Благодаря интернету поток самостоятельных туристов становится все больше – гости Поморья сами находят ночлег, музеи и интересные места. Местные туроператоры теряют прибыль, бьют тревогу и дорожат каждым клиентом, спугнуть которого проще простого – достаточно показать наши дороги, общественные туалеты и цены на размещение в гостиницах. От бытовых мелочей и до глобальных маркетинговых стратегий – в преддверии летнего сезона мы попытались понять, что тормозит туристическую отрасль Архангельской области.
Через тернии – в отпуск
Количество иногородних туристов в Поморье растет, но это никак не сказывается на делах местных туроператоров – притока нет. С одной стороны Интернет – это помощник для туроператоров, он позволяет рассказать о своих предложениях иногородним и даже иностранным клиентам, с другой стороны – палка в колесо, поскольку пользователи начинают планировать туры самостоятельно. В одном из наших интервью заместитель министра культуры Архангельской области по вопросам туризма Светлана Зеновская отметила, что в последнее время россияне все чаще отдают предпочтение самостоятельным путешествиям по стране на автомобиле.
Конечно, для таких гостей Поморья важно без последствий добраться до места отдыха и обратно, однако одна из главных проблем в сфере туризма – плохие дороги в области. Несмотря на то, что гостевых домов в районах становится с каждым годом все больше, многие туристы недовольны еще и соотношением цены и качества мест размещения, точек питания и общественных туалетов. Также в Поморье есть живописные места, до которых непросто или даже нереально добраться, из года в года обсуждается транспортный вопрос – к примеру путь на Соловки.
– Поток туристов на Соловецкие острова ограничен, поскольку не хватает самолетов, – отмечает генеральный директор турагентства «Помор-Тур» Татьяна Бестужева. – Осталось всего два, но они используются как пассажирские. Также сегодня нет ни одного морского судна, которое могло бы, как в советские времена, регулярно ходить туда. Поэтому, увы, у многих Соловки ассоциируются не с Архангельской областью, а с Карелией – больше туристов туда приезжает с их стороны. Голубино и Онега – прекрасные места, до которых тоже, к сожалению, добраться сложно. Автобуса как такового нет. Железная дорога никогда не восстановится – наверное, этот вопрос под силу решить только каким-то влиятельным бизнес-сообществам.
Татьяна Николаевна работает в туризме сорок лет и отмечает, что сейчас отрасль переживает не лучшие времена – востребованность местных тур-предложений, несмотря на широкий ассортимент, упала на пятьдесят процентов. Что мешает развиваться? Во-первых, Северная Двина не чистится, пришлось отказаться от длинных маршрутов, раньше пароход-колесник «Гоголь» ходил, к примеру, до Котласа, теперь – нет. Еще одна проблема – повышается стоимость арендной платы, как и в целом отмечается рост цен.
– В тех же соловецких музеях или площадках «Малых Корел» цены очень высокие, при этом для иностранных туристов – еще выше. Для меня это, кстати, загадка. Почему в Европе цены для местных и иностранцев – одинаковые, а в Поморье – нет? – задает вопрос Татьяна Бестужева.
Уже несколько лет регион решает проблему со стоянками автобусов для экскурсий. Дискуссии ведутся, но до сих пор ее участники – туроператоры, представители ГИБДД и местной власти – ни к чему не пришли. Пока что за такую парковку в городе автобуса с туристами их водители получают штрафы – с законодательством не поспоришь. Что уж говорить о доступности Соловков, если даже саму столицу Поморья показать иногороднему гостю не так-то просто.
Первое, что «режется» в бюджете
В Архангельской области практически каждый год меняется туристическая концепция, из-за чего представители тур-агентств и бизнеса не могут развиваться по единой формуле, ситуацию усугубляет и дефицит финансирования.
– Самый главный барьер для развития местного туризма – в мозгах, – комментирует Александр Белецкий, генеральный директор туристского агентства «Визит». – Увы, область до сих пор не понимает, по какому пути идти. Нет единой концепции для региона. Я часто бываю на различных встречах. Таких идей наслушался... Считаю, Поморью нужен солидный арктический бренд. При этом юг области говорит – ну мы же не поморы, да и не Арктика совсем. А в Великом Устюге жители кричат, что они поморы и скоро перетянут на себя это имя! Когда начинаются новые споры, кто мы и какие у нас символы, я говорю – зачем ломать голову и тратить время? Уже все давно придумано. Герб области. Местные традиции. Это и есть наши бренды. Я считаю, что наш бренд – это водные пути, площадь Архангельской области, если взять карту, – это сорок процентов воды, на этом обязательно нужно делать акцент.
