На ремонт дорог каждый год тратят миллионы рублей. Эффективно ли?
На ремонт дорог каждый год тратят миллионы рублей. Эффективно ли?

Проверить может каждый

Круглый стол, посвященный одной из вечных проблем России, состоялся в администрации города в середине апреля. Мероприятие прошло в преддверии старта дорожных работ в весенне-летний период. После него глава Архангельска Игорь Годзиш дал прямое указание обнародовать список гарантийных дорог, чтобы жители города могли сами контролировать их техническое состояние и требовать бесплатного ремонта. Такой список был представлен общественному движению «Асфальт 29».

Всего в обнародованном списке – 105 участков различных автомобильных дорог, которые в 2017 году находятся на гарантии подрядных организаций. То есть практически все разрушения на них должны устраняться подрядчиками за свой счёт. Если администрация города платит за повторный ремонт, тогда подрядчик обязан компенсировать потери бюджета.

Безусловно, мы не смогли оценить состояние всех 105 отремонтированных за последние четыре года участков дорог. Этим всё-таки должны заниматься специалисты. Мы провели свою весьма субъективную оценку состояния пяти гарантийных дорог с ремонтом образца 2014-2015 года, которыми активно пользуются автомобилисты. В том числе авторы 29.ru

Каждый житель города может составить подобный «топ-5» гарантийных дорог, требующих ремонта, основываясь на привычных маршрутах. Тем более, что в гарантийном списке – больше ста участков, в том числе тротуары и дворовые проезды.

 

5 место – улица Тимме: не все так плохо, но разрушение налицо

Последнее место в субъективном антирейтинге 29.ru мы отдали дороге на улице Тимме. Участок от швейной фабрики до улицы Воскресенской был отремонтирован летом 2015 года, срок гарантии истекает в октябре 2019 года. Подрядчиком выступало ЗАО «АГСУМ».

Сегодняшнее состояние автомобильной дороги, безусловно, не самое худшее в городе, но признаки разрушения дорожного полотна налицо. Главный бич любой автодороги – колодезные люки, которые каждый год проседают на несколько сантиметров. Не стала исключением и улица Тимме – при проезде по колодцам автомобиль получает весьма существенные удары по подвеске. Кроме того, практически на всём протяжении наблюдаются поперечные трещины на асфальте по всей ширине дороги. Также в отдельных местах разрушен верхний слой асфальта.

Говоря об улице Тимме, необходимо отметить и состояние ее пересечения с Воскресенской. Этот перекрёсток ремонтировался в 2014 году и если дорожное покрытие непосредственно на пересечении находится в сносном состоянии, то в местах стыков старого и нового асфальта требуется ремонт.

4 место – улица Ильича: талые воды скрывают сюрприз

Четвёртое место в антирейтинге 29.ru мы присуждаем отремонтированной в 2014 году дороге по улице Ильича в Северном округе на участке от Кировской до Добролюбова. В весенний период полностью оценить все «прелести» данной дороги не представляется возможным – большая часть дорожного полотна залита талыми водами, но увиденное тоже не радует.

Во-первых, на отдельных участках наблюдается выпадение (или истирание?!) верхнего слоя асфальта. Что для дороги с очень незначительной интенсивностью движения является вопиющим фактом. Во-вторых, многочисленные трещины дорожного полотна, а также – большие ямы в районе пересечения улицы Ильича с улицей Добролюбова.

Возможно, что причиной неидеального состояния автомобильной дороги является неграмотно составленная аукционная документация, по которой ремонту подлежали не вся дорога, а только её часть. Самые разрушенные участки вообще не подвергались ремонту.

3 место – Новгородский проспект: чуть больше машин и все станет совсем плохо

Бронзу антирейтинга гарантийных дорог получает проезжая часть на Новгородском проспекте. Участок от Поморской до Серафимовича был отремонтирован в 2014 году ЗАО «АГСУМ». Особое внимание к этой дороге связано с тем, что тогда она попала даже в федеральные новости, поскольку её ремонт проводился в прямом смысле «под снежок».

В общем-то время только подтвердило правоту сомневавшихся. По нашему мнению, дорога требует обновления на всём протяжении отремонтированного участка. Особенно это заметно на участке от Поморской до Володарского. Здесь одна половина проезжей части дороги (по нечётной стороне) находится на несколько сантиметров ниже другой (в частности, напротив дома 91 по Новгородскому проспекту). «Помогло» разрушению дороги и ведущееся здесь строительство – при прокладке или ремонте канализационных сетей часть дорожного полотна разрушена и до сих пор не восстановлена.

