Авто Гордимся, Север! На чем ты ездишь репортаж Без руля и педалей: в Архангельске сделали вездеход-трансформер для людей с инвалидностью

Без руля и педалей: в Архангельске сделали вездеход-трансформер для людей с инвалидностью

Изобретатели и пилот необычной машины MARS показали, как на нем ездить, и дали прокатиться нам

Студентка САФУ Есения Лопатина с легкостью управляет вездеходом MARS. Ее создатели говорят, что она как будто рождена для этой машины

Изобретатель Александр Осинин из Архангельска вместе с владельцем клуба «Машина» Андреем Пурей создали нечто уникальное — вездеход-трансформер MARS, у которого нет ни руля, ни педалей, а управлять им сможет любой человек, в том числе и тот, который большую часть жизни поводит в коляске, и даже без намека на какой-либо водительский опыт. Какова в деле эта машина, что у нее внутри и где она может пригодиться, мы рассказываем в этом репортаже.

«Когда снег выпадает, мы становимся затворниками»



— А какие могут быть впечатления? Круто, классно, восторг! Сидеть удобно, в управлении все очень легко, я сразу же разобралась, вот буквально села и поехала. Хотя я раньше никогда за рулем автомобиля не была, оказалось, что совсем нетрудно держать вездеход прямо, поворачивать, тормозить. Если я разобралась тут, то любой разберется, — смеется студентка САФУ Есения Лопатина, прокатившись на вездеходе вокруг гаража с мастерской клуба «Машина», который находится на Левом берегу в Архангельске.
Сиденье опускается так, чтобы пилоту было удобно самому сесть за (виртуальный) штурвал

Есения стала одним из первых пилотов MARS — так звучит, наверное, правильнее, чем простое «водитель», ведь перед нами не совсем обычная машина. Это восьмиколесный вездеход-трансформер, подобных которому нет нигде. Есения, широко улыбаясь, все еще держится за рычаги по бокам от ее сиденья. Привычного руля, как и ножных педалей, здесь нет — MARS управляется кнопками и джойстиками. Для студентки родом из Няндомы, которая попала в ДТП еще будучи подростком и получила тяжелую травму позвоночника, из-за которой не может ходить, это изобретение открывает в жизни новые возможности. Сейчас как минимум — прокатиться с ветерком.

Щенок тоже хотел прокатиться

Отгоняя от ног любопытного щенка, который требует от девушки с ним поиграть, Есения рассказывает, что машину уже тестировали в полевых условиях — выезжали в декабре на остров Краснофлотский. Тогда на ней покатались несколько ребят с инвалидностью, и всем очень понравился этот опыт. Сама она признается, что с удовольствием бы пользовалась «Марсом» везде, где только можно.

Всё, что нужно пилоту, — это жать кнопки и управлять «Марсом» с помощью джойстиков

— Недавно вот с сестрой гуляли, а выпал снег. На коляске в таких условиях ездить проблематично, так как приходится выезжать всё время на задних колесах, иначе застреваешь. Зимой у нас такая проблема: когда снег выпадает, мы становимся зависимыми от такси и машин, потому что просто даже выйти во двор на коляске становится нереально. И мы становимся затворниками. Поэтому, если бы такой вездеход можно было бы как-то применять в быту, думаю, что это было бы очень удобно. Да и в путешествие на таком поехать круто, ведь выбраться в лес для нас тоже редкая возможность, это затруднительно, и нужна будет помощь. А тут ты сам сел и поехал, — отмечает Евгения плюсы внедорожника.

И уезжает на новый круг возле гаража, взяв в собой пассажира, позади кресла пилота на вездеходе есть одно место. Щенок не успевает бежать за ними.

Есения — прекрасный водитель, в чем мы сами убедились

«Потихоньку что-то придумывал, патенты получал»



Теперь мы в большой мастерской клуба «Машина». Ее владелец и один из создателей «Марса» Андрей Пурей стоит перед вездеходом и под звуки сварки рассказывает о том, как около шести лет назад друзья познакомили его с Александром Осининым.
Андрей Пурей говорит, что у созданного «Марса» может быть множество модификаций. И ездить на нем могут все, кто захочет

— У него на тот момент было патентов восемь на разные полезные изобретения, но, так вышло, что они, по сути, были на тот момент никому не нужны. У нас вот такая судьба у изобретателя. А ведь каждый патент надо поддерживать. Когда нас познакомили, мы начали с этой машинки, с «Химеры» — это такой небольшой вездеходик, — показывает он рукой на темно-зеленого снегоболотохода, который стоит рядом.

Зеленая «Химера». Посмотреть такую в действии можно на Youtube-канале клуба «Машина»

Мужчин сблизила страсть к созданию чего-то нового. Андрей, к примеру, за свою жизнь работал в разных сферах — торговля, грузовые перевозки, общепит и развлечения, менял деятельность чуть ли не каждые пять лет. В последнее время вот занялся вездеходами, хотя сам и не рыбак, и не охотник. Говорит, что это ему интересно, да и вообще он с детства был «мастеровитым».


— Тут я, по ходу, до пенсии задержусь. Хорошо, когда руками что-то делаешь. Интересно, когда что-то производишь из ничего. А тут еще и новое, что до тебя никто не делал. И есть чувство, что жизнь не зря проходит и что ты не просто потребитель в ней, а создатель чего-то ценного, — так объясняет Андрей Пурей свою мотивацию.

У Александра Осинина увлечение техникой тоже растет из детства — пока другие покупали себе, к примеру, мотоциклы, он собирал себе технику для поездок сам. Позднее Александр Трофимович получил среднее образование в эксплуатации автотранспортной техники, то есть он не инженер. Но всю жизнь что-то придумывал на бумаге. Несколько лет назад у него был опыт разработки вертикализатора для детей с ДЦП, а также специального санитарного кресла. Тогда он и познакомился ближе с трудностями, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью.

Александр Осинин

— Заметишь в технике что-то неудобное — совершенствуешь. Потихоньку что-то придумывал, патенты получал. А потом вот на пенсию вышел, Андрей Викторович (Пурей. — Прим. ред.) мне попался, и решил плотно этим заняться. А так бы без знакомства с ним, наверное, до сих пор бы дома что-то на бумажке изобретал. Теперь благодаря ему вижу уже модель, — говорит он, кивая на Mars.

Идея создания такого вездехода как раз пришла к нему после опыта разработки чертежей устройств для ребят с ДЦП. Однажды он подумал, что туристические маршруты на квадроциклах им не доступны.

— Это значит, что если человек малоподвижен, то он красоты природы не увидит? Стал задумываться над тем, как помочь людям с инвалидностью тоже получать это удовольствие от жизни. А ведь самые красивые места — Алтай, Карелия, Мурманская область, Крым и другие — они же все труднодоступные в плане дорог. И там как раз ездят на квадроциклах. Для людей с инвалидностью, которые практические постоянно находятся в замкнутом пространстве, было бы здорово все это увидеть. Хотелось дать им эту возможность, — вспоминает Александр Трофимович.

Создатели показывают свое творение

Около года ушло на расчеты и чертежи по этому проекту, потом с руководителем клуба «Машина» еще около года потратили на то, чтобы построить вездеход, который назвали «Марсом». Теперь он почти готов, и для него устраивают тест-драйвы, приглашая заинтересованных в проекте архангелогородцев вроде Есении.

«Все запчасти куплены в обыкновенном магазине»


Говоря подробнее о том, каким получился вездеход, Андрей Пурей отмечает, что его «сделали по-умному», а также называет его настоящим трансформером. Он имеет в виду, что сейчас они подготовили первый образец, его уже тестируют пилоты, но модификаций модели может быть много. В конце концов, MARS можно подгонять под индивидуальные потребности каждого отдельно взятого пилота, если в дальнейшем изготавливать вездеход на заказ.

Первое, что бросается в глаза всем, кто смотрит на «Марс», — это, конечно, отсутствие руля и педалей. Вместо них — небольшая панель с кнопками и рычаги-джойстики по бокам сиденья.

