23 июля вторник
СЕЙЧАС +14°С
  • 5 июля 2019

    Скрывайте неприятные комментарии

    Теперь вы можете убрать комментарии читателей, которые вам неприятны. Скрыть можно только зарегистрированного пользователя.

    3 июля 2019

    Колонки стали заметней! 

    Друзья, у нас справа над объявлениями появился блок "Мнения". Там - три последних авторских колонки. Хотите, чтобы и ваше мнение оказалось там? Не стесняйтесь предлагать свои темы редакции. 

    31 мая 2019

    Мы избавились от капчи

    Мы рады сообщить, что теперь, оставляя комментарий на 29.RU, вам не надо отвлекаться на капчи. Просто пишете, что думаете, и сразу отправляете комментарий. 

    Еще

Вечный путь к себе и пикантный финал: в Архангельске завершился фестиваль «Европейская весна»

Северяне увидели постановки Псковского театра имени Пушкина и французской театральной компании

Поделиться

Спектакль «Река Потудань» в этом году был представлен в пяти номинациях премии «Золотая маска»

Фото: Екатерина Чащина

В Архангельске завершился фестиваль «Европейская весна». Его закрыл спектакль французской театральной компании Aie, Aie, Aie «Мой милый кролик. Моя трепетная лань», а до этого 18 апреля архангельского зрителя погрузили в медитативный слог писателя Андрей Платонова — на сцене Дома молодежи показали «Реку Потудань» по одноименной повести. Это постановка режиссера Сергея Чехова в Псковском драматическом театре. Примечательно, что спектакль в этом году был представлен в пяти номинациях театральной премии «Золотая маска». О спектаклях, завершивших «Европейскую весну», в нашем материале.

Жизнь без Любви равно Смерть: в Архангельск привезли спектакль о вечном возвращении человека к себе

Это полуторачасовое действие, то закручивающее в воронку звуков, визуального ряда и собственных чувств, то на несколько мгновений оставляющее вдруг тебя одного в покое, как-то сразу вовлекает зрителя в свой особый ритм или даже, скорее, поток.

Сюжет «Реки Потудань» укладывается в несколько предложений. Никита Фирсов возвращается с Гражданской войны и пытается с нуля построить свою жизнь; он влюбляется в девушку по имени Люба и женится на ней, но обрести счастье и покой, сколько бы ни старался, он не может. Чтобы прийти в нормальное состояние, ему требуется год, но это только если считать время человеческой жизни. Внутренне Никита переживает большое метафизическое путешествие, постоянно балансируя между миром живых и миром мертвых.

Такое ощущение человека, идущего по канату и балансирующего между двумя мирами, вообще свойственно Андрею Платонову. В его текстах, и в «Реке Потудань», и в том же романе «Чевенгур», присутствует это раздвоение: не только человек, но и каждая вещь земная содержит в себе потаённую, разрушительную или живую силу.

Как рассказывает режиссер спектакля Сергей Чехов, для него было важно сохранить особый платоновский язык. Он выведен за рамки происходящего на сцене: артисты за полтора часа практически не произносят звуков, их задача — прочувствовать текст пластически.

— Я читал повесть давно, потом долго не перечитывал и случайно наткнулся на нее за полгода до постановки. Для меня было важно, как решить это текст. Если бы я начал отдавать реплики артистам, то вся ткань языка исчезла. Это бы превратилось в реалистичный театр. Мне было важно найти эту грань между текстом и происходящим в спектакле, чтобы текст превратился в своеобразную реку, — поделился Чехов. 

Заранее были записаны пять звуковых дорожек, с помощью которых в разных тональностях, ритмах, при разности громкостей и настроений текст рассказа всё-таки звучит полностью. При этом музыкальные дорожки сведены так, что голоса актеров, которые и озвучивают повесть, обращаются в музыку.

Сценическое пространство решено довольно просто. Стены выкрашены двумя красками: часть болотного цвета, другая — белого. По бокам — две двери. На центральной стене — подвешен телевизор и сделана светлая ниша, в которой сверху постоянно капает вода. На сцене — четыре современных кресла, в которых еще до начала спектакля расположились четверо артистов. Всё пространство освещается пятью громоздкими светодиодными лампами, которые то полностью гаснут, то приглушаются, то «взрываются» светом. Обстановка напоминает одновременно и тюрьму, и госпиталь. Эти два состояния: полной закрытости, отчужденности, как в тюремной камере, и долгожданного, выстраданного освобождения от боли, которую посеяла война.

Актеры вовлечены в спектакле в изучение «платоновского мифа»

Актеры вовлечены в спектакле в изучение «платоновского мифа»

В спектакле заняты всего пять артистов, от всех требуется максимальная вовлеченность в ходе всего действия, благодаря которой не разрывается образ вечного течения жизни. Каждый актер играет вроде бы и конкретного персонажа: Никита Фирсов воплотился сразу в двух работах — заслуженного артиста России Виктора Яковлева и молодого актёра Дениса Золотарёва, вполне конкретную Любу играет актриса и хореограф Илона Гончар, отца Никиты и базарного сторожа — народный артист России Юрий Новохижин. При этом режиссер Сергей Чехов поставил актерам задачу: создать не земных людей, а мифологические образы. Ведь и сама эта история попадает в пространство мифа: здесь и Орфей (Никита) с Эвридикой (Любой), и одновременно «Одиссея».

— Никита возвращается с войны, которая в данном контексте практически другой мир. Физически он возвращается, но ментально — нет. Это такая внутренняя миграция, внутреннее путешествие, которое он делает для возвращения, — замечает режиссер. 

