Бизнес Каждый сотрудник должен ощущать, что он ценен

Каждый сотрудник должен ощущать, что он ценен

Работа – важнейшая составляющая человеческого бытия, позволяющая достойно существовать и при этом не умереть от голода. Человек ищет работу и работа ищет человека – это нормальный закономерный процесс в экономическом развитии страны и общества. С поиском работы человеком более-менее все ясно: каждый сам в индивидуальном порядке определяется с выбором должности и места. А вот специфика поиска человека работодателем на порядок отличается от первого варианта. Хотя бы тем, что найти работника – это целый набор правил и действий, направленный на эффективную комплектацию трудового коллектива.

О том, как именно обстоит данная картина в нашем регионе, шла речь на круглом столе, посвященном проблеме поиска, подбора и удержания персонала. В мероприятии, организованном сайтом 29.ru, приняли участие представители крупных компаний-работодателей, центра занятости Архангельска и областного министерства труда, занятости и соцразвития.

Преинтереснейшая вещь, заслуживающая особого внимания – это, конечно же, способы привлечения и удержания потенциальных сотрудников. Именно она стала первым пунктом обсуждения, поскольку формирование рабочей команды на предприятиях и в компаниях происходит довольно разнообразно.

«Для набора сотрудников мы используем все поисковые рычаги. Но наибольшее внимание уделяется Интернету – сайтам объявлений и социальным сетям. Именно там сосредоточена основная информация о наших вакансиях. Но другие варианты мы тоже не списываем со счетов – подаем объявления в периодическую печать, выпускаем листовки и календарики с указанием координат наших представительств. Нередко свои плоды приносит и так называемое «сарафанное радио», когда люди приходят к нам устраиваться на работу, потому что кто-то в устном разговоре рассказал им о нас и наших предложениях», –рассказала присутствующим о методах кадровой работы своей компании менеджер по персоналу компании «Евросеть» Марина Малкова.

По поводу Интернета все присутствующие так или иначе были с ней солидарны – в наш лихорадочный век высокоскоростных технологий он существенно упрощает процедуру оповещения аудитории о наличии свободных рабочих мест. Однако традиционную «доску объявлений» преждевременно списывать со счетов. Особенно это касается торговых сетей, где с информацией о приглашении трудоустроиться можно ознакомиться прямо в магазине (на специальном стенде, двери, стене – не важно). Подобные смешанные системы поиска используют сейчас практически все, кто заинтересован в расширении своих штатов.

Немаловажная деталь – заинтересовать откликнувшегося человека предложением о работе так, чтобы он не отказался стать «частью нас». Вот с превращением претендента в полноценные работники и его последующей деятельностью возникают неслабые пробуксовки.

«Проблемы с персоналом у нас весьма серьезные. Зачастую люди приходят поработать на один день и больше не появляются. Одни понимают, что пришли не туда, другим не нравится сама деятельность, которой им предстоит заниматься, – в общем причины находятся. Сейчас мы перестроили программу обучения и подготовки работников и это стало приносить свои результаты. У нас в большом ходу набор студентов – как дневной, так и вечерней форм обучения. Со своей стороны мы предлагаем им удобный по времени график труда, который позволяет им трудится без особых проблем с получением знаний», – сообщила представитель компании «Кроха» Ольга Коробовская.

В пользу «студенческого» подхода высказалась и Марина Малкова: «Мы практикуем набор студентов дневной формы обучения – у них, особенно тех, кто прибыл учится из районов, более высокие мотивация к труду и отношение к своим рабочим обязанностям.

«У нас тоже принято трудоустраивать студентов и создавать им необходимые условия для работы – обучаем, мотивируем, предоставляем соцпакет и учебный отпуск», – вступила в разговор сотрудник кадровой службы сети кафе «Блин-Хаус» Елена Гагарина.

Как показала дискуссия, корень зла в кадровой шаткости и нехватке рабочих рук заключается, зачастую, в элементарном человеческом факторе. Как пояснила Жанна Дерягина из фирмы «Шик», зачастую работодателей донимает элементарное нежелание людей трудиться. «Когда люди приходят на собеседование, я уже точно знаю, что процентов семьдесят из них я вижу в первый и последний раз. В моей практике был случай, когда из 34 человек, заполнивших анкеты на трудоустройство, на работу вышли только 14. Многие хотят именно получать деньги за сам факт появления на рабочем месте. Я на встречу с каждым соискателем трачу по 30-35 минут своего времени, откладывая свои прямые дела. И вдвойне обидно, когда узнаешь, что это время было потрачено зря. Плюс ко всему прибавьте сюда проблемы, связанные с людским вредными привычками – скажем, алкоголизмом», – отметила она.

Вообще, пьющий сотрудник – несомненный бич любой организации и коллектива. Сей факт сомнению не подвергается. Ушедший в запой человек способен нарушить целостность трудового процесса и нанести нехилый материальный ущерб родной конторе. Поэтому таких претендентов стараются отсеивать, хотя и не всегда. Зачастую многие компании накладывают не только алкогольные, но и табачные табу. Как, скажем, в вышеупомянутой «Крохе» – там в анкете соискателя присутствует соответствующая графа и предложение отказаться от пагубной привычки.

Вместе с тем, по мнению участников круглого стола, дефицит рабочей силы отчасти можно объяснить демографической ситуацией в стране – из-за демографической ямы 1990-х годов в наши времена количество вакансий стало превышать численность реальных претендентов.

Руководитель службы персонала торговой сети «Блеск» Елена Стременова осветила ситуацию с «половой» точки зрения: «В нашей компании особо остро ощущается нехватка женщин – еженедельная заполняемость ими едва превышает 50 процентов. С мужчинам здесь полегче – 80-90 процентов. Все понимают, что для удержания работника необходим достойный соцпакет и возможность заработать. У нас всегда есть возможность подняться по карьерной лестнице, поэтому от текучки среди управленческого состава мы не страдаем. Мы не прибегаем к системе штрафов, у нас есть только система поощрений. Но важно знать – дабы человек заинтересовался всей душой и выразил желание остаться у тебя, нужно дать ему что-то сверх общепринятого стандарта».

«Кадровая проблема есть и у нас. Социальные гарантии мы предоставляем, как и все нормальные организации. Трудность состоит в том, чтобы перенастроить людей, трудившихся в одной системе, на другую. Большую помощь в пополнении кадров играют практиканты – тридцать процентов из них в последующем устраиваются к нам на постоянную работу», – заметила Ирина Хабарова (ТС «ФудМаркет»).

О пользе соцподдержки и материальной стимуляции работника говорила и начальник отдела трудоустройства и специальных программ регионального министерства труда, занятости и социального развития Марина Мороз. «Для человека важна стабильность, чтобы у него была уверенность в завтрашнем дне. Тут множество факторов, на которые стоит обратить внимание – режим работы, особенности трудового договора, зарплата, опыт предыдущей деятельности. Особенно это касается торговых сетей. А утверждение насчет того, что люди не хотят трудиться, несколько не соответствует действительности. В областной центр занятости за прошлый год обратилось 30 тысяч человек, из них порядка 20 тысяч нам удалось трудоустроить. Большой недочет трудовых резервов наблюдается в так называемых «провисших» отраслях – например, промышленности, строительстве. А сфера торговли представлена очень хорошо – недостатка в специальностях продавцов на рынке труда нет».

Также Марина Мороз высказала сомнение по поводу разговоров о повальном отъезде молодежи из Архангельска и области. Согласно базе данных выпускников, созданной при все том же центре занятости, в 2011 году из четырех с половиной тысяч новоиспеченных специалистов пределы Поморья покинули только 350. Конечно эта цифра необъективна, но дает мало-мальское представление о процентом соотношении «эмигрантов».

Молодежная тема получила продолжение, когда зашла речь о профессиональной подготовленности молодежи к трудовой деятельности. Звучали заявления о том, что зачастую молодые люди, придя на работу, претендуют сразу на руководящий пост, при этом ровным счетом ничего не умея. Возвращаясь к обсуждению «закрепления» работника за фирмой, все представители компаний заявили, что различные формы поощрения и стимулирующие доплаты работникам в том или ином виде присутствуют практически везде. «Каждый сотрудник должен ощущать, что он ценен работодателю и коллективу», – резюмировали участники круглого стола.

Фото: Фото Екатерины Большаковой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления