, галереи и художественные студии. Производственная в прошлом зона стала креативным пространством, в стенах которого тихо бывает только в промежутках между яркими событиями. Здесь регулярно проходят городские фестивали, перформансы, выставки современного искусства, ярмарки и концерты. При этом арендная ставка в таких зданиях, как правило, ниже, что делает эту площадь доступнее.
– Многие вещи, которые мы увидели сначала в экспозициях Музея Хельсинки, потом нашли на витринах в городских бутиках и аэропорту, – комментирует Наталья Кузьмина, участница обучающей поездки проекта «Сила творчества». – В Архангельске для распространения таких авторских изделий, созданных вручную, подошел бы формат шоу-рума или шоп-галереи, эти форматы могли бы соседствовать в креативном пространстве под одной крышей с мастерскими. Арендная плата за помещение стала бы посильной, если бы несколько мастеров объединились, как это сделали Тереза Ослинг и Марью Матсин из города Хапаранда. Их бутик Tornedal&Co – удачный пример, когда дизайнеры создали один проект, чтобы стать сильнее. В Tornedal&Co можно приобрести авторские украшения, мебель и одежду, а после – выпить кофе с домашним пирогом, приготовленным на местной кухне. Размещается бутик в здании со столетней историей.
- Увы, сегодня колоритные старинные здания Архангельска, такие, как Макаровские бани, занимают в основном торговые залы и офисы. К слову, и торговые центры могли бы выделить зоны для креативных пространств, - считает Наталья Кузьмина. - Может быть, выход как раз таки в объединении с торговыми магнатами? Очень много зависит от политики города, по факту у нас сегодня только одна пешеходная улочка, на которой можно познакомиться с традиционными культурными брендами Архангельского Севера, но и она по большей части занята обычными торговыми точками, а не мастерскими. Я считаю, надо помогать творческим предпринимателям, иначе Архангельск потеряет туристическую привлекательность. Государство просто обязано поддерживать тех, кто не просто заполняет культурное пространство города, но и сохраняет традиции. К сожалению, сегодня ремесленники стоят на одном уровне с рабочими, если энтузиазм у мастеров кончится, они уйдут точить детали к станкам.
«Слона»-то я и не приметил
Мы поинтересовались в администрации города Архангельска, какие городские объекты могли бы стать лофтами и что на данный момент этому препятствует.
– В основном подобные центры притяжения креативных индустрий существуют в крупнейших городах страны с численностью населения более одного миллиона человек, – комментирует директор департамента градостроительства Михаил Елагин. – Как показывает практика, в городах с меньшим населением таким общественным пространствам тяжело существовать. В том числе это обусловлено недостаточным спросом со стороны потребителя на продукт, предлагаемый представителями креативного сообщества. Восстановление пустующего архитектурного сооружения с большим процентом износа требует больших финансовых вложений. Собственнику здания необходимо иметь четкое представление, возможно ли будет заполнить объект недвижимости арендаторами, чья деятельность соответствует принципам творчества и креативности, готовы ли они вносить арендную плату, способную окупить вложения в запланированный срок.
В министерстве культуры Архангельской области считают, что развитие креативных индустрий формирует новую модель культурной политики, и говорят, что опыт в этом направлении уже есть. Только вот примеры приводят не очень удачные. Обращаются к ряду проектов Центра поддержки творческих индустрий «Футурист», который, к слову, уже приостановил свою деятельность, а также к практике кафе «Слон», которое принадлежит сыну спикера гордумы и недавно было закрыто. По информации регионального Роспотребнадзора, в ведомство поступила информация о шести случаях группового отравления, после чего в ходе проверки были обнаружены грубые нарушения действующего санитарного законодательства. На этом фоне странно выглядит ответ министра культуры Вероники Яничек:
– Лофт-проект «Слон» стал примером создания креативного пространства для молодежи. Он был создан как место, которое объединяет людей Архангельска и даёт возможность знакомиться, общаться, самовыражаться, учиться и отдыхать с комфортом.
Закрывшийся на неизвестный срок «Слон» хоть и назывался лофтом, по факту им не был, просто стилистически копировал специфику промзон, мода на которые потихоньку приходит к нам из Петербурга. К слову, развитие креативных индустрий является общемировым, а не только петербургским трендом.
– Влияние этих трендов на экономику региона велико, – считает генеральный директор КРАО Алексей Ковалев. – Практика таких проектов нужна не только Архангельску, но и всей области. В сельских муниципальных образованиях подобные проекты могли бы стать одним из факторов сокращения оттока в большие города местного населения. Сложность реализации в том, что чаще всего инициаторы рассматривают преображение существующих территорий не как экономический проект. Даже получив грант и разрешение на изменение объекта, нужно понимать, на чей баланс попадает данный объект впоследствии, кто его будет содержать и за чей счет. При этом нужно понимать, что грант – это не бесконечный финансовый ресурс. После его использования нужно искать средства для содержания и развития культурного проекта. Если же рассматривать это как инвестиционный проект, который может брать на сопровождение Корпорации развития Архангельской области, то для инвестора нужны гарантии того, что в дальнейшем произойдет возврат инвестиций.