Согласно аукционной документации, на перекрёстке Новгородский-Володарского производилась «планировка основания с добавлением нового материала». Если что-то на данном участке и производилось, то на сегодняшний день от выполненной работы не осталось ровным счётом ничего – дорога требует 100%-го ремонта. Кроме этого, на всем протяжении наблюдаются ямы, разрушения верхнего асфальтового слоя и выпирающиеся либо проваливающиеся колодезные люки.

Если бы движение по данной дороге было более интенсивным, она несомненно заняла бы первое место антирейтинга 29.ru.

2 место – улица Гагарина: дорожная аномалия

Наш серебряный призер улица Гагарина в Архангельске – это какая-то дорожная аномалия. Мало того, что энергетики из ТГК-2 копают её каждый год (а иногда и не по разу), разрушая дорожное полотно. Так ещё и качество дорожных ремонтов здесь вызывает очень большие вопросы. В 2014 году ремонтом дороги на участке от Кузнечевского моста до проспекта Обводный канал занималось ОАО «Ремикс». Гарантийный срок истекает в октябре 2018 года.

С нечётной стороной автодороги дела обстоят достаточно благополучно – еще в советское время она была проложена поверх теплотрассы. А к усилению грунтов при строительстве теплотрасс тогда предъявлялись серьёзные требования. Они дорогу «держат» даже через полвека после постройки. А вот с чётной стороной – совсем беда. Конечно, её состояние лучше того, в котором Гагарина находилась до 2014 года, но гордиться этим дорожникам не стоит.

Повсеместные провалы колодезных люков, истирание верхнего слоя асфальта, начинается образование колеи от проезжающих автомобилей. «Помог», как и в случае с Новгородским, «Водоканал», разрушивший и до сих пор не восстановивший небольшой участок возле дома на Гагарина, 40 – здесь даже временная бетонная плита не уложена – так, «присыпали» гравием.

Отдельно необходимо сказать о перекрёстке улицы Гагарина с проспектом Советских космонавтов. Проезд по нему – сплошная мука: ямы, разрушение верхнего слоя асфальта. Гарантийный ремонт не то что назрел, он уже давно перезрел. И если компания «Ремикс» не приступит к нему незамедлительно, тогда здесь начнётся небольшой дорожный коллапс, поскольку на перекрёстке практически всегда достаточно интенсивное движение.

Справедливости ради отметим, что в начале мая ремонт улицы Гагарина всё-таки начался. Единственное, что пока неизвестно – речь идет именно о гарантийном ремонте или нет. Да и выбор участков для ремонта весьма странный – устраняются не все повреждения дорожного полотна. А про колодезные люки речи и вовсе пока не идет.

1 место – проспект Советских космонавтов: здесь умер даже «полицейский»

Лидером же антирейтинга 29.ru самых разрушенных автомобильных дорог, находящихся на гарантии, мы признаём проспект Советских космонавтов. Его ремонтом на участке от Воскресенской до Гагарина в 2015 году занималось ООО «Стройплощадка». Мы считаем, что компания не справилась с задачей сделать качественную дорогу, которая будет служить много лет.

Самые существенные замечания – ямы, износ верхнего слоя асфальтового покрытия (а прошло-то всего два года после ремонта), начал разрушаться даже «лежачий полицейский» на перекрёстке с улицей Карла Маркса. На этом же перекрёстке – глубокие ямы, которые вынуждены объезжать автомобилисты. Перекрёсток с Вологодской улицей также требует ремонта из-за проваливающихся или выпирающих колодезных люков. Этим же «грешит» и участок до улицы Шубина. В общем, гарантийный ремонт здесь требуется на всем протяжении.

Отметим, мы не занимались проверкой дорог, отремонтированных в 2016 году, хотя и на них есть на что обратить внимание. Например, на проспекте Ломоносова начали проваливаться колодезные люки, и это тоже требует ремонта.

Поэтому мы в очередной раз подтверждаем аксиому, что ремонт автомобильных дорог в Архангельске (в том числе и гарантийный) – процесс вечный. А с вечностью городские власти бороться пока не научились.

Что касается средств, которые «съедает» эта вечность, то, возможно, такое неэффективное использование бюджетных средств вызвано отсутствием в открытом доступе списка автомобильных дорог, находящихся на гарантии. Нельзя исключать, что это связано с аффилированностью дорожностроительных компаний с депутатами различного уровня. Может быть, городские власти просто не готовы требовать от подрядчиков исполнения своих обязательств, установленных муниципальными контрактами, поскольку стоимость ремонтных работ искусственно занижена и не подразумевает хорошего ремонта. Но как бы то ни было, при ремонте дорог гарантийный срок в большинстве случаев составляет 3-4 года. Это предусмотрено контрактом, а значит подрядчик обязан его исполнять.