Россияне возвращаются в автосалоны: продажи машин растут вопреки ценам

Авторынок восстанавливается после затяжного пике.

Поделиться

KIA Rio готовится к смене поколений уже летом этого года и удерживает лидерство в абсолюте по продажам – около 9 тысяч в месяц

Рублевая стоимость автомобилей остается на рекордном уровне, однако впервые за два года авторынок демонстрирует признаки восстановления. С чем связано оживление?

Хронология подъема

Первым обнадеживающим месяцем стал ноябрь прошло года, когда продажи качнулись в плюс на едва различимые 0,6%, после чего ушли в зимнюю спячку. Долгожданное «дно» никак не прощупывалось.

Однако в марте впервые за два с лишним года объемы продаж подскочили почти на 10%, что уже не получилось списать лишь на статистическую погрешность. Апрель в целом подтвердил неслучайность результата – рынок прибавил 7% относительно прошлогоднего апреля.

Обманчивая статистика

Впрочем, преувеличивать результаты нельзя. Для сравнения в рекордном для России 2012 году апрельские продажи превысили 266 тысяч автомобилей, в апреле этого года не дотянулись до 130 тысяч. То есть плюсовая динамика наблюдается лишь на фоне мрачного для авторынка 2016 года, и рост менее 10% – начало большого пути.

Кроме того, апрель – традиционно самый «живой» месяц для авторынка – в этом году оказался чуть хуже марта, поэтому говорить об устойчивой тенденции преждевременно.

– Пока мы еще не видим установившейся сезонности здорового рынка, что напоминает нам, каким хрупким является текущее осторожное восстановление, – считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Но главное, рынок не достиг критического падения, за которым последовал бы массовый исход компаний-автосборщиков из России. И нынешнее оживление, пусть едва заметное, укрепляет позиции тех, кто остался.

Полного восстановления не будет

В пиковом 2012 году в России продали без малого 3 млн автомобилей, а бизнес-планы многих компаний рассчитывались с прицелом на дальнейший рост до 4 млн.

Сегодня о таких цифрах не грезят. Более того, эксперты сходятся во мнении, что результаты 2012 года были отчасти перегреты и не отражали устойчивого спроса. Этот тезис косвенно подтверждается падением продаж в 2013 году, когда еще не было санкций и валютных скачков.

Впрочем, звучат и оптимистичные прогнозы.

– В обозримой перспективе авторынок будет восстанавливаться, и в этом году прирост продаж достигнет 25%, в следующем – под 30%, – считает автомобильный эксперт Александр Рулевский. – Рано или поздно мы снова вернемся к показателям в районе 3 млн автомобилей в год, однако потом все равно рынок стабилизируется на уровне 2,2-2,3 млн автомобилей.

Напомним, что в 2016 году было реализовано чуть более 1,4 млн автомобилей – фактически десятилетний минимум.

Поводы для оптимизма

Эксперты в качестве причин оживления рынка называют отложенный спрос и стабилизацию курсов валют.

– За последние два-три года в России недопроданы десятки тысяч автомобилей, и сейчас рынок отыгрывает этот провал, – поясняет Александр Рулевский.

Одна из точек роста – это люди, планировавшие сменить автомобиль в 2014-2016 годах, но не рискнувшие брать новую машину в условиях сильной неопределенности.

Что с ценами?

Стабилизация курсов валют не привела к откату рублевых цен, что объяснимо: в периоды эскалации курсов стоимость машин не подскакивала в прямой пропорции к цене доллара, евро, йены или воны. Поэтому частичное укрепление рубля не вызывает пропорционального снижения цен. Хорошая новость в том, что рынок приближается к точке равновесия, когда стоимость авто становится оправданной с учетом экономических условий.

Ford Focus подешевел на 80 тысяч – базовая цена версий с кондиционером теперь стартует от 891 тысячи рублей за хетчбэк и от 901 тысячи за седан

Ford Focus подешевел на 80 тысяч – базовая цена версий с кондиционером теперь стартует от 891 тысячи рублей за хетчбэк и от 901 тысячи за седан

Но это же означает, что не стоит ждать снижения цен. В первые месяцы 2017 года были прецеденты корректировки прайс-листов «в минус», например, ощутимо подешевели некоторые модели Ford. Однако массового ценопада не случилось, да и подешевевшие «Форды» все равно стоят значительно дороже, чем аналогичные модели в 2014 году.