Нет сегодня в Архангельске должного взаимодействия в бизнес-сообществе. Другие города работают в системе: те же гостиницы и рестораны находятся в тесной связке с туристическими операторами, а у нас же – каждый сам по себе.
– В Архангельской области сегодня активно открываются гостевые дома, их загрузка была бы плотнее и экономический эффект усилился, если бы они сотрудничали с туроператорами, – считает Александр Белецкий. – То же самое можно скачать и про точки питания. Под сотрудничеством я имею ввиду комиссию и какие-то специальные ценники для клиентов, которые пришли через туроператоров. Глупо не идти нам на встречу, и при этом пустовать. Наверное, такую формулу взаимодействия должна задать областная администрация. Речь идет о взаимовыгодном партнерстве, потому что в наших силах – прорекламировать должным образом рестораны или гостиницы, привлечь туда людей.
И речь уже не заходит об иностранцах – россиян бы на Север привести. А зарубеж кидать удочки наши туроператоры уже и не пытаются. С каждым годом Россию все меньше рассматривают как страну для путешествия – такова информационная политика в мире. Людям сказали, что Россия агрессивна, они в это верят.
– Что бы мы не говорили, главное для развития туризма – это инфраструктура. Одни и те же проблемы из года в год обсуждаем! Бюджет никогда не сбалансирован, и мы уже не верим обещаниям ни президента, ни представителей областной или городской властей, – говорит Белецкий. – В первую очередь в кризисных ситуациях урезается сфера культуры, а туризм теперь напрямую относится к этому министерству. При этом раньше мы были при министерстве экономики, что более логично, ведь туризм – это бизнес. А культура – это бюджет.
Как бы Снеговика теперь не стырили
Один из самых перспективных в Архангельской области – семейный туризм. Как правило, семьи отдыхают дольше и тратят больше.
– Поморью нужны символы, которые будут привлекать в регион семьи. Что у нас есть сегодня? Дом Снеговика в Соломбале. Но разве он раскручен в должной мере? Его надо так распиарить, чтобы область ассоциировалась с этим сказочным местом у жителей всей страны, – считает Олег Павлов, член Архангельского туристского регионального агентства (АТРА). – Увы, родину Деда Мороза мы уже профукали. Архангельск претендовал на роль резиденции Деда Мороза, эту идею продвигал наш земляк Андрей Томашкевич, но ее успешно реализовали в Великом Устюге. Как бы снеговика теперь не стырили. А ведь это как раз семейный вектор! Теперь Вологодская область получает большие деньги. А мы нет. Увы, масштаб Дома Снеговика пока не такой.
Павлов считает также, что в приоритете должен быть и туризм серебряного возраста. Пенсионеры, как он отмечает, это люди, у которых есть свободное время, и многие откладывают средства, чтобы путешествовать. Никто не занимается этим, считается повсеместно, что пенсионеры – это малообеспеченная прослойка населения. А ведь у нас в области порядка 400 тысяч пенсионеров, и есть смысл разрабатывать групповые предложения для такой категории туристов.
По мнению Олега Павлова, Архангельской области не хватает эффективного маркетинга территории – это наука о привлечении инвестиций, о которой, увы, многие даже не слышали у нас.
– Маркетинг в стиле «Надейся и жди» – это в прошлом, – говорит Олег Михайлович. – Надо четко знать своего клиента. В туристическом бизнесе, я считаю, нужно демонстрировать индивидуальный подход в массовом масштабе. Надо определить, на какие категории делится поток туристов. Это пенсионеры. Спортсмены. Это семьи. Школьники. И для каждого из них требуется свое уникальное предложение. Пенсионерам будет интересно познакомиться с традиционной культурой и гастрономическими особенностями края. Спортсменам нужен активный отдых. Для семейных обязательно интерактив. А рассказывать, какой у нас прекрасный регион в одной форме для разных людей – бессмысленно.
