18 июля четверг
СЕЙЧАС +15°С
  • 5 июля 2019

    Скрывайте неприятные комментарии

    Теперь вы можете убрать комментарии читателей, которые вам неприятны. Скрыть можно только зарегистрированного пользователя.

    3 июля 2019

    Колонки стали заметней! 

    Друзья, у нас справа над объявлениями появился блок "Мнения". Там - три последних авторских колонки. Хотите, чтобы и ваше мнение оказалось там? Не стесняйтесь предлагать свои темы редакции. 

    31 мая 2019

    Мы избавились от капчи

    Мы рады сообщить, что теперь, оставляя комментарий на 29.RU, вам не надо отвлекаться на капчи. Просто пишете, что думаете, и сразу отправляете комментарий. 

    Еще

«Почему не осталась в Петербурге?»: как выпускница балетной академии ищет себя в родном Архангельске

В авторской колонке Зинаида Гагарская рассказывает о своем опыте возвращения

Поделиться

«Здесь необычные люди. Поэтому хочется делать что-то», — считает Зинаида Гагарская

Фото: Юлия Попова

Зинаида Гагарская училась в Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой и какое-то время проработала в одном из театров Санкт-Петербурга. Но вернулась в Архангельск и не жалеет об этом. Здесь она занимается любимым делом — современной хореографией. В авторской колонке она рассуждает, почему творческим людям необязательно уезжать в столицу, чтобы реализовать себя.

«Почему ты не осталась в Петербурге?» — самый частый вопрос, который мне задают. В 2014 году я окончила Академию Русского балета имени Вагановой. Когда я училась, не рассматривала вариант возвращения в Архангельск. Тебя девять лет готовят для сцены. А здесь нет театра оперы и балета.

Я около года проработала в театре балета имени Леонида Якобсона. Перед увольнением гастролировала за рубежом с другой труппой. На гастролях был жесткий график, в результате которого я получила травму. В Мексике, где мы выступали, я этот момент запустила. В Петербурге врач мне поставил неправильный диагноз. Я взяла больничный, приехала к родным в Архангельск. Это было почти четыре года назад. Тогда я больше месяца восстанавливалась. Поняла, что не потяну постоянные балетные нагрузки. Решила, что здоровье дороже.

Ехала в Архангельск с мыслью, что хочу уволиться из театра. Хотелось танцевать не только классический балет, но и больше современных постановок. Мне всегда говорили, что современный танец — это мое. В какой-то момент в театре я словно потерялась, перестала чувствовать творческий момент. На сцене задавалась вопросом: «Зачем я это делаю?».

В Архангельске меня знали. В детстве я танцевала в ансамбле «Дружба», проводила здесь каникулы. Знакомства остались, и после возвращения я начала работать в частной танцевальной школе. Тогда я не была уверена, что останусь. Потом стала готовить гимнасток из школы «Феерия». И со временем поняла, что мне нравится то, чем я здесь занимаюсь. Здоровье мне позволяет участвовать в перформансах, ездить на короткие гастроли. Потом появились проекты с местными хореографами Дмитрием Мельниковым и Анастасией Змываловой. Они предложили мне участвовать в спектакле в рамках фестиваля имени Владимира Резицкого. Я танцевала еще в нескольких современных постановках: Choise is, «Живые течения», ездила в Пермь на конкурс «Арабеск», на фестиваль Danse Barents в Норвегии.

В 2014 году Зинаида окончила Академию Русского балета имени Вагановой

В 2014 году Зинаида окончила Академию Русского балета имени Вагановой

Многие не понимали меня, кто-то до сих пор удивляется: «Что ты здесь делаешь? Зина, уезжай и танцуй». Конечно, в крупных городах поле для реализации шире. В Санкт-Петербурге есть Михайловский театр, Мариинский, Бориса Эйфмана, мастерские хореографов, а также площадки, на которых постановщики могут представить свои творения, где ты можешь участвовать в качестве исполнителя. Но и у нас есть талантливые хореографы и танцоры, которым есть что сказать и показать, с которыми можно работать на высоком уровне.

