Доллар ни при чём: масштабное подорожание автомобилей началось с разминки

2018 год грозит существенно перекрыть ценовые рекорды прошлого.

Поделиться

Прошлогодние автомобили еще можно купить по старым прайсам

Январь предсказуем: прайс-листы обновились, цены подросли почти у всех марок. Но это робкое повышение — лишь начало нового цикла подорожания, которое, не исключено, установит новые ценовые рекорды уже к лету.

За редким исключением

Из 18 моделей, стоимость которых мы отслеживаем вот уже три года, лишь четыре предлагаются по ценам старого года: Toyota сохранила стоимость RAV4 и Camry, Ford не менял цены на Focus, равно как и Nissan в отношение Qashqai.

Универсал Lada Vesta SW во время осеннего дебюта стоил от 640 тысяч рублей, теперь от 655 тысяч

Универсал Lada Vesta SW во время осеннего дебюта стоил от 640 тысяч рублей, теперь от 655 тысяч

Подорожание остальных не назовешь радикальным: прибавка в цене укладывается в 10-20 тысяч рублей. Рост стоимости коснулся практически всех лидеров рынка, например, одна из самых доступных моделей Lada Granta стоит теперь от 399 тысяч рублей — три года назад за такой автомобиль просили 312 тысяч, а в 2010, напомним, первую Granta предлагали за 227 тысяч.

АВТОВАЗ поднял стоимость практически всех моделей, включая и Lada Vesta, а также универсал Vesta SW. Не остались в стороне и конкуренты: Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Renault Logan и другие экс-бюджетники прибавили десять и более тысяч.

В каком-то смысле такое единодушие — неплохой знак: рынок стабилизировался и прежней агонии больше нет. Январское повышение цен на автомобили традиционно, и списывают его на рутинные факторы, вроде ползучей инфляции и оживающего рынка.

Renault Duster прибавил к цене 15 тысяч

Renault Duster прибавил к цене 15 тысяч

Курс доллара колебался в прошлом году в диапазоне 55-60 рублей, а вот евро в течение года преимущественно росло, достигнув планки 70 рублей. В целом, валюты перестали оказывать решающее значение, как два-три года назад. Тогда, в период турбулентности, автопроизводители не повышали цены пропорционально скачкам валютных курсов, поэтому и сейчас нет снижения цен при удешевлении валют.

Но главные риски в другом: 2018 год может стать годом, когда стоимость автомобилей вырастет больше из-за внутренних факторов, чем внешних.

Недешевая утилизация

Правительство продвигает идею резкого повышения утилизационного сбора — «оброка», который изначально был призван компенсировать снижение пошлин на импортируемые автомобили после вступления России в ВТО. Позже, под давлением Евросоюза, он распространился на все модели, включая российские.

Рост утилизационного сбора будет неравномерным, например, для автомобилей с двигателями объемом до 1 литра повышение, по данным «Коммерсанта», составит 16%. Но таких моделей в России — единицы, а основной спрос приходится на машины с моторами 1-2 литра, и здесь повышение акциза запланировано на 90%!

Основная цель утилизационного сбора — добить импортируемые модели, вроде Suzuki SX4

Основная цель утилизационного сбора — добить импортируемые модели, вроде Suzuki SX4

В 2012 году утилизационный сбор для таких автомобилей составлял 26,8 тысяч рублей, в 2016 году его повысили до 44,2 тысяч, теперь же он достигнет 84 тысяч. То есть чистая прибавка в цене только за счет утилизационного сбора может составить 40 тысяч.

В полтора раза возрастет утилизационный сбор для автомобилей с двигателями 2-3 литра, что означает близкую прибавку в цене в 42 тысячи рублей.

Увеличатся ли цены в пропорции? Не факт, потому что правительство компенсирует местным производителям утилизационный сбор за счет промышленных субсидий. Другими словами, утилизационная канитель в большей степени направлена на борьбу с импортом, но тогда возникает вопрос, для чего в принципе нужно увеличение сбора для категории машин 1-2 литра, если импорт подобной техники и так практически нулевой? В топ-25 наиболее популярных моделей нет ни одной, которую ввозят из-за границы.

