20 июля суббота
СЕЙЧАС +14°С
  • 5 июля 2019

    Скрывайте неприятные комментарии

    Теперь вы можете убрать комментарии читателей, которые вам неприятны. Скрыть можно только зарегистрированного пользователя.

    3 июля 2019

    Колонки стали заметней! 

    Друзья, у нас справа над объявлениями появился блок "Мнения". Там - три последних авторских колонки. Хотите, чтобы и ваше мнение оказалось там? Не стесняйтесь предлагать свои темы редакции. 

    31 мая 2019

    Мы избавились от капчи

    Мы рады сообщить, что теперь, оставляя комментарий на 29.RU, вам не надо отвлекаться на капчи. Просто пишете, что думаете, и сразу отправляете комментарий. 

    Еще

Владислав Дреко

Владислав Дреко

«Любая ошибка имеет фамилию, имя и отчество»: архангельский блогер — о сгоревшем доме Гринфельда

Редактор интернет-сообщества «Архангельск: архитектура и градостроительство» — о потерянном наследии

Поделиться

Владислав Дреко: «Не ручаюсь за весь город, но в моей жизни случившийся пожар — эпохальное событие, венец всей политики в отношении объектов культурного наследия в Архангельске»

Фото: Сергей Яковлев, Николай Гернет

Известие о пожаре повергло меня в шок. Буквально на днях для студентов Архангельского педагогического колледжа мы проводили экскурсию по деревянному городу. Точнее, по его в большинстве своем рушащимся, гниющим и горящим остаткам. Главной целью экскурсии было показать настоящую историческую застройку Архангельска. И, проходя по проспекту Советских космонавтов, мы заострили внимание слушателей: 

— Сегодня вы можете видеть эти дома в последний раз. 

Жуткое предостережение сбылось. Дом Гринфельда мы больше не увидим. Никогда.

Чем этот дом был для Архангельска?

Во-первых, дом непосредственно связан с конкретным человеком — Павлом Петровичем Гринфельдом, известным в начале ХХ века капитаном дальнего плавания, общественным деятелем, издателем справочника «Спутник Помора». Много ли мы сегодня знаем о нём?

Во-вторых, для Архангельска прошлого века дом был органичной частью городского пространства. Сомасштабное человеку здание из природного материала — древесины, с характерным для архангельских домов эркером на углу, двумя отдельными входами и просторными комнатами с высокими потолками, заливавшимися светом множества окон. Конечно, за прошедшие десятилетия менялись его объёмно-планировочные решения, появлялись новые перегородки внутри, снаружи здание из строганого бруса впоследствии обшили тёсом. Удивительно при этом, что интерьеры дома сохранили оригинальную потолочную лепнину и межкомнатные распашные двери, придающие зданию ещё больший шарм. Точнее, придававшие... Как же часто приходится говорить об исторической архитектуре Архангельска в прошедшем времени.

Так дом выглядел в советское время 

Так дом выглядел в советское время 

Новость о пожаре вызвала шквал суждений о возможном будущем участка под этим домом: «построят особняк», «воткнут торговый центр», «сожгли под многоэтажку» и прочее.

Житейский опыт подсказывает именно такие варианты развития событий. Однако правовых оснований для таких прогнозов пока нет: согласно действующей градостроительной документации, на участке проспекта Советских космонавтов от улицы Воскресенской до улицы Володарского предполагается сохранение объектов культурного наследия и воссоздание средовой застройки. Действительно, этот участок очень подходит для создания второй заповедной улицы наподобие Чумбаровки. Если же и будет возводиться на этом месте что-то другое (торговый центр или многоэтажка), то в первую очередь необходимо будет внести изменения в градостроительную документацию, что возможно только после общественных обсуждений. Таким образом, если вы не хотите допустить появления таких объектов на месте памятника, призываем внимательно следить за общественными обсуждениями и участвовать в них — в нашем паблике мы подробно расписываем все значимые обсуждения и предлагаемые изменения.

Фрагмент проекта планировки центральной части города

Фрагмент проекта планировки центральной части города

К слову о Чумбаровке. На этой «заповедной улице» Архангельска в начале 2000-х была построена реплика дома Гринфельда — под № 43. Казалось бы, вот оно — спасение. Казалось бы, дом не потерян даже после пожара. Однако качество этой реплики — весьма низкое. Грубые формы, уход от объёмно-планировочных решений оригинала и сайдинг на стенах — всем этим новодел лишь отдаленно напоминает свой прототип. Это наглядно иллюстрирует проблематику Чумбаровки и уровень работы с воссозданием объектов культурного наследия в целом. Мы не умеем качественно воспроизводить основные фонды и эффективно эксплуатировать имеющиеся — вот в чем трагедия. Низкий уровень технических знаний и умений, недостаток опыта, неразвитость экономических механизмов, организационные провалы и вопросы без ответов «Зачем? Для кого? Как?» — составляющие этой трагедии.

Дом № 43 на пр. Чумбарова-Лучинского, март 2018 года

Дом № 43 на пр. Чумбарова-Лучинского, март 2018 года

Не ручаюсь за весь город, но в моей жизни случившийся пожар — эпохальное событие, венец всей политики в отношении объектов культурного наследия в Архангельске. Завалившийся памятник с разбитыми окнами и разрушенный проспект перед ним — однажды эта картина стала настоящим мемом в Сети, своего рода, вторым лицом города. Вчерашний пожар — к сожалению, вполне закономерное событие в этой ситуации. И конечно же, за все случившееся очень хочется пожурить администрацию города на пару с инспекцией по охране объектов культурного наследия. Это можно и даже нужно сделать. Да только не следует забывать первый закон экологии, работающий и в сфере экологии культуры — «Всё связано со всем». Конечно, любая ошибка имеет фамилию, имя и отчество. Но если мы считаем себя архангелогородцами, то все происходящее в жизни города — это и наши фамилия, имя и отчество тоже. И мои в том числе. Случившийся пожар — ещё один повод нам, простым горожанам, задуматься над нашим собственным участием в жизни города и трансформациях его пространства. Задуматься над тем, что представляет Архангельск для нас и что мы представляем для него. Задуматься над памятниками: в чем лично для нас состоит ценность этих объектов, если абстрагироваться от их общественного и правового статуса? Уверен, только через такое личное, а не «спущенное сверху», чувствование можно осознать свою роль в судьбе нашего города. И в судьбе бесславно сгоревшего вчера дома Гринфельда.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

ТЕКСТ

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Елена
13 мая 2019 в 11:10

При таком отношении скоро и дома построенные в 90 е превратятся в бетонные развалины. Город теряет лицо, превращается в свалку и безликий бетонный новострой. Если за деревянным домом следить он прекрасно сохранится более 100 лет (театр Панова, муз.школа на набережной).

Гость
13 мая 2019 в 10:56

Создается такое впечатление,что ни город,ни горожане ни кому не нужны.

игорь
13 мая 2019 в 10:45

какая глупость говорить об этих сараях что они памятники
памятники пусть будут на кладбищах или вы и вправду город архангельск видите как кладбище весь?