Спектаклем «Живые течения» мы закрывали Arctic Art Forume в прошлом году. Начинался этот проект в рамках лаборатории, которая была разбита на несколько этапов, куратором является Кристина Дрягина, хореограф Николай Щетнев, режиссёр Ева Валиева. Постановщики брали интервью у жителей города. Спрашивали, что для них значит Архангельск, просили рассказать истории из жизни. Нас было семь человек — танцоры и актеры театра драмы. И мы обсуждали эту тему: остаться или уехать. Об этом и спектакль. Для всех нас это очень важно. Все думают, что тяжело уехать. Но сложнее оставаться. А еще сложнее — возвращаться. В «Живых течениях» есть такой момент, когда мы всей толпой гоним одного из участников: «Уезжай, тебе здесь нечего делать». И это пробирает до мурашек, потому что тебе так говорят, а ты пытаешься объяснить, что ты и здесь можешь себя реализовать. Или, например, есть такой монолог у актрисы Анны Рысенко: она рассказывает, что с конкретным человеком в Архангельске у нее ассоциируется какое-то место. И если человек уезжает, для нее это место как будто исчезает. И так постепенно весь город «схлапывается».

Спектакль-перформанс «Живые течения» во второй раз покажут сегодня в областном театре драмы

Спектакль-перформанс «Живые течения» во второй раз покажут сегодня в областном театре драмы

Мы показывали «Живые течения» в Абрамовском зале театра драмы. Было видно, что зрителей задела тема, были и смех, и слёзы. После спектакля к нам подходили люди и спрашивали, откуда мы. Они не верили, что мы из Архангельска, думали, что такой уровень бывает на больших европейских фестивалях. Приятно, когда ты делаешь какой-то вклад в культуру своего города. Здорово было бы создать площадку, в рамках которой будет работать настоящая труппа. Если сейчас тебе назначают репетицию, ты можешь и прогулять — потому что устал или появилось какое-то дело. А когда это твоя работа, она будет в приоритете. Можно было бы задействовать сцену театра драмы, найти зал для репетиций не проблема. Но нужна финансовая поддержка. Профессиональные танцовщики сюда не поедут, если не предоставят жилье и зарплату. Им выгоднее гастролировать с каким-то театром или труппой, которую специально собирают. Постановка — это большие расходы. Как минимум нужно купить специальное покрытие для пола, чтобы на нем танцевать. Мы берем его в аренду. Кто-то идет на уступки и дает в обмен на выступление. Нужно окупать затраты на костюмы, декорации и на что-то ставить другие спектакли. Чаще всего это в убыток, а заявки на получение гранта для постановки спектакля или создания труппы вызывают большие сложности. Хотя появление музыкального театра, как, например, в Республике Карелия, повысило бы уровень культуры в Архангельской области. К нам регулярно приезжают балетные труппы и современные танцевальные шоу, значит, интерес у северян есть.

Мне кажется, будешь ли ты нужен здесь или там, зависит от тебя. Понятно, если в столице попадаешь в творческую среду, тебя кому-то посоветуют, тебя узнают. Можно сидеть в Петербурге или Москве и говорить, какой ты творческий, и ничего не делать. Но тогда ничего и не произойдет. А в Архангельске сейчас, как мне кажется, всё больше и больше возможностей творить. Здесь необычные люди. Поэтому хочется делать что-то. С каждым годом я как будто бы крепче становлюсь, в Архангельске у меня появляется всё больше творческих знакомств и проектов. Это не тропинка, это уже дорога. Если ты чего-то хочешь, и рядом есть люди, которые тебя поддерживают, можно к чему-то прийти.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Галина
4 фев 2019 в 14:35

Когда ты возвращаешься в любимые места - это уже настоящая жизнь. Это подлинное бытие и есть.(«Иметь или быть?» Фромм)

игорь
4 фев 2019 в 14:27

ну так вывод напрашивается сам собою
она приехала в архангельск потому что стала инвалидкой для труппы в которой гастролировала))
была бы здоровой так и продолжала бы бабло зарабатывать за границей
так что статья не о возвращении а о сути почему вернулась))
родному архангельску только нужны больные лишь - вывод

смех
4 фев 2019 в 12:51

о как. в питере и москве нет работы а в архаре будет фуету с метлой за 5000р крутить