Поэтому есть вероятность, что все-таки мера направлена на пополнение бюджета, а значит, вызовет рост цен.

Акцизы метят в премиум

Для мощных автомобилей поводом к подорожанию станет резкий рост акцизов. В прошлом году ставка для машин мощнее 150 л.с. была одинакова и составляла 420 рублей за лошадиную силу. В 2018 году сетка тарифов должна стать гуще, а тарифы вырастут в 1,5-3 раза.

Так, для автомобиля мощностью 220 л.с. в прошлом году акциз составлял 92,4 тысячи рублей, в этом он может подняться до 157 тысяч и будет расти каждый последующий год.

Рост акцизов ударит в первую очередь по премиум-сегменту

Рост акцизов ударит в первую очередь по премиум-сегменту

Для более мощных машин рост акцизов еще круче: за двигатель 300-400 л.с. придется отдать почти в три раза больше нынешнего — по 1218 рубля за л.с. Близкие значения для совсем мощной техники: 400-500 л.с. — 1260 рублей, свыше 500 л.с. — 1302 рубля.

Можно считать повышение акцизов очередной вариацией налога на роскошь, который не коснется массового сегмента, в отличие от утилизационного сбора.

Насколько поднимутся цены

Эксперты расходятся в оценках того, насколько подорожают автомобили в течение года, называя величины от 2 до 15%. Но очевидно, что нижняя планка уже практически пройдена: например, Lada Vesta только за первые дни года прибавила 2,5% к цене.

Президент АВТОВАЗа Николя Мор считает, что подорожание не дотянет до 10%, отмечая при этом влияние курсов валют, акцизов и утилизационных сборов.

Многие эксперты подчеркивают, что при неизменных условиях рост цен не превысит 2-3%, но повышение разнообразных сборов и налогов может поднять планку до 5-7%.

— Я бы не ждал резкого повышения цен, — высказал мнение глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — По крайней мере, если не учитывать влияние акцизов и нерешенного вопроса повышения утилизационного сбора.

Он также отметил, что некоторую суматоху на рынке может вызвать июльский переход на электронные ПТС.

Купить со скидкой

Предпосылок к снижению цен нет, поэтому если планируете покупать автомобиль в ближайшее время, стоит рассмотреть машины 2017 года выпуска: их предлагают в основном по старым ценам, часто — со скидками. Автомобили 2018 года выпуска начнут появляться в автосалонах в феврале-марте.

С 1 января возобновили действие госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», правда, в слегка купированном варианте. Скидка в 10% предоставляется кредитным покупателям автомобилей российской сборки ценой до 1,45 млн рублей. Участниками могут стать люди, имеющие двух несовершеннолетних детей или приобретающие автомобиль впервые. Но если в прошлом году предлагали еще и субсидированную ставку кредитования, то теперь — только прямую скидку, что все равно неплохо.

Динамика цен на автомобили
(по данным официальных сайтов производителей на указанный месяц)

* — рестайлинг/новая модель/новый двигатель

Планируете ли вы покупать автомобиль в этом году?

    оцените материал

      Поделиться

      Увидели опечатку?
      Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
      Гость
      24 янв 2018 в 07:40

      Просто три года назад, когда нас руководство страны опустило на деньги, руководство поняло, что народ молчит и терпит, по этой причине цены на все растут, хотя нефть дорожает.

      Гость
      24 янв 2018 в 07:11

      Новое дорожает, но у нищебродов челябинских есть мнение, что б/у дорожать не должны, а должны дешеветь. Есть деньги только на Жигули, так иди и купи Жигули!

      Гость
      24 янв 2018 в 07:44

      Сразу вспоминается анекдот : Эксперты выяснили,что причин для роста цен в 2018 году нет.
      Поэтому цены будут расти без причины!