По мнению представителей тур-индустрии, Архангельск сегодня должен ориентироваться на другие города. По данным АТРА регионом интересуются в разных уголках страны. А местный туризм – это просто перекладывание денег из бюджета одного района в карман другого. С точки зрения стратегии развития областного туризма – это не продуктивно.
Диплом «в северном направлении»
Чтобы решить проблемы региона в сфере туризма, в САФУ совместно с отделом развития туризма министерства культуры Архангельской была открыта магистерская программа «Туризм в северном направлении». Магистратура – это второй уровень образования, то есть здесь в рядах студентов ждут специалистов-практиков в первую очередь работников турфирм, парков и музеев.
– Думаю, программа будет интересна и для представителей других специальностей – архитекторы, историки, географы, инженеры, базовое образование даст новые ресурсы для работы, – отмечает Татьяна Сидоровская, руководитель магистерской программы САФУ «Туризм в северном направлении». – В такой связке мы должны решить основные задачи области по развитию выездного и внутреннего туризма по разным направлениям: арктический, сельский, детско-юношеский, круизный, событийный, экологический. Прием документов начинается 20 июня. Проектно-ориентированный подход позволяет решать проблемы региона в туристской индустрии – магистранты в течение двух лет работают над определенным проектом и на выходе защищают свою диссертацию. Темы проектов согласованы с отделом развития туризма министерства культуры Архангельской области. 27 июня был первый выпуск наших магистров. Проекты этого года связаны с сельским, религиозным и детско-юношеским туризмом. Все проекты будут реализованы.
Реформаторы, прибитые к кресту
На фоне «системных» потуг официальных структур в развитии туризма особняком стоит проект, который курирует Илья Кузубов – фестиваль «Тайбола». Пока креативные представители министерств и турцентров ищут новые бренды, Илья создает его с волонтерской помощью. Со стороны кажется, что смастерить «Тайболу» просто, заходим в группу события в соцсети, по нескольким постам кажется, что все практически готово. Но это иллюзия.
– До мероприятия осталось чуть больше месяца, а мне не хватает для его реализации двух миллионов, и, скорее всего, эти деньги нам никто не подарит, – комментирует Илья Кузубов.
В этом году фестиваль пройдёт в Холмогорской районе Архангельской области на территории МО «Кехотское» на берегу Северной Двины. Чтобы провести «Тайболу» на должном уровне, нужен бюджет порядка трех миллионов рублей. Если сделать фестиваль как раньше – из картона, палок и пыли, то с учетом роста цен, хватит двух миллионов.
На данным момент удалось собрать областными грантами – 900 тысяч. Поэтому было принято решение сделать билеты – как возможность не столько заработать, сколько выйти в ноль.
– Тайболу делают волонтеры. Я сам себя, образно говоря, прибил на крест – обещал, что доведу эту историю до конца, – гвоорит Илья. – Может быть, нас и поддержали бы, да денег нет, но, опять же, проводится много мероприятий глобального размаха, на которые тратятся миллионы. Можно только предполагать, сколько денег ушло на Арктический форум для молодежи, в котором не тысячи человек были задействованы. Да, выхлоп в СМИ после был, но что с этого увидит регион? «Тайбола» же стала уже частью культуры города, традиционным ежегодным мероприятием, которое привлекает туристов из разных уголков не только области – России.
Каждый год Илья говорит, что это последняя «Тайбола». Опять обещает, что вырулит в ноль и на этот раз, но в этом году все сложнее – другой размах. Фестиваль вырос и уже совсем не похож на турслет.
– Было бы неплохо, если бы на «Тайболу» выделили субсидию. Хотя бы небольшую, как стартовый капитал. Пока что мы работаем по старой схеме – пишем гранты. Спасибо и на том! Иногда я удивляюсь, что нам вообще разрешают все это проводить, – комментирует Илья. – Было бы неплохо найти постоянное место, но где мои миллионы рублей, чтобы создать там инфраструктуру? Кто там будет жить в течение зимы, чтобы охранять все? Если потратить на это десятки лет жизни, при должном финансировании можно сделать северное чудо.
Архангельская область – сама по себе чудо. На наши пейзажи заглядываются в интернете иностранцы и ждут потепления отношений с Россией, которую сегодня в мире считают агрессором. Мы можем гордиться своей богатой культурой, но ни природа, ни традиции не могут быть гарантом привлечения туристов в наш край без эффективного маркетинга территории.