Бизнес Как оберегается банковская тайна?

Как оберегается банковская тайна?

Должен ли понести наказание сотрудник банка, разгласивший конфиденциальную информацию о финансовых делах клиента и насколько серьезным оно должно быть? Понятие банковской тайны в нашей стране слишком размыто, отмечают юристы, и ощущение безнаказанности развязывает руки банковским клеркам, которые готовы «поделиться» интересными сведениями, тем самым подвергая клиентов определенному риску.

Как рассказывает специалист по защите прав потребителей общественной организации «Советник» Вячеслав Курилин, понятие «банковская тайна» в последнее время становится простым словосочетанием, не имеющим под собой каких-либо юридических норм. Кредитные специалисты нередко передают конфиденциальные сведения о заемщиках посторонним лицам. В подтверждении своих слов он приводит недавний случай, который произошел, когда он намеревался оформить ипотечный кредит в крупном федеральном банке. По его словам, банковский оценщик определил стоимость выбранной им квартиры в 1,3 млн рублей, однако владелец отказался заключать сделку на таких условиях, рассчитывая выручить на продаже не менее 1,5 млн рублей. Стороны так и не пришли к согласию и сделка не состоялась. «Спустя некоторое время мне позвонил риелтор, который был задействован в сорвавшейся сделке, и заявил, что готов подобрать подходящий вариант жилья стоимостью 1,3 млн рублей – с учетом имеющихся у меня сбережений и одобренного банковского кредита. На мой вопрос, откуда ему известна эта информация, он заверил, что разговаривал со специалистами банка, которые и рассказали об одобренной кредитной заявке», – возмущается Вячеслав Курилин. По его мнению, даже если сотрудники того или иного банка сообщают, что человек или организация является их клиентом – это уже считается нарушением федерального закона о банковской тайне. «Сотрудники банка подтвердили тот факт, что общались с риелтором, но отрицают передачу ему сведений о сумме моих личных средств. Однако, откуда риелтор смог узнать точную цифру, в таком случае непонятно», – рассуждает Вячеслав Курилин.

В пресс-службе банка сложившуюся ситуацию называют противоречивой, добавляя, что зачастую клиенты, сами того не подозревая, предоставляют информацию о существенных условиях сделки по приобретаемому объекту недвижимости в процессе предварительных переговоров как с продавцом квартиры, так и с риелтором. «Действительно, в данном случае, риелтор настойчиво пытался выяснить информацию о клиенте-покупателе. Однако сотрудник банка, осуществляющий сопровождение сделки, в предоставлении данной информации отказал и попросил обратиться за комментариями непосредственно к покупателю», – объясняют в пресс-службе банка и указывают, что кредитной организацией были соблюдены нормы действующего законодательства, направленные на охрану банковской тайны.

Как объясняет директор по маркетингу и продуктам Связного Банка Антон Гольцман, под закон о банковской тайне сегодня попадает абсолютно любая информация о заемщике, которая распространяется без его согласия. «Условно говоря, я могу отправить в бюро кредитных историй запрос на предоставление данных о клиенте, подающем заявку на получение кредита, потому что он сам дает свое согласие на это. Также клиент соглашается с тем, что я могу передавать информацию о наличии или отсутствии у него просрочек и размере кредитных обязательств в БКИ. Эти потоки информации от банка в БКИ не являются разглашением банковской тайны. Но без согласия заемщика банк даже не может подтвердить наличие или отсутствие у клиента счета в банке», – поясняет эксперт сайта.

По мнению Вячеслава Курилина, одной из причин, по которой банковские служащие «сливают» информацию о клиентах, является посредничество по ипотечным сделкам. Кроме того, продолжает он, очень часто закон о банковской тайне нарушается и при покупке автомобиля, техники или мебели в кредит. В случае, когда возникает вопрос о возрасте денежных средств за некачественный товар, продавцы с целью «насолить» потребителю возвращают стоимость товара не покупателю, а банку, выдавшему кредит. «Хотя продавцы обязаны вернуть средства именно потребителю. Для потребителя это неудобно тем, что для приобретения аналогичного товара придется вновь оформлять кредит, а это время, и не всегда получается получить новый кредит на тех же условиях. Формально продавец, возвращая денежные средства в банк, перечисляет их на счет потребителя и в принципе таким образом исполняет свою обязанность. Лишь один вопрос тут возникает: а как продавец узнал номер счета потребителе в банке?» – рассуждает он.

Как рассказывает Антон Гольцман, в вопросе ответственности сотрудника кредитной организации за сохранение банковской тайны начальство прежде всего надеется на сознательность персонала, однако в каждом банке действуют и дополнительные меры, направленные на защиту банковской тайны. «Мы следим за любой информацией, которая из банковских систем в электронной или печатной форме отправляется во внешнюю среду – любое действие по отправке электронной почты на внешний почтовый ящик или распечатке документов с рабочих компьютеров отслеживается, анализируется и хранится», – говорит спикер и добавляет, что наказание специалиста кредитной организации за нарушение банковской тайны зависит от тяжести совершенного проступка. «Вплоть до уголовной ответственности может нести ответственность сотрудник, если его проступок был сопряжен с покушением на мошенничество или незаконным обогащением (продажей баз о клиентах третьим лицам)».

«Банки поступают так в силу своей безнаказанности», – негодует Вячеслав Курилин. По его мнению, в суде по таким делам практически невозможно доказать факт распространения банковской тайны, как правило, информация третьим лицам передается устно. «Огорчает именно тот факт, что ты не можешь быть уверен о конфиденциальности сведений о сумме накоплений на счете, и банкам необходимо задуматься о репутационной составляющей, поскольку люди, столкнувшиеся с данными фактами, перестают доверять банкам, а это очень опасное явление, как для банков, так и для потребителей», – резюмирует он.

Что такое банковская тайна? Согласно ст. 26 ФЗ «О банках и банковской системе», кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления