15 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +8°С

Владислав Дреко

Владислав Дреко

«Любая ошибка имеет фамилию, имя и отчество»: архангельский блогер — о сгоревшем доме Гринфельда

Редактор интернет-сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» — о потерянном наследии

Поделиться

Владислав Дреко: «Не ручаюсь за весь город, но в моей жизни случившийся пожар — эпохальное событие, венец всей политики в отношении объектов культурного наследия в Архангельске»

Фото: Сергей Яковлев, Николай Гернет

Известие о пожаре повергло меня в шок. Буквально на днях для студентов Архангельского педагогического колледжа мы проводили экскурсию по деревянному городу. Точнее, по его в большинстве своем рушащимся, гниющим и горящим остаткам. Главной целью экскурсии было показать настоящую историческую застройку Архангельска. И, проходя по проспекту Советских космонавтов, мы заострили внимание слушателей: 

— Сегодня вы можете видеть эти дома в последний раз. 

Жуткое предостережение сбылось. Дом Гринфельда мы больше не увидим. Никогда.

Чем этот дом был для Архангельска?

Во-первых, дом непосредственно связан с конкретным человеком — Павлом Петровичем Гринфельдом, известным в начале ХХ века капитаном дальнего плавания, общественным деятелем, издателем справочника «Спутник Помора». Много ли мы сегодня знаем о нём?

Во-вторых, для Архангельска прошлого века дом был органичной частью городского пространства. Сомасштабное человеку здание из природного материала — древесины, с характерным для архангельских домов эркером на углу, двумя отдельными входами и просторными комнатами с высокими потолками, заливавшимися светом множества окон. Конечно, за прошедшие десятилетия менялись его объёмно-планировочные решения, появлялись новые перегородки внутри, снаружи здание из строганого бруса впоследствии обшили тёсом. Удивительно при этом, что интерьеры дома сохранили оригинальную потолочную лепнину и межкомнатные распашные двери, придающие зданию ещё больший шарм. Точнее, придававшие... Как же часто приходится говорить об исторической архитектуре Архангельска в прошедшем времени.

Так дом выглядел в советское время 

Так дом выглядел в советское время 

Новость о пожаре вызвала шквал суждений о возможном будущем участка под этим домом: «построят особняк», «воткнут торговый центр», «сожгли под многоэтажку» и прочее.

Житейский опыт подсказывает именно такие варианты развития событий. Однако правовых оснований для таких прогнозов пока нет: согласно действующей градостроительной документации, на участке проспекта Советских космонавтов от улицы Воскресенской до улицы Володарского предполагается сохранение объектов культурного наследия и воссоздание средовой застройки. Действительно, этот участок очень подходит для создания второй заповедной улицы наподобие Чумбаровки. Если же и будет возводиться на этом месте что-то другое (торговый центр или многоэтажка), то в первую очередь необходимо будет внести изменения в градостроительную документацию, что возможно только после общественных обсуждений. Таким образом, если вы не хотите допустить появления таких объектов на месте памятника, призываем внимательно следить за общественными обсуждениями и участвовать в них — в нашем паблике мы подробно расписываем все значимые обсуждения и предлагаемые изменения.

Фрагмент проекта планировки центральной части города

Фрагмент проекта планировки центральной части города

К слову о Чумбаровке. На этой «заповедной улице» Архангельска в начале 2000-х была построена реплика дома Гринфельда — под № 43. Казалось бы, вот оно — спасение. Казалось бы, дом не потерян даже после пожара. Однако качество этой реплики — весьма низкое. Грубые формы, уход от объёмно-планировочных решений оригинала и сайдинг на стенах — всем этим новодел лишь отдаленно напоминает свой прототип. Это наглядно иллюстрирует проблематику Чумбаровки и уровень работы с воссозданием объектов культурного наследия в целом. Мы не умеем качественно воспроизводить основные фонды и эффективно эксплуатировать имеющиеся — вот в чем трагедия. Низкий уровень технических знаний и умений, недостаток опыта, неразвитость экономических механизмов, организационные провалы и вопросы без ответов «Зачем? Для кого? Как?» — составляющие этой трагедии.

Дом № 43 на пр. Чумбарова-Лучинского, март 2018 года

Дом № 43 на пр. Чумбарова-Лучинского, март 2018 года

Не ручаюсь за весь город, но в моей жизни случившийся пожар — эпохальное событие, венец всей политики в отношении объектов культурного наследия в Архангельске. Завалившийся памятник с разбитыми окнами и разрушенный проспект перед ним — однажды эта картина стала настоящим мемом в Сети, своего рода, вторым лицом города. Вчерашний пожар — к сожалению, вполне закономерное событие в этой ситуации. И конечно же, за все случившееся очень хочется пожурить администрацию города на пару с инспекцией по охране объектов культурного наследия. Это можно и даже нужно сделать. Да только не следует забывать первый закон экологии, работающий и в сфере экологии культуры — «Всё связано со всем». Конечно, любая ошибка имеет фамилию, имя и отчество. Но если мы считаем себя архангелогородцами, то все происходящее в жизни города — это и наши фамилия, имя и отчество тоже. И мои в том числе. Случившийся пожар — ещё один повод нам, простым горожанам, задуматься над нашим собственным участием в жизни города и трансформациях его пространства. Задуматься над тем, что представляет Архангельск для нас и что мы представляем для него. Задуматься над памятниками: в чем лично для нас состоит ценность этих объектов, если абстрагироваться от их общественного и правового статуса? Уверен, только через такое личное, а не «спущенное сверху», чувствование можно осознать свою роль в судьбе нашего города. И в судьбе бесславно сгоревшего вчера дома Гринфельда.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    13 мая 2019 в 10:56

    Создается такое впечатление,что ни город,ни горожане ни кому не нужны.

    игорь
    13 мая 2019 в 10:45

    какая глупость говорить об этих сараях что они памятники
    памятники пусть будут на кладбищах или вы и вправду город архангельск видите как кладбище весь?

    Елена
    13 мая 2019 в 11:10

    При таком отношении скоро и дома построенные в 90 е превратятся в бетонные развалины. Город теряет лицо, превращается в свалку и безликий бетонный новострой. Если за деревянным домом следить он прекрасно сохранится более 100 лет (театр Панова, муз.школа на набережной).