Он не проходит мимо и архитипических образов. Река как символ жизни, ее непрерывности проявляется во всем: и в многоголосой музыкальной гармонии, и в актерском ансамбле, который не существует вне взаимодействия внутри себя, и чисто физически, когда в нише в стене льётся вода. Актёры, создающие Никиты Фирсова, как два полюса — Жизнь и Смерть. За последнюю, кстати, и еще два образа, созданные Юрием Новохижиным и заслуженной артисткой Надеждой Чепайкиной. А миру светлых безусловно и самого начала здесь принадлежит лишь девушка Люба, которая своим проходом в нежно-голубом платье и легкой шляпке на голове — все в ее образе напоминает медицинскую сестру — по сцене зажигает все лампы, озаряя жизнь Никиты светом. Люба одновременно и Любовь (созвучно имени) — и Источник жизни, и лекарь души. Во всех ипостасях она проходит через тьму, преодолевает дыхание смерти вместе с Никитой. Почти в завершении спектакля между ними тремя: Никитой из мира мертвых, живым Никитой и Любой происходит поединок — и телесный, и энергетический. И мир живых в ней побеждает. Как апофеоз всего — происходящее в той белой нише, где в тесноте Люба (с помощью пластической миниатюры в исполнении Илоны Гончар) раскрывается, через боль и страх у нее прорезаются и вырываются наружу руки-крылья, а лицо обращается к свету и живительной влаге воды — Любовь всё покрывает.

Люба (Илона Гончар) в финале спектакля

Люба (Илона Гончар) в финале спектакля

— Актеры находятся в зоне исследования платоновского мифа. Они не персонажей играют, они реализуют структурные составляющие мифа: представителей мира мертвых и живых. Река — абсолют, граница между мирами, — расшифровывает Сергей Чехов. Он рассказал, что для всех актеров это довольно новый опыт и своеобразный эксперимент. Поэтому работу над спектаклем актеры вместе с режиссером начинали с двухнедельного «застольного» периода, когда просто сидели и разбирались с текстом.

Завершив спектакль, актеры практически сразу уходят со сцены — на поклоны они уже не возвращаются. Сергей Чехов объясняет, что это для него — принципиальная позиция:

— Мне хочется сохранить ощущение, что спектакль не начинался и не заканчивался. Мне всегда кажется, что поклон снимает важное напряжение, которое возникло между публикой и спектаклем. Хочется, чтобы зритель выходил с ощущением, что ничего не решено, что проблемы, которые поставлены, они остались, и теперь с ними нужно что-то делать.

Зато после спектакля к зрителям обратился худрук фестиваля Виктор Панов: на поклоны он вместо артистов вывел самого Сергея Чехова, а также признался, что уже договорился с ним о постановке спектакля для Архангельской «молодёжки» — в следующем сезоне.

О любви, страсти, ссорах и изменах французские актеры рассказали без слов

О любви, страсти, ссорах и изменах французские актеры рассказали без слов

Закрывали фестиваль «Европейская весна» на интимной ноте. Французская театральная компания «Аи-Аи-Аи» представила свои вариации на тему «Мужчина и женщина». Спектакль «Мой милый кролик. Моя трепетная лань» показывают два актера — Шарлотта Блан и Джулиан Меллано. Вдвоем они и сочинили этот «водевиль для стола в четыре руки», как обозначили жанр постановки сами артисты.

— Франция — это наши друзья. Поаплодируем Франции, которая переживает сейчас тяжелейшее положение с желтыми жилетами. Мы много раз были во Франции. Только в Авиньоне мы работали шесть раз. Поэтому мы любим Францию, а Французский институт культуры любит нас. Они нам делают такой пикатненький подарок, — представил французских участников фестиваля худрук Молодежного театра Виктор Панов.

После чего актеры сели за стол, покрытый черной тканью, сказали Let`s go и приступили к волшебству. Реквизит — как ребенок, у которого отняли игрушки. На супнице герои как будто бы ездят, фарфоровые лань и кролик — это те самые женщина и мужчина, которые рассказывают зрителю свою историю любви, семейной идиллии и расставаний. Точнее, показывают — за спектакль не произносят в полный голос ни одного слова. Если и шепчут — то междометия, выражающие любовь, заботу, страсть или гнев.

Вообще весь реквизит — как походный набор актера. Домики-шкатулки, внутри которых встроены динамики, вязаные салфетки, складной ножик. Даже моменты близости между мужчиной и женщиной показывают с помощью обычных бытовых предметов. Пикантно, но с юмором и без пошлости.

«Милого кролика и трепетную лань» французские актеры показали архангелогородцам два раза. А перед спектаклем гостей Молодежного театра угощали шампанским и дарили открытки с фотографиями постановок — участниц «Европейской весны». Её итоги подвел Виктор Панов. Он напомнил зрителям, что фестиваль «Транзит» продолжается — музыкальную его часть проводит «Поморская филармония».

На закрытии «Европейской весны» зрителям дарили открытки со сценами из спектаклей, показанных на фестивале

На закрытии «Европейской весны» зрителям дарили открытки со сценами из спектаклей, показанных на фестивале

— Я скажу, что фестиваль «Европейская весна» прошел на высочайшем театральном уровне. Но это в два с половиной раза меньше коллективов, чем должно было быть. Я не о себе говорю — у меня есть все. Народ лишают удовольствия, — сказал Панов.

«Транзитный» «Большой Пасхальный фестиваль» откроет 1 мая хор Московского Данилова монастыря. 2 мая в Архангельске выступит грузинская группа «Мгзавреби». 5 мая известный музыкант и композитор Горан Брегович выйдет на сцену театра драмы имени Ломоносова. А 12 мая закроют «Пасхальный фестиваль» Дживан Гаспарян и его ансамбль армянских народных инструментов. В июне пройдет третья часть «Транзита» — международный фестиваль уличных театров.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!