√од назад мы были в гост€х у компании «яндекс» и обратили внимание на сто€щий у офиса автопилотируемый Toyota Prius +. ѕроект анонсировали за три недели до этого, и трудно было избавитьс€ от ощущени€, что это не более чем имиджевый шоу-кар дл€ привлечени€ публики на выставках и презентаци€х. Ќо вот прошел год, и сегодн€ впору ставить вопрос по-другому: они в самом деле хот€т избавитьс€ от таксистов за рулем?

¬одитель в машине присутствует, но выполн€ет роль диспетчера
¬одитель в машине присутствует, но выполн€ет роль диспетчера

—кепсис насчет автопилота пон€тен: фантасты грез€т о нем много лет, но пока единственным производителем, который рискнул ставить автопилот более-менее серьезного уровн€ на серийные автомобили, остаетс€ Tesla. ƒа и то со множеством оговорок, например, после череды аварий компани€ разъ€снила, что система €вл€етс€ лишь ассистентом вождени€ и требует полной сосредоточенности водител€.

ј вот первое видео, которое «яндекс» распространил год назад: Prius+ ездит по закрытой территории, лихорадочно дерга€ рулем, будто курсант автошколы.

Ќо прошло полгода, и создатели автопилотируемого Prius попытались ответить на традиционный дл€ –оссии вопрос, пригоден ли автопилот к езде по нечищеным дорогам и в темноте. »спытани€ проводились на полигоне, отдаленно напоминающим обычную дорогу: здесь были светофоры, пешеходы, места дл€ разворота.

—амое €ркое видео выпустили в начале этого года: автопилотируемое такси ездит по улицам ћосквы, и пусть оно не разгон€етс€ выше 25 км/час, зато распознает угрозы, протискиваетс€ мимо запаркованных машин, различает край дороги и ориентируетс€ на перекрестках.

 стати, эти испытани€ обнажили известную проблему автопилота: его легальный статус. „етких норм, разрешающих использование автопилота в –оссии, пока нет, а √»Ѕƒƒ ћосквы запретило проводить испытани€ в мегаполисе, пока не будет доказана безопасность технологии. ¬прочем, и наказать водител€ беспилотника сложно — способа доказать, что он использовал режим автопилота, нет.

—ледующий публичный выход автопилота состо€лс€ на трассе ћ-7, где за 11 часов Prius+ одолел 789 км от ћосквы до  азани. ѕо утверждению самой компании, 99% он ехал в режиме автопилота. —редн€€ скорость получилась на уровне 72 км/час — не хуже, чем у живого водител€, если тот едет с соблюдением правил.

ѕомимо многополосного участка с разделительным барьером, путь до  азани включал и более сложные отрезки, где разрешен обгон, а финальна€ часть пути прошла в темное врем€.

”стройство «яндекс»-автопилота классическое: он включает мощный процессор с возможностью машинного обучени€, видеокамеры дл€ распознавани€ знаков, сигналов светофора, пешеходов, а также лидары — оптические дальномеры, которые позвол€ют машине получать виртуальный «слепок» местности.

ќбновленный Nissan Qashqai получил частичный автопилот ProPilot
ќбновленный Nissan Qashqai получил частичный автопилот ProPilot

ѕотенциально автопилот может быть гораздо более зорким, чем водитель: например, технологи€ V2V позвол€ет беспилотникам обмениватьс€ информацией, предупрежда€ друг друга о €мах, сложных участках и аварийных машинах. “ехнологи€ V2I — это «общение» с объектами инфраструктуры, например, автопилоту не об€зательно видеть светофор — он может получить данные дистанционно. јвтопилоты имеют доступы к сервисам картографии и навигации, поэтому у них всегда есть «ожидани€» о том, что ждет впереди.

», кстати, не все знают, но дл€ обучени€ искусственного интеллекта используют в том числе виртуальную реальность, включа€ даже… весьма достоверную игру GTA5.

ћы отправили два запроса в компанию «яндекс» с просьбой рассказать подробности о технологии и, главное, о перспективе ее масштабного применени€. ¬ обоих случа€х нам ответили, что разговор преждевременный. ѕодобную закрытость можно пон€ть: технологи€ еще слишком молода€ и легко становитс€ объектом критики. Ќо все-таки есть ли в ней практический смысл?

јмбициозную задачу свести смертность в своих автомобил€х к нулю в 2020 году Volvo планирует решить в том числе за счет автопилота
јмбициозную задачу свести смертность в своих автомобил€х к нулю в 2020 году Volvo планирует решить в том числе за счет автопилота

–азрозненные элементы автопилота встречаютс€ на серийных автомобил€х, например, Volvo XC90 может самосто€тельно двигатьс€ в пробке, SKODA Superb умеет подруливать в пологих поворотах, Citroen C3 Aircross распознает запрещающие знаки, а есть еще многочисленные системы автопарковки, активные круиз-контроли, системы распознавани€ пешеходов и так далее. ќбъединив все электронные ассистенты, уже сейчас можно получить серийный автомобиль, который, если и не будет полностью автопилотируемым, заберет на себ€ половину водительских об€занностей.

Ќо проблема, как известно, в другом — до сих пор не€сно, кто несет ответственность в случае ƒ“ѕ с автопилотируемым автомобилем. ѕроизводители не готовы вз€ть на себ€ все риски, поэтому водитель по-прежнему остаетс€ крайним — он должен следить за дорожной обстановкой и в сложных ситуаци€х брать управление на себ€. Ќо в таком подходе есть много лукавства: сохран€ть концентрацию сложно даже профессиональным испытател€м.

—кандалы на этой почве происход€т посто€нно: в јризоне автопилотируемый прототип компании Uber сбил внезапно по€вившуюс€ на дороге велосипедистку, и ситуаци€, кажетс€, застала женщину-испытател€ за рулем врасплох. ¬ другом громком ƒ“ѕ, когда Tesla Model S влетела в белый автопоезд, не распознав его на фоне светлого неба, погибший водитель перед столкновением читал √арри ѕоттера. Ќедавний наезд Tesla Model S на сто€щий пожарный автомобиль тоже не обошелс€ без ротозейства: девушка-водитель слишком заигралась со смартфоном, причем деактивировав автопилот.

‘ормально Tesla Model S имеет автопилот второго уровн€ из п€ти возможных — водитель все еще остаетс€ главным элементом системы
‘ормально Tesla Model S имеет автопилот второго уровн€ из п€ти возможных — водитель все еще остаетс€ главным элементом системы

¬прочем, уже в августе Tesla обещает представить дев€тую версию своего автопилота, котора€ станет абсолютно независимой от водител€. ј многие прототипы автомобилей, которые показывают на автосалонах сегодн€, не имеют рул€ вообще. “акие системы называютс€ автопилотом п€того уровн€, и все меньше сомнений, что рано или поздно они станут нормой.

 онцепт Smart EQ лишен рул€ и педалей в принципе
 онцепт Smart EQ лишен рул€ и педалей в принципе

јвтопилот вр€д ли будет абсолютно безаварийным, по крайней мере, в переходный период. “олько ему этого и не надо: люди сочтут технологию приемлемой, как только среднее количество автопилотируемых аварий будет меньше, чем аварий обычных.

јварии с брендированными такси нанос€т урон репутации компаний
јварии с брендированными такси нанос€т урон репутации компаний

ƒл€ сервисов такси проблема стоит особенно остро: череда громких происшествий с брендированными машинами сказываетс€ и на имидже материнских компаний. ¬ числе причин часто называют утомл€емость водителей из-за ненормированного рабочего дн€, несмотр€ даже на попытки компаний контролировать процесс. ƒругим фактором €вл€етс€ желание водителей заработать, что предполагает достаточно интенсивную езду. Ёто как раз те области, где хладнокровный и неутомимый автопилот может дать фору среднестатистическому таксисту. 

ј есть и еще одна мотиваци€ — экономическа€. Ќапример, во врем€ интервью один из таксистов рассказал, что зарабатывает пор€дка 3–4 тыс€ч рублей за смену. ƒаже если вычесть амортизацию автомобил€ и прочие расходы и предположить, что заработок составл€ет в районе 2 тыс€ч рублей, в год выходит около полумиллиона. ≈сли добавить к этому способность автопилота работать за троих водителей (то есть круглосуточно и без выходных), за год набежит разница этак в миллион, что сравнимо с ценой всего автомобил€, а не только автопилота. ѕравда, нужно иметь в виду, что компании вроде «яндекс.“акси» и Uber выполн€ют роль диспетчеров, оказыва€, по сути, информационные услуги. Ќо дл€ классических перевозчиков со своими автопарками расходы на заработную плату водителей составл€ют одну из самых значимых статей.

Ќовый Audi A8 получил автопилот третьего уровн€
Ќовый Audi A8 получил автопилот третьего уровн€

—тоимость серийных автопилотов, кстати, оценивают по-разному, например, Volvo прогнозирует цену на уровне $10 тыс€ч (пор€дка 620 тыс€ч рублей), «бюджетна€» Tesla Model 3 предлагает автопилот за доплату в $5 тыс€ч, а General Motors выпускает ассистента дл€ езды по трассе по цене около $2,5 тыс€чи. ¬еро€тно, стоимость автопилотов при их массовом производстве будет заметно ниже.

ј потому интерес к автопилоту у такси-сервисов отнюдь не праздный. ѕока сыровата и технологи€, и законодательство, но за последние дес€ть лет прогресс в области автомобильных беспилотников весьма заметен.  ак заметно и стремление избавитьс€ от самого непредсказуемого звена в автомобиле — водител€.