20 июля суббота
СЕЙЧАС +13°С
  • 5 июля 2019

    Скрывайте неприятные комментарии

    Теперь вы можете убрать комментарии читателей, которые вам неприятны. Скрыть можно только зарегистрированного пользователя.

    3 июля 2019

    Колонки стали заметней! 

    Друзья, у нас справа над объявлениями появился блок "Мнения". Там - три последних авторских колонки. Хотите, чтобы и ваше мнение оказалось там? Не стесняйтесь предлагать свои темы редакции. 

    31 мая 2019

    Мы избавились от капчи

    Мы рады сообщить, что теперь, оставляя комментарий на 29.RU, вам не надо отвлекаться на капчи. Просто пишете, что думаете, и сразу отправляете комментарий. 

    Еще

Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи

Спектакль по рассказу Алексея Варламова вырос из эскиза с конкурса инсценировок современной прозы

Поделиться

Главный герой пьесы — мальчик Леша — перед сном беседует с тараканами

Фото: Элла Микушева

В архангельском театре драмы — премьерные показы спектакля «Тараканы» по рассказу Алексея Варламова. Он вырос из 20-минутного эскиза, который представили на режиссерской лаборатории в 2018 году. Маленький фрагмент из жизни мальчика Леши, его разваливающейся семьи и живущих в их квартире (и в головах) тараканов вывела на сцену молодой режиссер и педагог школы при московском «Гоголь-центре» Полина Золотовицкая.

Как подростки пытаются рассказать миру о себе, как ощущают себя среди взрослых и к чему стремятся — ответы на эти вопросы архангельские театры с недавних пор ищут довольно активно. «Пираньи. Дневник 12-летнего» и недавняя премьера «Папа встретит меня в L.A.» в Молодежном театре, «Они и Мы» в театре кукол, «Загадочное ночное убийство собаки» и теперь еще «Тараканы» в областном драматическом. Инсценировку раннего рассказа российского писателя и ректора Литературного института Алексея Варламова сделала молодой московский драматург Полина Бабушкина. Благодаря ей зритель узнал, что из главного героя — мальчика Леши — может получиться писатель, тараканы умеют говорить и даже петь — как минимум в воображении мальчика, а его отец читает лекции о «Превращении» Кафки — эта отсылка расширяет границы пьесы, подчеркивая конфликт между отцом и сыном.

Мать заботится о хлебе насущном, отец — о пище духовной. Друг друга они не понимают

Мать заботится о хлебе насущном, отец — о пище духовной. Друг друга они не понимают

— Этот спектакль получился в ходе лаборатории по инсценировкам современной прозы, которая проходила у нас в августе, — рассказал исполнитель роли отца Сергей Чуркин. — В силу того, что эскиз предполагал 20 минут, мы в это время уложились, потому что другие эскизы были и по 40 минут, по часу. Сейчас мы добавили сцен, которые были в пьесе. Рассказ вообще на две страницы, это монолог мальчика. Все остальное — вся тараканья жизнь, семейная жизнь — плоды работы Полины Бабушкиной. Она сделала полноценную пьесу. Хотя тоже, конечно, не очень большую, но тем не менее. Близка она мне или нет? Это же наша жизнь. Мы когда-то не понимаем детей, дети не понимают нас. Мало слушаем детей, дети мало слушают нас. Об этом и пьеса.

Персонаж Сергея Чуркина — задыхающийся в провинциальной бедности интеллигент, созданный «для другой жизни». Но актер все же сделал его обаятельным — как минимум в сцене, где он пытается позировать, когда рисуют его портрет. Жена и сын, как он считает, простые обыватели, которые мечтают лишь о хлебе с маслом. Между тем его супруга, которую играет Наталья Латухина, устала тащить на себе хозяйство и воспитание сына. Эти два человека, как запрограммированные, твердят о своем и не слышат друг друга. Это подчеркивается их поведением и речью: они двигаются и говорят, как роботы, оживают на мгновенье и вновь уходят в свой «кокон». Лишь тараканы, на борьбу с которыми героиня Натальи Латухиной поднимает весь подъезд, вызывают хоть какие-то живые эмоции. Зато с ними дружит их сын Леша, хоть в тараканьей системе координат он «тапочник» — то есть потенциальный убийца. Своими переживаниями он делится только с этими существами, ну и с отцовским диктофоном. Мальчика играет молодой, но «манкий и восприимчивый», по выражению Сергея Чуркина, актер Артур Чемакин. В театре драмы он служит два года.

Свои мысли Леша записывает на диктофон. В роли мальчика — Артур Чемакин

Свои мысли Леша записывает на диктофон. В роли мальчика — Артур Чемакин

В спектакле задействованы всего пять актеров. Наталья Латухина и Сергей Чуркин играют и членов тараканьей семьи, в которой, в отличие от человеческой, все «усик за усик», а не каждый сам по себе.

— Тараканы еще в голове бывают, от них не убежишь даже в Москву, — говорит жена, узнав намерении мужа уехать в столицу.

Актеры Константин Мокров и Александр Субботин тоже на глазах зрителей перевоплощаются то в тараканов, то в друга Леши Славу и его отца-художника, которого страдающий интеллигент с презрением называет «дельцом от искусства». Спектакль идет на камерной сцене, и все трансформации актеров зритель видит здесь и сейчас, а не где-то за кулисами.

Следующая премьера в областном театре драмы — чеховские «Три сестры». Постановка также выросла из режиссерского эскиза, который режиссер Глеб Володин представил на лаборатории «Рыбный обоз» почти год назад. Сейчас театр готовится к новой лаборатории, которая пройдет с 3 по 9 июня.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!