Судя по результатам продаж, люди начали постепенно привыкать к новой реальности и все меньше верят в то, что выжидательная позиция позволит сэкономить на покупке.

Автопромовский оптимизм

Автопром не сидит без дела: в России появляются новинки (несмотря на «Эра-Глонасс»), большинство из которых здесь же и собирают. В 2017 году дебютировали новые Hyundai Solaris, Volkswagen Tiguan, BMW 5-й серии, вернулась в Россию Toyota Highlander, запускается производство новой Mazda CX-5, готовятся к выходу SKODA Kodiaq, Audi Q5 и новый KIA Rio.

Впрочем, речи о запуске новых производств или расширении существующих не идет, и единственным исключением стал Mercedes-Benz, подписавший специальный инвестиционный контракт на строительство полноциклового производства легковых моделей в Подмосковье.

В остальном автопроизводители озабочены сохранением и загрузкой существующих мощностей, которая остается на критически низком уровне. Например, по данным «Авторевю», калужский Volkswagen в 2016 году работал на 50% своих возможностей, питерский завод Toyota – менее 40%, всеволожский завод Ford – 12%. Полнее всех использует мощности Hyundai-KIA: при плановых 230 тысяч автомобилей в прошлом году выпущено 207 тысяч.

Пятерка лидеров

Неудивительно, что три модели Hyundai-KIA питерской сборки входят в топ-5 самых популярных моделей: KIA Rio удерживает лидерство в абсолюте, опережая даже Lada Granta, Hyundai Solaris просел накануне смены поколений в январе-феврале, однако апрель завершил на третьем месте впереди Lada Vesta. А Hyundai Creta с самого дебюта удерживает лидерство в сегменте кроссоверов, замыкая пятерку.

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    15 мая 2017 в 07:50

    наш народ не победим) мы лучше в кредит, под дикий процент, за миллион с лишним возьмем, да ту же крету (солярис на курьих ножках) - зато с понтом на новой тачке! Типа джип! Это важнее. Дабы соседи завидовали какой я успешный. А то что кризис на самом деле впереди, мало кого волнует. И дальше будет только хуже - массовые сокращения, зарплаты где урезают, где повышают, а если и повышают то на сущие копейки, просто рот заткнуть. Производства многие закрываются, да много где реально только хуже. Но в новостях нам втирают - все хорошо, жить становится лучше, и веселее. Конечно веселее - поход в магазин это скоро будет из разряда чисто "потусить". Я хотел бы поменять авто, но учитывая то как складываются дела в стране...да ну нафиг! Чтобы потом детям было не чего кушать? зато с новой машиной. Нет уж! Мы подождем - либо реального улучшения уровня жизни, либо снижения цен. Но мы в России - оба варианты скорее всего не сбудутся никогда. Лучше деньги в сирию вкладывать, чем свое спасать...эхх

    Ваш студент
    15 мая 2017 в 08:06

    Уважаемый, Александр Дмитриевич, Ваши оптимистичные прогнозы конечно заставляют улыбнуться, но давайте не будем забывать в какой стране мы живем: как только платежеспособность населения повысится, наши правители не заставят себя ждать новыми налогами, пошлинами и прочими оброками, а продавцы автомобилей, да и все остальные, так же под шумок не забудут ценники переписать по выше... Нам для начала необходимо создать "цивилизованный рынок", где все будут понимать, что стабильные и высокие доходы могут приносить только постоянные высокие объемы продаж по адекватным ценам, а не как сейчас: пытаясь урвать последнее, делают наценку на одну единицу товара, чуть ли не вполовину годового бюджета. В итоге: спрос мал и непредсказуем, склады не заполнены, логистика отсутствует в принципе. Какой стабилизации Вы ждете в таких условиях?!!

    Гость
    15 мая 2017 в 07:40

    Продажи растут?? Не не слышал