Пока максимум скорости у «Марса» — 40 километров в час

— Так как мы небогатая организация, все запчасти куплены в обыкновенном магазине. Какие-то цилиндры были переточены по нашим расчетам. Здесь применены запчасти от пазика, газика, ЗИЛа, жигулей, уазика. Двигатель поставили ZONGZHEN GB750, у него 28 лошадиных сил. В идеале удобнее ставить, допустим, движок от Daewoo Nexia (он более мощный, там 50 сил) и коробку-автомат. Это все хорошо здесь подойдет. Здесь коробка пятиступенчатая, с электрическим сцеплением. Для этого нужны более здоровые руки, нужно учиться переключаться, но в принципе тоже несложно переключается, тут кулисная передача, как в любой машине, — рассказывает детали Андрей Пурей.

Сергей Юрчак — сотрудник мастерской, который помогал собирать вездеход

Александр Осинин вспоминает, что одной из самых сложных задач, над которой пришлось поломать голову, стали повороты на подобном вездеходе.


— Получить наработки других предприятий не получилось, потому что похожих нет. Есть для машин с бортовым поворотом, там немножко проще: одну сторону затормозили, другая как бы забегает. А здесь получается все практически как у машины, то есть ее нужно складывать, чтобы она повернула. Это само по себе несложно, но труднее было сделать так, чтобы вездеход дорогу держал при этом, слушалась и чтобы он при этом был нетяжелым. В итоге получилось так, что сейчас водитель может сидеть и поворачивать комфортно, не подруливая и не ловя дорогу, — рассказывает он.

У MARS восемь колес, и все ведущие, с блокировками.

— Такая формула очень удобна, поскольку мы на каждую пару еще будем надевать по гусенице, и это обеспечивает высокую проходимость вездехода зимой либо летом на болотах, например, если кто-то постоянно ездит, — поясняет изобретатель.

На каждую пару колес для зимней езды будут надевать по гусенице

Весит машина примерно 600-700 килограммов. Какую максимальную скорость она может развить, еще неизвестно, нужно тестировать на разных покрытиях. Пока же разгоняли до 40 километров в час. Расход топлива, соглашаются между собой оба создателя «Марса», подсчитав, сколько уже потратили бензина в тест-драйвах, совсем небольшой.


Как говорят и Александр, и Андрей, вездеходом могут пользоваться не только люди с инвалидностью — он настолько прост в управлении, что даже не требуется никакого опыта, чтобы на нем прокатиться. Это проверяет на себе наш видеоредактор — действительно, она с легкостью повторяет тот же маршрут вокруг гаража, что и Есения. Правда, права, чтобы на нем ездить, все равно понадобятся (либо тракторные, либо для квадроциклов), и в городе вряд ли получиться рассекать.

— В перспективе любая база отдыха, любое турагентство может купить себе эту машину. Клиенты вполне могут ее арендовать для дальних прогулок. Сзади есть еще сиденье — мы его делали для того, чтобы сзади мог разместиться человек, который сможет контролировать поездку, ведь машинка недешевая, — поясняет Андрей Пурей.

Одна из разработок, которой сейчас занимаются в мастерской, — бикоптер, как в фильме «Аватар». Секретная часть прикрыта от чужих глаз

Примерную стоимость «Марса» он просит пока не разглашать. Что касается возможности использовать вездеход людьми с инвалидностью, то сейчас создатели хотели бы найти инвестора для своего проекта. Ведь пока что перед нами — непромышленный образец, в который вкладывали свои деньги. А для того чтобы довести его до серийного производства, требуются дополнительные вложения. По оценкам Андрея Пурей, это сумма в районе трех миллионов рублей. Есть у них с Александром Осининым и другие идеи, над которыми они работают. Например, делают бикоптер, как в фильме «Аватар», пытаясь сделать фантастику в реальность, а также скоро приступят к созданию модели летающей мотособаки с рабочим названием «Помощник».

Ранее мы рассказывали о помощнике машиниста Артёме Шубине, который в свободное от работы время собирает вездеходы стоимостью до 3 миллионов рублей, а также в нашей рубрике «На чем ты ездишь» почитайте про пенсионера из Архангельска, который в свободное время реконструирует советские «Волги».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления