Сегодня, 27 января, во многих городах России, в том числе и в Архангельске, в честь годовщины снятия блокады Ленинграда в 1944 году проходит акция «Блокадный хлеб». На ней россияне могут подписать открытку ветеранам-блокадникам, а также взять кусочек хлеба весом 125 граммов — это была минимальная норма для детей и иждивенцев в блокадном городе зимой 1941–1942 годов. Этот хлеб — символ того, что пришлось пережить (а сотням тысяч людей — не пережить) в блокаду. Меж тем мы хотим напомнить о том, что и жители военного Архангельска тоже боролись со страшным голодом, хоть и не были в блокаде. Символом этой борьбы за жизнь стал тюлень: добываемые на Севере мясо, жир и шкуры этого животного спасли многих. Эту историю хранит памятник тюленю на набережной. Однако не только за счет этого выживали архангелогородцы. Прочитав дневник, который вел житель военного города, а также материалы историков и методичек того времени, рассказываем о том, что ели в Архангельске, чтобы выжить.
Начало войны: люди в панике хватают консервы и хлеб
В 1941 году на улице Серафимовича в доме 43 жил Филадельф Паршинский — беспартийный, одинокий, по специальности — педагог. Он тогда получал пенсию по состоянию здоровья минимального размера. До обвинения в антисоветской деятельности и приговора в мае 1942 года к заключению в исправительно-трудовом лагере на 10 лет (дальше его судьба неизвестна) он вел личный дневник, где в том числе описывал, что происходило в городе в начале Великой Отечественной войны. В частности, он фиксирует, как восприняли архангелогородцы историческое выступление по радио наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова с сообщением о нападении фашисткой Германии на Советский Союз.
— 22 июня 1941 года в гастрономе № 4 лихорадочно люди расхватывают консервы: паштеты, тушенку, горох с говядиной. Так советские граждане реагируют на речь Молотова по радио. Ломоносовская библиотека победоносно выставила фото корабля «Линкор Марат», чтобы запугать германских летчиков, если вздумают прилететь в Архангельск... Пользуясь ярко-солнечной второй половиной дня, самолеты кувыркаются над Архангельском, устрашая внутренних врагов СССР, потому что внешние этого кувыркания не видят, — пишет Паршинский.
На следующий день люди продолжают атаковать магазины. Одинокий пенсионер замечает, что люди даже к закрытым магазинам стоят в очередях по 200–300 человек, порядок охраняют милиционеры. В городе уже нет совсем белого хлеба, на второй день войны можно достать только черный.
«Пришла в голову мысль убивать собак тайком»
К декабрю 1941 года хлеба в архангельских магазинах уже практически нет совсем. Тот, что изредка привозят, раскупают очень быстро. Филадльф Паршинский пишет, что среди населения начинается паника. Самому ему уже практически нечем питаться. В голову приходят мучительные мысли.
— В столовой повезло, — пишет Паршинский 8 декабря. — Удалось получить лишнюю порцию блинов. Придя домой, вскипятил на костях водичку с тмином, перцем и гвоздикой и похлебал горяченькой. Приятно, кошка тут как тут. Но мне ей нечего дать, а потому я ее в комнату к себе не пускаю. Мне пришла в голову мысль убивать собак тайком и таким путем питаться, ничего никому не говоря. Удастся ли эта затея? Или лучше кошек ловить? Вот поистине живем в лесу без дров, у моря, на берегу реки без рыбы, в стране с богатой нефтью — без керосина! Это возможно только при социализме! Будь он проклят, этот социализм, вместе со Сталиным!
Некоторое время спустя пенсионер признается, что из-за жуткого голода не раз ловил и варил котов. В пищу пошла и его домашняя питомица.
— Газеты ликуют по случаю новых побед Красной армии и гвардии над германскими войсками, — комментирует он. — Я констатирую у себя исхудание тела.... Задавил свою кошку. Хуже всего, что кошка поняла, что я ее хочу удавить. Она вырывалась и ворчала, но я был беспощаден, до сих пор я ее щадил, а сегодня осатанел!
Грибы, ягоды и хвойные напитки
Конечно, не все жители питались такими способами, как Паршинский. Но голодали — и это факт. Несмотря на то, что через город-порт проходили тысячи тонн продукции. Но практически все было — не для архангелогородцев.
Об этом писал историк Михаил Супрун: «Перевозя тысячи тонн продовольствия для страны, Архангельск при этом голодал. Норма выдачи хлеба в отдельные дни едва превышала минимальную норму в блокадном Ленинграде. Из-за "безбелковых отеков" невыход на работу составлял порой 50%. У переживших войну старожилов на всю жизнь остался в памяти вкус жесткого вороньего и сладкого собачьего мяса, угарный запах тюленьего жира. Помнят они и грузовики, вывозившие навалом трупы на городские кладбища. Местные двадцать колхозов и совхозов, расположенные в черте города, не могли обеспечить население продовольствием: скот эвакуирован в южные районы, техника направлена на фронт, работники — призваны в армию. Нередко женщинам самим приходилось впрягаться в плуги. Не решали проблему и "децентрализованные заготовки" рыбы, грибов, ягод, дичи. Для прибрежного лова решением ГКО из центральных и южных районов были перевезены сотни семей спецпереселенцев. Были освоены новые виды промыслов: добыча тюленя, мидий, креветок, мойвы, яиц и мяса кайры. Но и эти деликатесы не добавляли изобилия к столу архангелогородцев. Улучшение снабжения города продовольствием произошло лишь в конце войны, когда улучшилась общая ситуация в стране, а промышленные предприятия и каждая архангельская семья получила под огороды земельные участки».
О том, что правительство призвало решать проблему голода на местах, свидетельствует книжка, вышедшая в Архангельске в 1941 году, с названием-лозунгом: «Заготовляйте грибы и ягоды».
— Чем больше на месте своего продовольствия, — говорилось в ней, — тем меньше должно выделять государство продовольствия из централизованных фондов, тем больше продуктов государство может давать фронту и складывать про запас.
Где взять витамин С?
Многие жители Архангельской области до сих пор или сами помнят, как в детстве заготавливали хвою и пили хвойный напиток или пекли хлеб из древесной коры, либо рассказывают об этом детям, внукам и правнукам. В условиях голода людям тотально не хватало витаминов: не только в тылу, но и на фронте. Об этом в том же 1941 году писали ученые в книге издательства «Правда Севера» «Витамины и их роль в организме». Самым важным был витамин С. Ученые И. Матусис и А. Вердинский в ноябре 1941-го написали докладную записку «Об организации производства витамина С из местного сырья»:
— Витаминные экстракты и концентраты сейчас необходимы для следующих целей. Большие массы бойцов РККА получают пищевой рацион, состоящий из консервов, в которых, как правило, отсутствуют витамины, что может создать угрозу возникновения заболеваний. Обогащение витамином С пищевого рациона раненых и больных в госпиталях намного ускоряет процесс лечения. В условиях ограниченных ресурсов плодов и овощей обеспечение населения препаратом С предотвращает опасность развития авитаминозных заболеваний, повышает здоровье трудящихся, работающих на оборону. Обеспечение витамином С является серьезным средством в борьбе с эпидемическими заболеваниями. Особенно велико значение витаминов для детских садов.
Производство витамина С в Архангельской области было налажено. Изготавливали хвойный напиток, концентрат из шиповника, порошок шиповника.
Молодежь помогает фронту
Снабжение Архангельска продовольствием оставалось очень тяжелым и в 1942–1943 годах. А ведь мало того, что люди должны были сами добывать себе пропитание. Они должны были еще и выдавать что-то на фронт. С этой целью в мае 1942 года Архангельский обком ВЛКСМ направил делегацию физически развитых и здоровых учащихся техникумов и старшеклассников в экспедицию на Новую Землю. У ребят была конкретная цель: добыть еду. Позже такую экспедицию отправляли еще раз в 1943 году.
На острове молодые люди ловили рыбу, занимались промыслом морского зверя, заготавливали яйца и тушки кайры. Старшеклассники и студенты были также привлечены для работы на птичьих базарах. В результате 16 февраля 1943 года из Архангельска на карельский фронт отправили 14 вагонов «подарков», в том числе: 20 190 килограммов мяса, 2432 — масла, 8530 — рыбы, 11 300 — овощей. И другие продукты в общей массе на 91 тонну. Кроме этого — 3375 индивидуальных посылок. И 14 тонн «подарков» — Беломорской военной флотилии, 2 тонны — госпиталям, и тонна — партизанскому отряду.
Так Архангельск пытался прокормиться сам, помочь стране и армии в трудное военное время.
По рассказам от своих родственников, многие из которых уже ушли из жизни, мы знаем, что во многих семьях Архангельска были и другие способы преодоления голода. Когда не было ничего, то и варили ремни, и ели похлебки из клея, пекли лепешки из коры и лебеды. Если в вашей семье сохранились воспоминания о том, как жили люди в Архангельске и по области в годы Великой Отечественной войны, — оставляйте под этим текстом комментарии. Из года в год 9 мая мы все больше говорим о победах страны и реже вспоминаем лишения простых людей — не только военный, но и бытовой трагизм тех лет. Пусть памятью о Победе будет не только праздничный салют и георгиевские ленты, но и личные истории преодоления.