Культура Как банка с супом стала шедевром: пять фактов о поп-арте из музея ИЗО

Как банка с супом стала шедевром: пять фактов о поп-арте из музея ИЗО

В Архангельск привезли выставку «Поп-арт». Что это — безумие или высокое искусство?

В Архангельск привезли выставку «Поп-арт» — это одно из самых скандальных направлений в искусстве. «Как можно увидеть в жестянке от колы художественную ценность?» — возмущаются одни. «Это революция форм, сюжетов и техник!» — спорят другие. Безумие или философское направление? Живопись или обычная реклама? Псевдокультура или нонконформизм? На поле брани — любители Энди Уорхола и других поп-художников против ценителей традиционной живописи.

1. Поп-художники восхищались гамбургерами

Каждую весну Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» устраивает в залах музея изобразительных искусств настоящую провокацию — здесь горожане знакомятся с самыми яркими, неординарными, противоречивыми течениями в искусстве ХХ века. На этот раз в музей заглянула выставка работ поп-художников, среди которых Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист.

Поп-арт обращался к образам, которые наводнили жизнь людей в середине двадцатого столетия: комиксам, гамбургерам, знаменитостям, холодильникам, кока-коле, автомобилям, политическим деятелям, туфлям... Как говорил один из самых ярких представителей этого направления — художник Энди Уорхол — в центре оказались те классные современные вещи, которые так усердно не хотело замечать абстрактное искусство.

— Не было в истории искусства ни одного течения, которое воспринималось бы всеми с радостью и без критики. Так же как и поп-художников в обществе поначалу не воспринимали импрессионистов, авангардистов, над ними смеялись, но спустя время они стали классиками — сегодня арт-критики зовут поп-арт новым реализмом. Искусство это или провокация? Как бы то ни было, направление оказало влияние на развитие человечества ХХ века и до сих пор оказывает влияние, — считает куратор выставки Валерия Зиновьева. — Кстати, поп-арт зародился не в Америке, а в Англии, и в 1956 году была организована первая выставка «Завтра уже наступило». При этом представители течения не особенно интересовались будущим, им интересно было только то, что происходит прямо сейчас.

2. Отец поп-арта — это не Энди Уорхол

В общей сложности вниманию публики представлено около 80 произведений. Работы, представленные на выставке, выполнены в различных техниках: здесь и графика, и афиши, и постеры, и объекты, собранные от частных коллекционеров и галерей.

Энди Уорхол — художник, о котором слышали, пожалуй, все, и при этом он остался загадкой и для своего поколения, и для последователей. Часто на вечеринки, где его ждали, чтобы, наконец, познакомиться, вместо себя он отправлял двойников — в типичном для него парике и очках, то есть тиражировал себя самого.

Начиная с 1962 года, он много работал с шелкографией. Архангелогородцы могут увидеть его серию Sunday B. Morning (1985): портреты Мэрилин, Банки супа «Кэмпбелл», Цветы. Каждая работа на обороте вместо традиционной подписи имеет шутливый синий штамп автора «Fill in your own signature».

3. Банка супа за пару центов стала в сотни раз дороже

Эту картину Уорхол нарисовал спустя неделю после смерти популярной актрисы. Мэрлин Монро будто рисовал дальтоник — цвета использованы неоновые, контрастные, они смазаны, и ее даже сложно узнать. Считается, что Уорхол первый, кто выпустил в массы новый образ Монро, до которого был только один — секс-символ Америки. По популярности эту работу многие приравнивают к Джоконде. Кстати, на выставке вы тоже можете найти Мона Лизу, только в исполнении архангельского автора — Артема Хазанова.

— Что касается популярной банки супа «Кэмпбелл», во времена Уохола стоила несколько центов, однако после такого пиара ее покупали люди за сотни долларов, — отмечает Валерия Зиновьева. — На Уорхола ходили толпами, не столько ради его картин — образ самого художника, его персона стала символом в искусстве. Когда речь идет о поп-арте, все обычно вспоминают Уорхола, однако отцом направления считается Роберт Раушенберг. Он первый, кто обратился к массовому, и стер грани высокого искусства. И он первый из художников, кто посетил СССР в восьмидесятые, был поражен узбекским шелком и часто внедрял его как фактуру в свои произведения.

Кроме Раушенберга в музее ИЗО также можно увидеть работы и таких художников, как Джеймс Розенквист или Роберт Индиана, они представлены как в оригинальных выполненных художниками и подписных литографиях, так и в афишах и плакатах, поскольку основная идея выставки в том, чтобы рассказать историю поп-арта и сделать это максимально полно.

Также на выставке выставлена работа Мела Рамоса, выполненная в период, когда он увлекся техникой эмали. Она сделана художником на металлической пластине и подписана. Собранная коллекция — это плод более чем полуторалетних переговоров с коллекционерами и галереями. Некоторые доступные для нас плакаты и афиши приобретались в европейских и американских галереях и на аукционах.

4. Художники не писали, а «печатали» картины

Еще один представитель поп-арта — Рой Лихтенштейн, который считал, это направление должно быть понятно всем, — объектами произведений становятся те предметы, которые окружают каждого человека. Этим художникам хотелось сделать искусство ближе к реальности и современности. Лихтенштейн, к примеру, рисовал комиксы, при этом ему интересны были не фантастические сюжеты, а философия жизни. Он считал, что все идеи высокого искусства могут быть переданы в простой графике тиражированных образов. Например, знаменитая работа с несчастной брошенной девушкой, которая держит в руках телефонную трубку — рисунок выполнялся на огромном холсте, затем делался печатный оттиск, цвета использовались машинные — яркие, шрифты — типографские. Так автор добивался, чтобы работа выглядела так, словно только что вышла из-под станка. Говорят, растровые точки на его картинах делала целая команда помощников.

5. Женщина никогда не выйдет из моды

— Чтобы создавать такие божественные работы, какие делали Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, — отмечает куратор выставки Ольга Кулешова. — Нужно было как эти художники жить в гармонии с миром, находиться в полнейшем комфорте с природой и обществом. Эти художники верили, что мир необычайно красив, таким его и рисовали. Почему после них появился другой взгляд? Верят ли наши современники, что мир гармоничен, особенно после криминальной сводки по телевизору? Есть у людей такое же понимание божественной гармонии? Нет. Современники Леонардо да Винчи были очарованы миром. Его Мона Лиза улыбается, потому что ее мир прекрасен. Или давайте вспомним статую Давида — никто из натурщиков сегодня не сможет стоять также. Для нас эта поза неудобна. А для человека той эпохи — раскрепощение. Современного человека от Давида отличает зажатость.

Что остается неизменным во все времена — восторг художника перед женской красотой. Сегодня на нас влияет масс-культура, телевидение, интернет, но некоторые вещи остаются непреклонными: это любовь, мужчина всегда будет восхищаться женщиной вне зависимости от направлений в искусстве, моды и политических перемен. Так будет всегда.

Елена Ионайтис
Фото: Фото Сергея Сюрина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления