22 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +1°С

«Гласность» на ведре: какой была эпоха джаза в Архангельске, когда абсурдом заправлял Резицкий

Феномен местного джаза и «архангелов будущего» в эксклюзивных старых снимках и комментариях

Поделиться

Перформанс нашего земляка, популярного музыканта Владимира Резицкого — не просто абсурд, а метафора гласности в 80-е

Перформанс нашего земляка, популярного музыканта Владимира Резицкого — не просто абсурд, а метафора гласности в 80-е

Джаз — это мощный современный бренд Архангельска, который появился благодаря неуемной энергии и смелости музыкантов 70–80-х. В этом году нашему земляку, главному подвижнику архангельского джаза Владимиру Резицкому исполнилось бы 75 лет. В преддверии фестиваля, посвященного его юбилею, о том «сумасшедшем балагане», зачинателем которого он был, рассказывают музыканты.

Рабочий полдень: в колхозах — авангард

Во многом благодаря джаз-группе «Архангельск» международный фестиваль «Дни Джаза» стал центром советского авангардного джаза в стране и на Русском Севере. Именно поэтому наш коллектив в Академии Музыки им. Гнесиных всегда ставят в тройку его столпов наряду с трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» и «Поп-механикой» Сергея Курехина. А музыкант Сергей Летов, брат лидера «Гражданской обороны» Егора Летова, называет Архангельск маленьким чудом, символом «возможности преобразования нормативной советской реальности на местах, на периферии, а не только в столицах (в столицах, кстати, ничего подобного так и не возникло). Группа «Архангельск» — совершенно уникальное явление в культуре XX века. Это единственный стабильный коллектив, который играл неподражаемую оригинальную неакадемическую музыку… 

«Они умудрялись играть авангардную программу даже в рабочий полдень в колхозах»

Сергей Летов, российский музыкант, саксофонист, импровизатор

Одним из участников группы «Архангельск» был Владимир Туров, вместе с Владимиром Резицким и другими музыкантами они ездили в Европу, Америку, Японию, а после смерти Резицкого Туров был президентом фестиваля «Дни джаза».

— Меня тогда поражало количество желающих попасть на концерты фестиваля. Очередь в кассу, полный зал. Люди стояли у сцены и сидели на полу между рядами. Важным отличием нашего фестиваля от других джазовых фестивалей страны было то, что фестиваль всегда завершался концертом джаз-группы «Архангельск», все ждали этого концерта. Потому что это всегда был сюрприз, неожиданность. Всегда что-то было новое и музыкально, и сценически.

Для тех, кому посчастливилось побывать на «Днях джаза» конца 1980-х, бесспорно незабываемым стал абсурдистский перформанс Владимира Резицкого, который, по словам зрителей, просто взорвал мозг. Это было выступление с ведрами. Владимир Петрович играл на саксофоне, надев оцинкованное ведро на голову. 

На ведре красовалась надпись «ГЛСНСТ». Из слова «гласность» были убраны гласные буквы

 Какая «гласность» с цинковым ведром на голове?

— Коммунисты даже запретили нам использовать слово «фестиваль», отсюда и появилось словосочетание «Дни джаза». В их понимании фестиваль может быть или классической музыки или советской песни. «А вы тут устроили балаган!», — рассказывает Владимир Туров.

Это было нечто новое, что взрывало мозг неизбалованному шоу советскому зрителю

Это было нечто новое, что взрывало мозг неизбалованному шоу советскому зрителю

«Международный джазовый бартер: они к нам, мы к ним»

На «Днях джаза» собиралась творческая элита, с первых дней здесь открывались выставки художников, фотографов, показывали экспериментальный театр. Сейчас этим, наверное, никого не удивишь, а советского человека, который кроме телевизионной трансляции концерта «Песня-86» или выступления военного оркестра редко что видел, такой подход к культурным событиям шокировал. Кроме того, на сцене звучала импровизационная, экспрессивная музыка.

