23 июля вторник
СЕЙЧАС +12°С
  • 5 июля 2019

    Скрывайте неприятные комментарии

    Теперь вы можете убрать комментарии читателей, которые вам неприятны. Скрыть можно только зарегистрированного пользователя.

    3 июля 2019

    Колонки стали заметней! 

    Друзья, у нас справа над объявлениями появился блок "Мнения". Там - три последних авторских колонки. Хотите, чтобы и ваше мнение оказалось там? Не стесняйтесь предлагать свои темы редакции. 

    31 мая 2019

    Мы избавились от капчи

    Мы рады сообщить, что теперь, оставляя комментарий на 29.RU, вам не надо отвлекаться на капчи. Просто пишете, что думаете, и сразу отправляете комментарий. 

    Еще

«Думала не только о прибыли, но и о людях»: как Наталия Филёва сделала S7 известной на весь мир

Топ-менеджер разбилась на самолете — коллеги и партнеры рассказали, как она вела бизнес

Поделиться

Наталию Филёву вспоминают как милую и семейную женщину и в то же время жёсткого руководителя

Фото: Владимир Андреев / URA.RU/ТАСС

В воскресенье вечером в авиакатастрофе погибла Наталия Филёва — совладелица компании S7. Её частный самолёт разбился при заходе на посадку в немецком аэропорту Эгельсбах в районе Франкфурта-на-Майне, после удара о землю он полностью сгорел. Европейские СМИ сообщили, что самолёт рухнул на поле, на котором выращивали спаржу. Вместе с Филёвой спасатели нашли тело пилота и ещё двух человек. По данным РИА Новости, вместе с Наталией в бизнес-джете летел её отец Валерий Карачев — они отправлялись на лечение в Германию.

 У 55-летней женщины остались четверо детей, муж и бизнес, который известен во всем мире. Наши коллеги из НГС рассказали, как Наталии Филёвой удалось построить одну из крупнейших авиакомпаний, и спросили у её знакомых и коллег, какой она запомнится.

Видео: НГС

Наталия Филёва — совладелец авиакомпании S7 Airlines, вместе с мужем Владиславом Филёвым они выкупили акции «Сибири» ещё в конце 1990-х, затем — контрольный пакет, после чего развивали бизнес, скупая мелких авиаперевозчиков. Именно Филёвы организовали ребрендинг «Сибири», превратив её в S7 Airlines и перекрасив ливреи своего авиапарка в самый узнаваемый в небе цвет. 

«Я работал в авиакомпании в 2004–2005 годах, это был, наверное, самый такой тяжёлый и кризисный период в её становлении, — вспоминает Дмитрий Верховод, бывший гендиректор Технопарка. — Компания переезжала в Москву, шла очень серьёзная реструктуризация, серьёзные сокращения. В это же время был ребрендинг. Тогда же случилась эта катастрофа знаменитая, когда подорвали самолёт (Ту-154 авиакомпании «Сибирь», который сбили террористы. — Прим. ред.). И я в это непростое время работал со Славой (Владислав Филёв, супруг Натальи Филёвой. — Прим. ред.) и Наташей. <...> Эта история с ребрендингом показала, что Наталия — очень креативный человек, она в действительности постоянно брызжет какими-то новыми идеями, подходами, она, такая постоянно бурлящая новыми идеями. Она серьёзный стратег и очень креативный человек. Была, к сожалению. Выбор раскраски и для всего это мы ездили в Лондон, обсуждали там весь ход этого ребрендинга. Логика была очень конкретная: надо было уйти... В Советском Союзе в сознании людей сложились какие-то стандартные цвета авиации, как бело-голубо-красный <...> И задача была от этого уйти и найти не просто отличающийся оттенком, а что-то резко отличающееся. Он должен быть цветом некого креатива, новизны, драйва, нового подхода. Надо было перевернуть представление, он немного вызывающий и шокирующий. Отсюда появилась эта раскраска».

«Если вы помните, когда они стали зелёными самолётами, стали авангардными такими. Все думали, что это ерунда, но она всегда мыслила очень современно и позитивно, — рассказала Анна Терешкова, начальник департамента культуры мэрии Новосибирска. — Я была её личной знакомой. Я, можно сказать, горжусь тем, что когда они (супруги Филёвы. — Прим. ред.) начинали <...> работать вместе, мы имели возможность общаться. Я считаю, что это действительно большая потеря для России. С её приходом в том числе S7 стал именно таким проектом, которым мы гордимся. Мы гордимся тем, что он создан здесь, стал таким уважаемым, современным брендом. Для меня она воплощение такой бизнес-женщины, которая всегда могла быть и человеком, и женщиной, и жёстким руководителем. Она умела в себе всё это соединять. Для меня близко к идеалу современной женщины».

Многие знакомые и бывшие коллеги Наталии Филёвой вспоминают её как милую и семейную и в то же время жёсткую в вопросах бизнеса. Возможно, это и позволило ей добиться успеха в такой неженской сфере, как авиация. 

«Я был депутатом Госдумы прошлого и позапрошлого созыва, в 2011–2016-х был председателем оргкомитета по воздушному транспорту. У нас при комитете был создан экспертный совет, куда Наталия Валерьевна входила, и она не просто туда входила, она ворвалась туда ярким лидером, что абсолютно понятно по её характеру, — рассказал НГС директор по перспективному развитию аэропорта Иркутска Андрей Андреев. — Она не могла относиться неравнодушно к тем делам, которыми занималась. Она умудрялась сочетать в себе человечность и бизнес. А порядочных бизнесменов, к сожалению, в России в крупном бизнесе можно по пальцем пересчитать, и Наталия Валерьевна относилась как раз к такому числу бизнесменов, которые думают не только об извлечении прибыли, но и о развитии дела, о людях, в данном случае о пассажирах, об авиакомпании, которую они создали. Это уникальный случай, когда люди, не имеющие прямого профиля в авиации изначально, увлеклись этим делом, изучили и создали крупнейшую и, можно сказать, единственную профессиональную частную авиакомпанию в России. <...> Не так много женщин в российском и советском периоде можно насчитать, кто был успешным в этой отрасли. К сожалению, Наталия Филёва могла большего достигнуть для общего дела авиации, но вот так трагично её судьба оборвалась. Но даже то, что она сделала, уже войдёт в историю. Дети Филёвых также вовлечены в S7 Group, и я надеюсь, что женская линия Филёвых в авиации будет продлена».

Дочь Филёвых Татьяна. Изначально занималась маркетингом в компании родителей, а потом пришла и к руководству

Дочь Филёвых Татьяна. Изначально занималась маркетингом в компании родителей, а потом пришла и к руководству

«Конечно, это огромная утрата и для компании, и, я думаю, для страны в целом, потому что Наталия Валерьевна, с моей точки зрения, — один из самых выдающихся руководителей. <...> В этой компании она играла очень важную роль. Она женщина потрясающих способностей, очень волевая, очень жёсткая и, с другой стороны, очень семейная. Они [c Владиславом] в действительности уникальная пара, фантастически друг друга дополняли по своему характеру, по компетенциям. Что у них общее — это их сплочённость и нацеленность на семью. Они очень нежно относятся к своим детям», — добавил Дмитрий Верховод.

Слова соболезнования выразили в соцсетях многие другие коллеги и знакомые Филёвой и даже те, кто не знал её лично. 

«Мы не были знакомы, но пересекались пару раз на деловых мероприятиях. И помню, что всегда меня восхищало и интриговало — это небо, девушка, самолёт. Да ещё какая девушка! Женщина у штурвала такой компании! Муж и жена. Шутили, что новый цвет для самолётов подбирали под цвет любимой сумочки Наталии», — написала на своей странице в Facebook Анастасия Близнюк, основательница Интегрального музея-квартиры Академгородка. 

Самолет Наталии Филёвой разбился при заходе на посадку неподалеку от Франкфурта-на-Майне.&nbsp;

Самолет Наталии Филёвой разбился при заходе на посадку неподалеку от Франкфурта-на-Майне. 

