Двое и «Множество»: как семья из Архангельска на станках и принтерах создает местные бренды

Репортаж из мастерской творческих предпринимателей

Поделиться

Ульяна и Федор ищут пути, как сделать северную идею популярной, но при этом уйти от клише и вывести на рынок оригинальную сувенирную продукцию и авторские вещи

«Множество» — это семейный бизнес Ульяны и Федора Медведевых. Два с половиной года назад они запустили производство локальной современной сувенирной продукции, дизайнерских предметов интерьера, одежды и аксессуаров. Только альтернативное и только северное — в лавку авторских товаров можно заглянуть даже любопытства ради, как в музей. В каждой вещи здесь — уникальная идея и искренняя любовь к Архангельску.

В бизнес — из социальных сетей

С недавних пор молодой проект «Множество» дорос до формата мануфактуры, где сегодня производят различные красивые вещи: календари, светильники, кружки, украшения и много другое. Мы продолжаем проект «Нетипичный бизнес», и на этот раз решили посмотреть, что представляет собой мастерская Ульяны и Федора Медведевых. Оказывается, кроме офиса теперь у творческой семьи Медведевых есть цех — там установлена техника для художественной обработки дерева и печати.

— Все началось с того, что я создала в интернете группу, где выкладывала созданные мной вещи, и назвала ее «Множество». Просто я делилась своими идеями, — вспоминает Ульяна. — Я рисовала, шила, осваивала работу с древесными материалами, потом поступила в САФУ на направление «искусство и гуманитарные науки» — это стало следующим этапом после художки. Кроме этого мне всегда была интересна северная культура, я изучала традиции Архангельской области, — промыслы и историю. И в итоге задумалась, какой должна быть оригинальная местная сувенирная продукция, как может заявить о себе наш регион на федеральном уровне — чем может удивить.

Плотник-станочник и художница познакомились три года назад и решили создать общий проект. Основой стала  группа в интернете — «Множество»

Плотник-станочник и художница познакомились три года назад и решили создать общий проект. Основой стала группа в интернете — «Множество»

Ульяна заметила, что в основном в Архангельской области можно приобрести традиционные изделия — из бересты, дерева, глины. Она считает, что традиции хранить важно — это красивые вещи с северным менталитетом и историей, только кроме этого туристу и местному жителю надо предлагать что-то новое — архангельское, но при этом современное. Эта тема оказалась интересна и Федору — сегодня он ее партнер по бизнесу и супруг. Плотник-станочник и художница познакомились три года назад и решили создать общий проект. Основой стала та самая группа — «Множество».

Ульяна и Федор ищут пути, как сделать северную идею популярной, но при этом уйти от клише и вывести на рынок оригинальную сувенирную продукцию и авторские вещи. Совместными усилиями они открыли не только офис, но и небольшой магазин, где сегодня можно приобрести их изделия и товары из других городов.

Все началось с открыток

«Множество» регулярно пополняет ассортимент, к февралю обещает вывести в продажу новую одежду. Сейчас семья работает над каталогом — этому можно будет посвятить больше сил и времени, когда в команде появится еще один человек. А пока сложно создавать что-то и вести дела с клиентами.

Пожалуй, первое, что покорило аудиторию от мастеров из «Множества» —  почтовые открытки с Белым морем. Картинки с архангельскими сюжетами путешествуют уже по всему миру. Сегодня их рисует не только Ульяна — «Множество» активно привлекает к сотрудничеству местных художников.

Федор Медведев: «И пусть к 14 Февраля в народе будут особо популярны розовые сердечки, — такие открытки мы делать никогда не будем»

Федор Медведев: «И пусть к 14 Февраля в народе будут особо популярны розовые сердечки, — такие открытки мы делать никогда не будем»

— Конечно, мы хотели бы, чтоб в наших работах появилась другая кисть, другой стиль, но у открыток, как и у всех наших изделий, есть формат, — комментирует Федор. — Мы хотим создавать нетипичные вещи с локальной привязкой, и пусть к 14 февраля в народе будут особо популярны розовые сердечки, — такие открытки мы делать никогда не будем, пусть это и легко распродается. Я всегда говорю так: деньги — это важно, но это не главное.

Хит продаж — «пенек» с Чумбаровки

Для офиса Медведевы выбрали здание на Шубина — удобно по расположению, а еще в этом месте собрана продукция народных художественных промыслов Архангельского Севера, и «Множество» как раз представляет в этих стенах современный вектор. Сейчас Медведевы арендуют здесь два помещения — офис и мастерскую.

Ульяна образно называет эти площадки — чистая и грязная. В чистой она рисует, ведет бухгалтерию, занимается продвижением продукции «Множества» в сети. А в грязной — во всю кипит работа на станках и принтерах, здесь главный — Федор. Он знакомит нас с техникой, которая позволяет «тиражировать» авторские задумки, — этим часть продукции «Множества» и отличается от хендмейда, формат мини-фабрики делает сувенирку доступной для покупателя.

— Работать с древесными материалами меня научил еще дед, — говорит Федор. — И мне это всегда нравилось, но я раньше даже не представлял, что любимое дело может стать предпринимательским проектом — страшновато было оставить основную работу и с головой уйти в «Множество», но мы пришли к этому осознанно — когда поняли, что клиентов много.

Федор видит будущие изделия в неприметных кусках дерева, как-то раз нашел на Чумбаровке спил от бревна — сделал из «пенька» подобный стильный светильник

Федор видит будущие изделия в неприметных кусках дерева, как-то раз нашел на Чумбаровке спил от бревна — сделал из «пенька» подобный стильный светильник

Федор видит будущие дизайнерские изделия в неприметных кусках дерева, как-то раз нашел на Чумбаровке спил от бревна — сделал из «пенька» стильный светильник. Иногда самые удивительные вещи рождаются не из заказанных материалов, а из таких — случайных. Также и Ульяна — ездила в Норвегию, где наши земляки строили арт-объект, и привезла оттуда целые сумки деревяшек. Для кого-то отходы, для них — причина сделать множество всего нового.

Не субсидия на бизнес — а стипендия

Мы интересуемся у семьи Медведевых, как им удалось шагнуть от небольшой группы в сети к индивидуальному предпринимательству и аренде помещений. Кто-то думает, что «Множество» развернулось на правительственные гранты и субсидии. Люди даже спрашивали их, кому писать, чтоб помогли рублем…

— Никаких грантов не было, — смеется Уля. — Честно говоря, мы не участвовали ни в каких конкурсах. Я чистой воды гуманитарий, и до сих пор постигаю бухгалтерский учет. На каком-то этапе мы поняли, что нам проще самим накопить на аренду, на материалы и другие нужды, чем рассчитывать на деньги, которые могут еще и не дойти до нас.

Единственные средства, которые мастерская «Множество» получила два года назад — это 50 000 рублей, приз регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России — 2016» — Федор подал заявку, и экспертная комиссия назвала его лучшим предпринимателем Поморья. Эти деньги пошли на покупку еще одного станка, который сегодня активно использует семья Медведевых в производстве. Конечно на 50 000 станок не купишь, но это было неплохой добавкой к основной сумме. От Ульяны узнаем, что на первых порах бизнес вставал на ноги благодаря… «сафушной» стипендии.

Всю технику для мастерской покупали на свои сбережения, правда, однажды выиграли 50 000 рублей в конкурсе для предпринимателей Поморья

Всю технику для мастерской покупали на свои сбережения, правда, однажды выиграли 50 000 рублей в конкурсе для предпринимателей Поморья

— Когда я училась в университете, то вела активную студенческую жизнь, организовывала мероприятия, была в студсовете получала повышенную стипендию, — вспоминает Ульяна. — Эти деньги шли на развитие «Множества».

Этот проект — сегодня основной для Ульяны и Федора, пришлось оставить работы и посвятить себя полностью этому делу. Оборот бизнеса — несколько сотен тысяч. То есть «Множество» — это уже не студенческое хобби, а производство, продукцией которого интересуются не только частные покупатели, но и крупные предприятия. Чаще всего заказчик приходит со словами: «Мы хотим что-то красивое в вашем стиле». И можно творить.

Заказов все больше, и супруги пришли к выводу, что в команду нужен еще один человек, также они планируют расширить при офисе шоу-рум, где можно демонстрировать коллекции и представлять новые товары для частного или оптового покупателя.

Сегодня оборот бизнеса — несколько сотен тысяч. То есть «Множество» — это уже не студенческое хобби, а производство с именем

Сегодня оборот бизнеса — несколько сотен тысяч. То есть «Множество» — это уже не студенческое хобби, а производство с именем

«Зачем уезжать, если ты тут нужен»

И Ульяна, и Федор считают, что несут на себе еще и просветительскую миссию, — мало просто выдать покупателю красивый товар, надо с этой вещью что-то сообщить, удивить. Конечно, проще всего — сделать надпись «Архангельск» и нарисовать «высотку», но «Множество» не ищет легких путей — они открывают для себя, а потом и для других новые локальные зацепки. Многие задавались вопросом, почему на одной из иллюстраций «Множества» написано, что Архангельск — это город белых ночей и разводных мостов, ведь так обычно говорят про Питер…

— А мы отвечаем, почему нет? У нас есть два самых северных разводных моста в России! А ночи — даже белее, — смеется Федор. — Вещи с этим принтом — это была такая легкая ирония в адрес тех, кто делает культ столиц, навсегда уезжает отсюда. Мне же всегда казалось, что Архангельск — классный город. А Север — это сила. Да, сегодня интернет и авиасообщение позволяет тебе узнавать другие места, но круто, что ты при этом остаешься здесь — продолжаешь изучать историю края, в итоге получается, что именно тут ты нужен.

Многие задавались вопросом, почему на одной из иллюстраций «Множества» написано, что Архангельск — это город белых ночей и разводных мостов

Многие задавались вопросом, почему на одной из иллюстраций «Множества» написано, что Архангельск — это город белых ночей и разводных мостов

Создатели городских историй

«Множество» готово сотрудничать с местными властями, предлагать свои идеи для развития сферы туризма, представители которой до сих пор бьются над созданиями местных брендов. Однако как метко подмечают Медведевы — бренды не рождаются из пустоты, нужно сначала что-то в городе сделать.

 — Темой моего дипломного проекта было публичное искусство в городском пространстве, я изучала, что с этим искусством происходит, какие истории вокруг него возникают, — говорит Ульяна. — Сегодня арт-объекты в городской среде могут рождать истории, которые дадут Архангельску новую волну узнаваемости. Самый простой пример — Писахов на Чумбаровке, все приезжие знают — надо пожать ему руку, чтобы удача не обошла стороной. Такие истории быстро разлетаются по миру, и туристы активно ищут эти места. А сделать их не так сложно. Не обязательно тратить много денег на монументы. Можно нарисовать крутые граффити.

Медведевы вспоминают рисунок на стене музея Писахова — черно-белую корову, с которой фотографировались и местные, и туристы, кто-то даже додумался сорвать траву и покормить ее для фото. Почему-то город избавляется от таких истории, которые по факту могут стать достопримечательностями — простыми и доступными. Ульяна и Федор уже создали одну такую историю — нарисовали бабушку на стене архангельского музея ИЗО.

Вокруг таких арт-объектов рождаются городские истории, то есть создаются новые достопримечательности — простые и доступные

Вокруг таких арт-объектов рождаются городские истории, то есть создаются новые достопримечательности — простые и доступные

— Увы, не всегда подобное сделать легко — много административных барьеров, — объясняют Ульяна и Федор Медведевы. — Но можно говорить о развитии города, его лице, узнаваемости Поморья только тогда, когда кроме старинной истории у нас появится новая — интересная и привлекательная для других регионов и стран. И что-то для этого готовы делать мы. Идей у нас — множество.

Напомним, ранее в серии материалов «Нетипичный бизнес» мы рассказали о Владимире Рослякове, который получает миллионы прибыли с того, что круглый год выращивает зеленый лук, также мы писали про ученого Геннадия Иванова — он разводит червей, чтобы делать из них любопытные продукты. Еще одним героем нашего проекта «Нетипичный бизнес» стала Ольга Трапезникова, иппотерапевт и тренер по верховой езде, которая рассказала, как содержать гостиницу для коней. Также в этой серии материалов мы рассказали, как вельский бизнесмен открыл в своем городе «диснейленд» с динозаврами. Еще мы познакомили читателей с создателем страусиной фермы в Устьянах, также мы познакомили город с художницей, которая делает кукол за десятки тысяч рублей. Также мы писали о талантливой швее-самоучке, которая сделала модными поморские узоры. Еще мы рассказали об архангельском бизнесмене, который строит на Левом берегу сельскую империю. А в прошлый раз писали о сырном деле, которое запустила архангелогородка, попавшая под сокращение на работе.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
22 янв 2018 в 15:08

Хорошая история, нужно больше таких!

Гость
22 янв 2018 в 21:43

очень талантливые ребята!

Гость
7 фев 2018 в 20:05

Главное не ноют, а работают. Пусть и в Архангельской области...