19 ноября вторник
СЕЙЧАС -6°С

Льготные автокредиты пошли на новый срок

Действие программы льготного автокредитования продлили еще на один год. Сделали это из-за того, что антикризисная инициатива властей по спасению российского автопрома оказалась на редкость удачной. Причем как для автопроизводителей, так и для банкиров. Ож

Поделиться

Действие программы льготного автокредитования продлили еще на один год. Сделали это из-за того, что антикризисная инициатива властей по спасению российского автопрома оказалась на редкость удачной. Причем как для автопроизводителей, так и для банкиров. Ожидается, что и 2011 станет успешным и принесет прибыль всем участникам программы.

Несколько дней назад министерство промышленности и торговли РФ продлило действие программы льготного автокредитования теперь уже и на 2011 год. Из федерального бюджета выделили 2,7 миллиарда рублей, которыми предполагается профинансировать 150 тысяч кредитов. С февраля увеличено и количество банков – партнеров программы. Теперь получить льготный автокредит можно в 114 банках.

Напомним, госпрограмма льготного автокредитования была запущена в начале 2009 года, чтобы поддержать российскую автомобильную промышленность. Тогда, в период кризиса, продажи производителей снизились более чем в два раза, и правительству страны пришлось срочно искать способы хоть как-то их поднять. Согласно условиям программы, государство компенсировало банку, выдающему кредит на приобретение автомобиля российской сборки, 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. В итоге процентная кредитная ставка для самих граждан также оказывалась ниже. Льготное автокредитование распространялось изначально на все модели АвтоВАЗа, чуть позже на «иностранцев» российской сборки Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia и Chevrolet Niva, Volga Siber, UAZ Patriot, Skoda Octavia, Opel Astra, Volkswagen Polо. Максимальная цена автомобиля по программе доросла до 600 тысяч рублей. Минимальный первоначальный взнос – 15%. Срок кредитования – три года.

По предварительной оценке Минпромышленности, продажи легковых авто в 2010 году увеличились почти на 30%, до 1,9 млн штук. Из них каждый десятый автомобиль был продан по программе льготного автокредитования. Также росту автопрома помогла и другая программа по утилизации старых авто. Многие люди совмещали при покупке нового автомобиля в кредит утилизацию своего старого. Всего же более 80% всех кредитных продаж в рамках госпрограммы пришлось на полностью отечественные авто.

По банкам лидером льготного кредитования стал Сбербанк – треть всех продаж авто. Далее идут «Русфинанс банк» (20%), «Росбанк» (11%), ВТБ24 (11%) и «Юникредитбанк» (9%). Ставки по автокредитам в рамках госпрограммы составляют от 7 до 10%, вне программы – от 12 до 20% годовых.

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, успешных показателей автопром достиг в основном программе утилизации. «Это одна из удачных инициатив российских властей. Программа действовала весь прошлый год и продолжает работать и сейчас. Кроме того, росту кредитных продаж способствовали изменения в экономике, когда стала стабилизироваться зарплата. Больше появилось уверенности, люди начали приобретать машины».

Однако многие эксперты уверены, что «малине долго не цвести». Так, по мнению аналитика ИК «Капитал Инвест» Сергея Ковальцева, с одной стороны, программа льготного кредитования показала свой положительный эффект. С другой – уже становится слишком накладной для государства. Тем более если учесть, что промышленность начинает сдавать позиции, а в федеральной казне нет лишних денег. Вероятно, что с 2012 года программа льготного автокредитования может несколько измениться».

Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин добавляет, что практика других стран показывает краткосрочность эффекта от стимулирующих программ. По завершении действия госпрограммы возвращается на начальные уровни. Но учитывая, что сворачивание мер поддержки автопрома в 2011 не предусмотрено, рост российского авторынка может вырасти на 15%. Однако стоит отметить, что в техническом смысле российская автопромышленность продолжает стоять на месте. Вливания денег, в том числе через программу льготного автокредитования, могут оказаться малоэффективными для развития российского автопрома».

Несколько сомневаются в полной правильности программы и сами банкиры. Как ни странно, те, кто на льготном кредитовании заработал немалые деньги. Еще в августе были озвучены предложения Сбербанка, которые поддержал минпромторг, перейти от плавающей ставки к фиксированной и субсидировать банкам 6% от кредита. Как поясняют представители банка, их беспокоило то, что со снижением ставки рефинансирования увеличивались ежемесячные выплаты заемщиков из-за уменьшения размера субсидирования. Так, за последние почти 1,5 года ЦБ снижал ставку рефинансирования 14 раз – с 13% до 7,75% годовых, что привело к уменьшению на 3,5 процентных пункта размеров субсидирования ставки по кредиту.

В банке сделали выводы, что для заемщиков фиксированное субсидирование в льготном автокредитовании сделает его более предсказуемым и понятным. Для самого министерства и банков-партнеров заморозка ставки упростит администрирование программы.

По мнению заместителя руководителя компании «Автоброкер плюс» Геннадия Королева, фиксация процентов – это палка о двух концах. «В случае, если ставка рефинансирования будет расти, а предпосылки к этому есть, кредит перестанет быть выгодным для человека. Но, скорее всего, именно вариант с фиксацией ставки правительство рано или поздно утвердит. Если вовсе не откажется от госсубсидирования».

По словам эксперта, в ближайшие несколько лет серьезную конкуренцию государственному льготному автокредитованию составят программы кредитования зарубежных автопроизводителей. Кредиты под очень низкий процент можно будет получить в корпоративных банках самих зарубежных автокомпаний. Сейчас эти кредитные организации начинают проводить агрессивную экспансию в регионы, а значит, можно ожидать, что их программы потеснят все остальные.

ТЕКСТ

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Николаю
8 фев 2011 в 08:07

Не совсем согласен с вами. Благодаря программе у людей появился хоть какой-то автомобиль.

Николай
6 фев 2011 в 15:03

льготные кредиты не востановят российский автопром. ваз будет продолжать вы пускать корыта.необходимо полностью продать все троссийские автопредприятия,что был был хоть какой-то порядок