«Наталия Филёва однажды очень выручила, просто по-человечески откликнувшись на просьбу <...> прийти в «Белл клуб». Что поразило, в ней не было совершенно никаких понтов, было много обаяния и житейской мудрости (и в то же время было видно, что характер — огого), которые прекрасно сочетались с деловой хваткой и умением хорошо считать», — вспомнила основатель издания The Bell Елизавета Осетинская.

Наталия Филёва окончила НГТУ. 

«Её специальность — инженер-радиомеханик. Она заканчивала факультет приборных устройств. Он готовил специалистов, которые были в том числе для вооружения самолётов. Она всю жизнь работала в этой отрасли, в авиации, это направление она впитала, ещё будучи студенткой. У неё это знание было глубокое всяких инженерных моментов», — рассказал президент НГТУ Владимир Пономарёв.

Сейчас европейские эксперты вместе с Межгосударственным авиационным комитетом пытаются найти причину авиакатастрофы. Дата и место прощания с Наталией Филёвой пока неизвестны.

От авиаотряда до авиакомпании. Хронология становления S7

1992

В 1992 году Толмачёвский объединённый авиаотряд, включавший в себя лётные отряды, метеослужбы и аэронавигационные службы аэропорта Толмачёво преобразовывают в три самостоятельных предприятия: государственный аэропорт Толмачёво, авиакомпанию «Сибирь» и ЗапСибаэронавигацию. 

Эта дата считается началом деятельности авиакомпании, которая впоследствии первой войдёт в группу компаний S7.

1994

Созданную в процессе приватизации «Сибирь» регистрируют решением города Оби.

1998

К купленной в 1997 году части акций «Сибири» супруги Наталия и Владислав Филевы приобретают контрольный пакет и начинают развивать авиакомпанию.

2001

Авиакомпания входит в Международную Ассоциацию Воздушного Транспорта IATA, одновременно с этим приобретая «Внуковские авиалинии», у которой накопилась большая кредиторская задолженность. Подобный шаг позволил «Сибири» стать первой по объёму

2004

Авиакомпания «Сибирь» становится лауреатом премии в номинации «Лидерство на рынке» — за «успешное использование инструментов слияния, поглощения и партнёрства, что позволило авиакомпании стать крупнейшей в России на внутренних линиях и второй — по общему объёму авиаперевозок».

2007

Авиакомпания «Сибирь» начинает выводить из эксплуатации Ил-86 — это один из этапов реализации стратегического плана по обновлению и модернизации воздушного парка авиакомпании, рассчитанного на ближайшие 7 лет.

Как сообщают «Ведомости», компания также заказывает 15 Boeing-787 на 210–250 пассажиров. Тогда Владислав Филев назвал Boeing «самым красивым самолётом, который он видел». Самолёты планировали взять в финансовый лизинг. Основную часть средств на закупку удалось найти за счёт кредитов под залог новых самолётов.

В этом же году авиакомпания сообщила, что закупает новые Airbus А320. Полёты на них начали выполнять лишь год спустя. Согласно заключенному с компанией ILFC договору операционного лизинга, S7 Airlines получила четыре воздушных судна этого типа.

2008

Этот год стал для «Сибири» тяжёлым — компания оказалась на грани банкротства. Долг перед держателями облигаций и банками достиг почти 11 миллиардов рублей. Филев обращается к чиновникам с просьбой выделить 4,5 миллиарда рублей господдержки — почти 15% от суммы, зарезервированной властями для спасения авиаотрасли на тот момент. В поддержке отказали, и компания едва не была поглощена «Аэрофлотом», вспоминают «Ведомости».

В этом же году в «Сибири» происходит ребрендинг — у самолётов меняется раскраска фюзеляжей, а на базе авиакомпании и её структурных подразделений создаётся группа компаний S7 Group.