То есть выделяемые деньги должны быть возвращены инвестору с заложенной в проекте доходностью. Многие инициаторы креативных проектов рассчитывают на безвозмездное вложение чужих средств и не гарантируют, что в результате деятельности получится создать доходный проект. Любая творческая инициатива, если ее рассматривать как бизнес, должна формироваться как бизнес-проект.
450 и 615 миллионов – на промыслы
По мнению экспертов КРАО, решить вопрос с поиском подходящих помещений можно. Муниципалитеты идут навстречу, если понимают, что проект может решить их проблемы, а не связан лишь с временным освоением средств. Как показывает практика, у инициаторов часто нет желания вкладываться своими активами, реализовывать проект, взяв функцию руководства над ним. Возможно, было бы проще взять инициативу группе единомышленников, но сегодня в Архангельской области нет активной ассоциации ремесленников и дизайнеров. Мы спросили у Вероники Александровны, можно ли организовать такую организацию по инициативе министерства культуры?
– Общественные организации, как правило, создаются группой людей, объединенных одной идеей, – комментирует Вероника Яничек. – В сентябре 2017 года в Архангельске пройдет ремесленный форум, где наряду с вопросами сохранения и развития традиционных ремесел возможно рассмотрение вопроса о необходимости создания общественного объединения мастеров народных художественных промыслов, ремесленников и дизайнеров. А пока что развитию коллективов художественных промыслов и индивидуально работающих мастеров содействует художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам при Министерстве культуры. Также проекты и инициативы по развитию креативных индустрий поддерживаются грантами губернатора Архангельской области.
Сегодня в регионе активно идет работа по признанию граждан мастерами народного художественного промысла Архангельской области. Создан художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам при Министерстве культуры Архангельской области. По госпрограмме «Культура Русского Севера (2013–2020 годы)» за счет средств областного бюджета осуществляется поддержка развития ремесленной деятельности и промыслов в виде субсидий и стипендий на конкурсной основе.
Поддержка народных промыслов действует и на федеральном уровне, в ближайшие два года на финансирование народных промыслов в России планируется потратить 450 и 615 миллионов рублей. По информации ТАСС, из средств федерального бюджета возмещается часть понесенных затрат на энергоресурсы, сырье и материалы, железнодорожные перевозки, уплату процентов по кредитам для закупки технологического оборудования и запасных частей к нему, действует льгота по налогу на добавленную стоимость для изделий признанного художественного достоинства. Традиционно предприятия этой отрасли могут получить финансирование в рамках субсидий, направляемых регионам на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Как будут реализованы федеральные миллионы и что изменится в культурном бизнесе, без официальных реплик будет видно в ближайшие два года. И пока президент России дает установку сохранять, возрождать и развивать народные художественные промыслы и ремесла, Архангельск только неуверенно нащупывают новые форматы успешной организации творческого бизнеса.
ЕСТЬ МНЕНИЕ:
Татьяна Исаева, член Российского Союза дизайнеров, секция «Дизайн моды», руководитель мастерской художественного текстиля в Институте традиционных промыслов Университета технологии и дизайна:
– Продукт традиционного народного промысла может стать арт-объектом или модным дополнением к современному интерьеру. Изделие при этом должно действительно представлять глубокую традицию, а не стиль «а ля Рюс». Качество исполнения тоже должно соответствовать лучшим образцам ремесла. Такая вещь должна быть органично вписана в современную среду. Что нужно сделать, чтобы дать вещам, которые делали наши предки, новую жизнь, чтобы они стали востребованными на родной земле и интересными для иностранцев? Я вижу здесь две линии развития событий: одна касается самих мастеров, а другая людей и структур, связанных с арт-рынком. Мастера могут и должны изготавливать качественные изделия. Далеко не каждый ремесленник способен решать творческие задачи, но той части из них, которая стремится к этому, должна быть предоставлена возможность развития в этом направлении. Регионы должны быть заинтересованы в успехе таких людей. Им необходимы курсы и стажировки. Такое решение задачи вписывается в современную концепцию непрерывного образования взрослых, которая возникла в силу необходимости адаптации людей в непрерывно меняющемся мире.
Фото: Фото Елены Ионайтис, из сообществ Лофт-проект СЛОН, Культура 29, Корпорация развития Архангельской области / Vk.com