20 сентября пятница
СЕЙЧАС +3°С

Новый поворот

Автоэксперт разбирает спорное ДТП на левом повороте.

Поделиться

5 мая 2015 года в городе Набережные Челны произошло столкновение двух автомобилей. Схема ДТП изображена ниже. Два автомобиля одновременно заканчивали поворот налево. Для инспекторов ГАИ и судей всех уровней суть дела была очевидной: желтый автомобиль не уступил дорогу помехе справа – красному автомобилю, – п.8.9 ПДД.

Дело дошло до Верховного суда, который вынес вердикт: виноват красный!

На дороге, как и в любой другой обстановке, граждане имеют права и обязанности. И как много раз указывал Верховный суд, невыполнение водителем своих обязанностей не дает ему преимущества.

Перед поворотом налево водитель обязан был занять крайнее левое положение на проезжей части, – п.8.5 ПДД. Эту обязанность выполнил только водитель желтого автомобиля. И, несмотря на то, что красный автомобиль вроде бы находился справа от него, но обязанности уступить ему дорогу у желтого не возникло.

Если смотреть более широко на сложившуюся ситуацию, то нужно вспомнить закон «О безопасности дорожного движения». Он гласит, что помимо основной задачи – собственно, обеспечение безопасности дорожного движения – на дороге должна решаться и вторая задача: увеличение пропускной способности дорог не в ущерб безопасности.

Предполагаю, что Верховный суд умышленно не стал рассуждать, мог ли красный автомобиль поворачивать параллельно с желтым? Если обеспечена безопасность дорожного движения – поворачивай. Никто не заинтересован в создании заторов, которые сами по себе опасны. Но уж коли не выполнил обязанность занять крайнее левое положение перед поворотом налево, то изволь не мешать тем, кто эту обязанность исполнил.

В свете принятого Верховным судом решения, рассмотрим ситуацию, когда знаки разрешают одновременный поворот налево с двух полос.

Здесь процитирую два пункта ПДД.

  • «8.5. Перед поворотом налево водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части».
  • «5.15.2 "Направления движения по полосе". Разрешенные направления движения по полосе».

Согласно лексике русского языка, первым близким по смыслу синонимом к слову «разрешение» является слово «право». Если человек имеет на что-то право, то это не освобождает его от исполнения обязанностей.

Предоставление права водителям поворачивать налево одновременно с двух полос увеличивает пропускную способность перекрестка, но не освобождает водителей от обязанности занять крайнее левое положение. И если вы в роли водителя красного автомобиля и не исполнили обязанности, то не качайте права и не создавайте помех водителю желтого автомобиля.

И если приглядеться, то водители могут повернуть одновременно в две полосы: желтый – в левую, красный – в правую.

Взаимная вежливость приводит и к обеспечению безопасности, и к увеличению пропускной способности.

Притворяйся вежливым – и привыкнешь («Пшекруй»).

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
20 июл 2017 в 10:37

Только мне кажется, что истории высосаны из пальца?

игорь
20 июл 2017 в 10:46

вопрос в лицемерии
а кто выдумал закон что Помеха справа- верно- сам человек
значит сегодня он выдумает одно - завтра другое
значит ваши выдуманные ЗАКОНЫ ТУПОСТЬ по сути и принципу
виноваты ОБА потому что закозлились баранами на дороге
вывод- уберите из машины человека и будет виноват ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПО ВСЕГДА
но еще проще это вообще НИЧТОЖНО если машины будут бесплатны и очень дешевы
подумаешь врезались- пересел на другую новую

Гость
20 июл 2017 в 10:43

Именно. Одновременный поворот в несколько рядов подразумевает несколько полос на выезде с перекрестка.
Однако, казусы получаются, когда полос на выезде больше. Допустим выезжают в два ряда, а полос - три, и при этом из обоих рядов имеют право выезда по средней полосе. И тут уже действует правило "помеха справа".