2009

«Сибирь» допускает дефолт по облигациям из-за отказа двух кредиторов реструктурировать долги. Владислав Филев начинает искать поддержки среди банков, находя её у «Альфа-банка», который выделяет два пятилетних кредита общей суммой почти 9 миллиардов рублей, получив под залог акции всех весомых компаний группы S7.

Не выдерживая нагрузки, компания отменяет контракт на покупку 15 Boeing-787, при этом «сохраняя заинтересованность в [их] эксплуатации», пишут «Ведомости».

2010

Авиакомпания S7 присоединяется к Oneworld — одному из трех существующих в мире глобальных авиационных альянсов. Ранее в таком объединении состоял лишь «Аэрофлот» — в конкурирующем с Oneworld альянсе SkyTeam. Как сообщало издание vremya.ru, Владислав Филев говорил, что выбрал Oneworld по экономическим и эмоциональным соображениям.

В этом году авиакомпания перевезла 4,8 миллиона пассажиров.

2011

Государство в очередной раз пытается продать свою долю в авиакомпании «Сибирь», однако аукцион снова отменяют из-за отсутствия желающих купить пакет акций. Как сообщал Газете.ru аналитик «Атона» Никита Мельников, для стратегов госпакет не интересен, а для портфельных инвесторов стоимость сделки слишком высока.

2012

Количество перевезённых пассажиров в этом году составило 5,1 миллиона. Из них на внутренние рейсы приходится 3,5 миллиона перевезённых пассажиров и 1,5 на международные, говорится в годовом отчёте авиакомпании. Чистая прибыль составила 724 миллиона рублей.

2013

Группа компаний S7 выкупает госпакет акций авиакомпании «Сибирь», предложив за 25,5% акций перевозчика 1,1 миллиарда рублей.

2014

«Сибирь» договаривается с «Альфа-банком» о снижении процентной ставки и переносе срока погашения кредита на первый квартал 2017 года. Деньги, полученные с продажи 37 российских самолётов Ту-154 и Ил-86, авиакомпания направляет кредиторам.

В авиапарке группы остаётся 35 самолетов — все иностранного производства и все в лизинге, пишут «Ведомости».

2015

Владислав Филёв подписывает соглашение о покупке контрольного пакета акций «Трансаэро» — в соглашении указано, что «Сибирь» купит не менее 51% акций. Филёв рассчитывал таким образом избежать банкротства перевозчика, уточняет РБК.

Однако сделка не состоялась. Вскоре «Коммерсант» сообщил, что акционеры «Трансаэро» не смогли собрать 51% акций, «не обремененный обязательствами перед третьими лицами».

2016

Группа компаний S7 подписывает с иностранной лизинговой компанией соглашение на поставку в операционный лизинг Boeing-737 Max, рассказывают «Ведомости» со ссылкой на топ-менеджера лизинговой компании.

На сайте авиакомпании сообщают о закупке 17 судов Embraer 170-LR — для реализации программы развития межрегиональных авиаперевозок. «Сибирь» становится первой в России, эксплуатирующей сразу два новых самолёта.

В декабре этого же года S7 успешно проводит первую в России сделку с использованием технологии блокчейн, заменив ею традиционный бумажный аккредитив, пишет Frobes.

2017

Наталия Филева впервые входит в рейтинг «200 богатейших бизнесменов России», ежегодно составляемый российским изданием Forbes. Состояние Филевой оценивается в 600 миллионов долларов, в рейтинге она занимает 171-е место.

Количество пассажиров, перевезённых S7, ежегодно растёт — за 2017 год компания перевезла почти 10 миллионов пассажиров. Из них — 6,8 миллиона приходится на внутренние рейсы. При этом чистая прибыль составила 4,4 миллиарда рублей, говорится в документах годового собрания акционеров компании.

2019

Незадолго до авиакатастрофы Филева вошла в список Forbes из 15 бизнесменов, построивших бизнес с нуля и сумевших изменить представление о России.

Сейчас парк воздушных судов S7 насчитывает 96 судов. На сайте авиакомпании его называют «одним из самых современных на российском рынке авиаперевозок». Рейсы выполняются на Airbus, Boeing и Embraer.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!