С каждым годом на улицах Архангельска становится все больше транспорта
С каждым годом на улицах Архангельска становится все больше транспорта

Город — пробка, город — не мечта

На сегодняшний день в Архангельске больше 110 тысяч легковых автомобилей, тысячи грузовиков, сотни автобусов. Такое количество транспорта является избыточным для нашей дорожной сети и, как следствие, приводит к образованию больших и не очень пробок.

Самые «узкие» места наших дорог каждый автомобилист назовёт без затруднений. Это и перекрёсток Урицкого — Обводный, и съезд с железнодорожного моста, и улицы Гагарина, Советская, Теснанова, Московский и Ленинградский проспекты.

Периодически затруднения в движении возникают на проспекте Советских космонавтов, на отдельных участках Воскресенской улицы. Каждый автомобилист может легко дополнить данный список «своими» пробками, в которых каждый день теряет по несколько десятков минут, а то и часов.

Самый простой вариант решения дорожной проблемы — строительство новых дорог и реконструкция существующих магистралей с их расширением. Однако на эти цели в бюджете города и даже области денег нет и в ближайшие годы не предвидится. Будут реализовываться лишь точечные проекты, которые улучшат дорожную ситуацию лишь на отдельных участках дорог.

Заместитель начальника городского ГИБДД Михаил Долженко представил целый перечень рекомендаций дорожных полицейских для улучшения ситуации на улицах Архангельска. В частности, он предложил оборудовать дополнительные пешеходные переходы возле детских учреждений и, наоборот, закрыть пешеходные переходы возле ТЦ «Час Пик», из-за которого образуются пробки на улице Розы Люксембург, и на Воскресенской улице в районе «кольца» площади Дружбы народов.

Кроме этого, в ГИБДД считают, что решению проблемы пробок может помочь установка дополнительных дорожных знаков, качественное нанесение устойчивой к истиранию дорожной разметки, а также обустройство платных парковок в центральной части Архангельска. В частности, околотротуарные муниципальные парковки предлагается организовать в районе:

  • ул. Логинова (от набережной Северной Двины до пр. Обводный канал);
  • перекрёстка пр. Ломоносова и ул. Попова;
  • перекрёстка пр. Троицкий и ул. Суворова;
  • магазина «Детский мир»;
  • САФУ на наб. Северной Двины, 17;
  • магазина «Бум»;
  • ул. Гагарина, 9 и 11;
  • и в других кварталах центральной части Архангельска.

Безусловно, организация платных парковок на данных участках серьёзно сократит количество приезжающего в центр города транспорта. Однако на некоторых улицах парковки фактически являются придомовыми, и жильцы близлежащих домов ставят на них свой автотранспорт каждый день, «на ночёвку».

Депутат Вадим Дудников напомнил участникам слушаний, что почти четыре года назад городская дума и мэрия Архангельска планировали провести эксперимент на улице Логинова. В частности, тогда было предложено установить вдоль улицы по одной стороне дорожные знаки «Стоянка по чётным дням запрещена», а по другой «Стоянка по нечётным дням» запрещена. Это, по мнению, народного избранника позволило бы разгрузить улицу и облегчило бы очистку от снега в зимний период.

— Однако ничего за это время не сделано. Зачем собирались — непонятно, — сказал Вадим Дудников.

Пока что за парковку в центре города платить не надо. Но будет ли так всегда?
Пока что за парковку в центре города платить не надо. Но будет ли так всегда?

Фантазии — на миллиарды, жизнь — на копейки

Большой блок предложений представителей ГИБДД был связан с работами капитального характера на городских дорогах. И если перспективы расширения Ленинградского проспекта сегодня вполне осязаемы — реконструкция начнётся уже в этом году и завершится, самое позднее, в следующем, то остальные предложения ГИБДД пока находятся из области фантастики.

В частности, предлагается расширить улицу Урицкого (от пр. Ломоносова до ул. Розы Шаниной), проспект Обводный канал, улицу Советскую (от ул. Терёхина до ул. Валявкина), продлить Московский проект хотя бы до улицы Ленина, построить дорогу на пр. Советских космонавтов (от ул. Выучейского до ул. Поморской). Но даже на эти сравнительно недорогие проекты денег в городском бюджете нет, что уж говорить о проектах на долгосрочную перспективу.

Так, например, для разгрузки дорожных магистралей предлагается построить мостовой переход в районе острова Шилов, реконструировать Талажскую эстакаду с расширением проезжей части до четырёх полос. Реанимирован и старый проект дорожного «прокола» под железнодорожной насыпью в районе улицы Стрелковой.

Всего же в предложениях ГИБДД — почти три десятка предложений, которые могут обойтись бюджету в несколько десятков миллиардов рублей. Понятно, что большинство этих предложений если и будут реализованы, то не в ближайшей перспективе.

Вопрос финансирования тем более актуален, что даже на строительство развязки на съезде с Северодвинского моста, по словам заместителя главы Архангельска Виталия Акишина, денег в бюджете нет.

Тем интереснее было выступление представителей общественного движения «Асфальт 29», которые также приняли участие в депутатских слушаниях. Представитель общественного движения Александр Веденеев предложил несколько вариантов «дешёвого» решения проблемы пробок на стыке проспекта Обводный канал и Московского проспекта.

В частности, он предложил увеличить фазу горения зелёного сигнала светофоров, установленных вдоль Обводного канала и Московского проспекта, на участке от Урицкого до Павла Усова до одной минуты. Это должно позволить пропускать значительно больше транспорта:

— За одну минуту горения зеленого сигнала проедет большее количество транспорта, чем за два раза по 30 секунд, — отметил Александр Веденеев.

Также было предложено достроить одну полосу движения на Обводном канале при движении «из центра города» (сегодня эта полоса существует лишь на протяжении 50–100 метров и машины после неё движутся по обочине.

На участке Московского проспекта между улицами Смольный буян и Павла Усова «Асфальт 29» предложил фактически разрешить четырёхполосное движение автотранспорта. Ширина этого участка дороги, по данным общественников, 11 метров, чего достаточно для движения четырёх автомобилей.

Однако такое предложение вызвало недоумение со стороны заместителя главы администрации города Виталия Акишина, который сообщил, что такая ширина проезжей части не везде, где-то есть заужения, поэтому четыре автомобиля там не поместятся.

Также предложили общественники запретить на перекрёстках с улицами Павла Усова и Смольный буян левый поворот при движении «в центр города». Для поворота налево рекомендовано использовать прилегающие улицы.

Участники общественных слушаний сошлись во мнении, что многие предложения общественного движения «Асфальт 29» весьма спорны, но в условиях скудного финансирования к ним необходимо внимательно присмотреться и часть из них реализовать на практике. В противном случае, пробки в городе будут расти и при отсутствии денег в бюджетах решения этой проблемы будет не дождаться в обозримой перспективе.