“ак сегодн€ выгл€дит Ќикольска€ церковь, которую в советское врем€ взрывали
“ак сегодн€ выгл€дит Ќикольска€ церковь, которую в советское врем€ взрывали

29.ru продолжает проект «—пасти и сохранить» о том, как јрхангельска€ область тер€ет уникальные храмы, часть которых — пам€тники культуры под охраной государства. Ќа этот раз мы загл€нули в деревню –атонаволок ’олмогорского района, где наход€тс€ три церкви — и одна другой др€хлее. ћы узнали, чей это крест —  следить за ветхими постройкам прошлых столетий, и от кого их приходитс€ защищать.

“ри креста –атонаволока

–атонаволок — небольша€ и красива€ деревушка на берегу реки ¬аймуги. ѕетропавловска€ церковь здесь действует до сих пор, ее построили в 1722 году, раз в год тут идут службы. ≈сть еще две: разрушенна€ каменна€ и руины от дерев€нной. ќбе Ќикольские. ¬ день нашего приезда ѕетропавловска€ церковь была заперта. ƒерев€нные храмы охран€ютс€ государством, народ опасаетс€ их трогать. ј каменную, областного значени€, деревенские жители планируют спасать.

Ќа этом фото видно все три храма
Ќа этом фото видно все три храма

ѕетропавловскую церковь открывают только на ѕетров день, внутрь не попасть. ¬ каменную можно зайти — это ничем не огражденные кирпичные руины. ј треть€ дерев€нна€ церковь рухнула. ћестные бабушки пр€чутс€ от камер и указывают на домик, в котором, по их словам, живет главный сторож и заступник храмов в –атоновалоке — Ќиколай ѕетрович.

ќн не знает, что говорить журналистам. Ќе подписывалс€ нести дежурство у старинных строений. —торожем и гидом себ€ не считает. ѕросто родилс€ и вырос тут, а теперь приезжает из јрхангельска на дачный период, чтобы следить за домом родителей. ѕо совместительству пригл€дывает за церкв€ми –атонаволока.  осит траву вокруг строений, выпроваживает незваных гостей — бывает и такое.

Ќиколай ѕетрович: « ладоискателей прошу уйти по-хорошему»
Ќиколай ѕетрович: « ладоискателей прошу уйти по-хорошему»

–исковые фотосессии на руинах

— „ем старше, тем ближе к Ѕогу, — говорит нам Ќиколай ѕетрович. — ¬озраст такой, что € уже задумываюсь об этом. ƒело даже не в вере, а в том, что незаметно дл€ всех мы тер€ем наше наследие. „то-то разорено, что-то разрушено временем. ј самое главное, мы не смогли воспитать в молодом поколении уважени€ к истории. —егодн€ сохранить храмы пытаютс€ люди, которые не смогут этим заниматьс€ много лет. ј молодежь? »м надо селфи. ќни приезжают, делают пару снимков на фоне природы. ѕотом забираютс€ куда-нибудь повыше, чтобы сделать кадр на фоне разрушенных храмов или внутри разваливающихс€ стен. ј вы посмотрите, как осторожно надо ходить в каменной Ќикольской церкви. Ёто опасно может быть и дл€ самих реб€т. ѕотом городские уезжают, не спросив названи€ зданий. ¬от и все любопытство.

Ќиколай ѕетрович говорит, что много за последние годы приезжало сюда историков, туристов, архитекторов. ќн слышал, что даже средства были выделены на восстановление ѕетропавловской церкви, котора€ еще еле-еле, но стоит. Ќо пока что реставрационных работ снаружи и внутри никто не делал.

¬ ѕетропавловской церкви раз в год открываютс€ двери — в ѕетров день
¬ ѕетропавловской церкви раз в год открываютс€ двери — в ѕетров день

 огда приезжают с миноискател€ми

—елфи — это еще не так страшно. ¬ других регионах молодые художники ради красивого кадра сжигают старые деревни. ј где-то уникальные объекты православной архитектуры сгорают из-за «неосторожности туристов». Ќиколай ѕетрович не знает, чего ждать от нравов современной молодежи. –адуетс€, что не приходилось таких злоумышленников прогон€ть, но иногда прогон€ет тех, кто сюда приезжает... с миноискател€ми. “ут были кладбища. Ћюди ищут старинные монеты и ценные вещи прошлого века.

— я говорю им: реб€та, да тут кроме гвоздей или гильз вы не найдете ничего! Ќу, копейка вам из п€тидес€тых попадетс€... ¬от и весь клад. ќни же без разрешений приход€т на эти поиски. », не вступа€ со мной в беседы, все равно вскапывают нашу землю. ѕытаюсь всегда по-хорошему с ними говорить.

— ј контрольно-надзорные органы часто здесь бывают? »ли, может, представители инспекции по охране культурного наследи€?

— —юда приезжают только батюшки из јнтониево-—ийского монастыр€. Ќо чтобы кто-то от ћинистерства культуры или инспекции приезжал, — € такого не припомню. “ут проблема в том, что жители все либо очень возрастные, либо уезжают на зиму.  ому и с кем св€зь держать?

–атонаволок — небольша€ деревушка, среди посто€нных жителей одни бабушки-старушки
–атонаволок — небольша€ деревушка, среди посто€нных жителей одни бабушки-старушки

«÷енности унесли €кобы фотографы»

ћы спрашиваем, что собой представл€ет внутри уцелевша€ ѕетропавловска€ церковь.

— ƒа разграблено все там, — отвечает Ќиколай ѕетрович. — ѕриезжают люди, €кобы фотографы или художники, туристы. я сам ребенок 50-х. ѕомню, что внутри был светлый иконостас. Ќет его там больше, — унесли. ѕацаном мелким бегал около этих церквей, но не пакостил. ѕравда, были реб€та, которые топоры кидали в дерев€нные церкви — забава была така€ у них. “ак что в ѕетропавловской — никакой роскоши. Ќо на моем веку реставрировали еЄ луковицу и шатер. Ќо, может, не вид€т смысла вкладыватьс€, потому что мало людей здесь? Ѕатюшка из ≈мецка говорит, что и в »льин день приходил бы, но прихожан мало. ” нас тут из посто€нных — бабушки-старушки.

ѕетропавловска€ еще стоит, а вот дерев€нную церковь Ќикола€ „удотворца восстановить уже нельз€. ћы объехали не одну деревню ’олмогорского района. Ѕыли в –акуле. «аезжали в «ачачье. ѕосмотрели на храмы в деревне ѕогост. » состо€ние Ќикольской церкви в –атонаволоке, пожалуй, — крайнее про€вление равнодуши€ к архитектуре прошлого, храм рухнул и догнивает свое. 

ј вот так выгл€дит дерев€нна€ Ќикольска€ церковь
ј вот так выгл€дит дерев€нна€ Ќикольска€ церковь

ј каменна€ церковь хоть построена уже в 19-м веке и могла бы сто€ть по сей день, но тоже находитс€ в аварийном состо€нии.  ак говорит нам Ќиколай ѕетрович, а сам он узнал это от старожилов –атонаволока, каменные стены взрывали.

— —ейчас пам€тники взрывают, раньше — церкви. ¬рем€ такое было. “олько строили раньше на совесть, кирпич от раствора не отделить, не построишь ничего из обломков, — говорит Ќиколай ѕетрович. — ƒа и крепежи в стенах кованые, не сломать. ” нас тут в деревне живут бабушки, которым под дев€носто уже, так они сами говор€т, — хотим что-то после себ€ оставить. √отовы вложитьс€. ≈сли не в эти строени€, то хот€ бы в маленькую часовенку новую. ќни в прошлом — учител€, толковые женщины. Ќаписали общими усили€ми книжку «–атонаволок. ћеста дивные». –ассказали в ней все, что помним сами, что родители рассказывали. ќт истории местного колхоза и до историй конкретных семей. ” мен€ тут долгое врем€ председателем колхоза работал отец. ќдиннадцать лет, как нет его.

“уристы часто забираютс€ в каменную церковь ради эффектных фотосессий
“уристы часто забираютс€ в каменную церковь ради эффектных фотосессий

ƒеревенские собрали 100 000 рублей

ћестные жители скинулись, кто сколько может, и решили спасти хот€ бы центральную часть каменной Ќикольской церкви, — на данный момент собрали уже больше 100 000. ѕомогли и дачники, и городские приезжие. Ќа эту сумму хот€т сделать свод Ќикольской каменной церкви, покрыть кровлю железом, закрыть окна, чтобы укрыть церковь от дожд€ и снега. «ащитники из народа говор€т, что св€щенники из јнтониево-—ийского монастыр€ не остаютс€ в стороне — обещают проследить, чтобы все было по закону и без нарушений.

— ћожет, и рублем помогут, — комментирует Ќиколай ѕетрович. — Ќо пока что мы не слышали, чтобы кто-то называл конкретные суммы.

¬ид сверху на Ќикольскую церковь, которую разрушил шторм
¬ид сверху на Ќикольскую церковь, которую разрушил шторм

Ќикольскую дерев€нную церковь, котора€ сейчас похожа на покосившийс€ сарай, тоже хотели восстанавливать, деньги на это тоже собирали, но в один из штормов, когда ветер даже деревь€ сносил, она рухнула.

— ”целел только каркас, и, мне кажетс€, это потому, что внутри он берестой обшит. “акой вот оказалс€ прочный материал, — говорит Ќиколай ѕетрович. — Ќо уже ничего не поделать. ѕотер€ли пам€тник культурного наследи€. ‘едерального значени€ между прочим. ¬ы поездили по деревн€м. —огласитесь, везде все на люд€х держитс€. Ќесколько инициативных жителей, которые бескорыстно будут спасть храмы, беречь их от вандалов, собирать пожертвовани€, — вот и вс€ охрана.

ƒл€ нас разрушенные пам€тники зодчества — мрачна€ реальность. ƒл€ иностранцев — экзотика и даже категори€ эстетики. ѕока ѕоморье в эпоху духовных скреп тер€ет храмы, уникальные с точки зрени€ истории, культурной значимости и архитектурной ценности, италь€нцы фотографируют на фоне этой разрухи своих моделей. Ќа весь мир упадок архангельских деревень транслируетс€ в гл€нце. » никто не знает, сохран€тс€ ли эти храмы или после очередного шторма или пожара останутс€ только на полосах заграничных журналов.

ѕетропавловска€ церковь — пам€тник северного дерев€нного зодчества
ѕетропавловска€ церковь — пам€тник северного дерев€нного зодчества
“акими досочками обшивали раньше дерев€нные купола.  ак видите, все разваливаетс€ и лежит в траве
“акими досочками обшивали раньше дерев€нные купола.  ак видите, все разваливаетс€ и лежит в траве
¬ окна Ќикольской кирпичной церкви заливаетс€ вода
¬ окна Ќикольской кирпичной церкви заливаетс€ вода
∆ители очень хот€т сохранить каменное строение, хот€ бы его уцелевшую часть
∆ители очень хот€т сохранить каменное строение, хот€ бы его уцелевшую часть
¬от так выгл€дит вход в Ќикольскую церковь
¬от так выгл€дит вход в Ќикольскую церковь
Ќиколай ѕетрович: «Ѕескорыстные деревенские люди — вот и вс€ охрана»
Ќиколай ѕетрович: «Ѕескорыстные деревенские люди — вот и вс€ охрана»