Зачастую зрители в зале просто не понимали, как реагировать, поэтому так ждали этот фестиваль — он выводил из зоны комфорта

— Фри-джазу здесь всегда был отдан приоритет, фестиваль каждый год притягивал авангардистов, очень яркими были эксперименты с Анатолием Вапировым, Владимиром Чекасиным, «Три О», Саиньхо Намчылак. Валентина Пономарева, известная всем по цыганским романсам в фильме «Жестокий Романс», раскрывала себя на фестивалях как авангардная вокалистка. Из известных импровизаторов на фестиваль приезжали Владимир Тарасов, Вячеслав Гайворонский, Владимир Чекасин, очень сильный литовский джаз: Вишняускас, Лабудис. Много для международной раскрутки фестиваля сделал английский журналист Лео Фейгин благодаря своей авторской программе про советский авангардный джаз на «Радио Свобода». Через фестиваль происходил международный джазовый бартер: они к нам, мы к ним.

Джаз-группа «Архангельск» — модники в клёшах на фоне старинной избушки в Малых Карелах

Джаз-группа «Архангельск» — модники в клёшах на фоне старинной избушки в Малых Карелах

Другим запоминающимся событием для всех музыкантов — и российских, и международных — стали поездки в рамках фестивалей с джем-сейшенами на пароходах «Татария» и «Буковина» на Соловки. Потом Резицкий даже стал продавать билеты на этот пароход для иностранцев за 500 долларов, однако тот «коммерческий» рейс так и не состоялся, пароходство продало суда в Турцию. А ведь мог бы быть реальный прорыв событийного туризма на Севере.

«Архангелы» будущего

Владимир Резицкий и группа «Архангельск» были настоящими посланцами или, как их назвали за границей, «архангелами» будущего. Он всегда настаивал на том, чтобы фестиваль был новым, ярким, говорил современным языком, а не образами прошлого. Резицкий часто сетовал, что мы мыслим прошлым, упираемся в традиции и не видим пути в будущее, когда весь мир уже давно воспринимал импровизационную музыку как универсальный язык современного искусства,

в России принимали или махровую попсу под минус, или академический традиционализм в стиле «Северного хора».

По словам еще одного участника «Архангельска» Николая Ковалева, Резицкий был очень требовательным руководителем, ругался, когда кто-то из музыкантов, по его мнению, а его мнение было непререкаемым, не выполнял поставленной задачи. Но бывало и так, что задача явно шла в другую сторону, напомню, что музыка, которая выходила из-под пера музыкантов джаз-группы «Архангельск», была импровизационной, авангардного направления джаза, но Петрович неожиданно выражался мягко, а попросту говорил присказкой: «И на старуху находит проруха», и всё спокойно выдыхали.

Любопытный флешмоб запустили организаторы ближайшего фестиваля — <a href="https://vk.com/arhkangelsk_musicweeks" target="_blank" class="_">они предлагают тоже надеть на голову ведро</a>

Любопытный флешмоб запустили организаторы ближайшего фестиваля — они предлагают тоже надеть на голову ведро

В инстаграм-профиле «Дней джаза» даже есть публикации первых смельчаков — тех, кто поддержал весёлый флешмоб. Для этого нужно запостить снимок с ведром на голове и сделать хештег #ведронаголове_дниджаза.

Свободная импровизация — это то, что и сейчас, после 18 лет со смерти Владимира Резицкого, отличает «Дни джаза» — фестиваль, который привлекает авангардных музыкантов, удивляет необычными перформансами и коллаборациями. Так, в этом году «Дни джаза» пройдут в рамках грандиозного фестиваля Arkhangelsk music weeks с 12–27 октября, который объединит в себе «Международные дни джаза», «Беломор-Буги» и новый проект Поморской филармонии «Эволюция».

Спартак и Ева, сын и внучка Владимира Резицкого, уже поддержали флешмоб. А вы? Как насчёт фото с ведром на голове?

Спартак и Ева, сын и внучка Владимира Резицкого, уже поддержали флешмоб. А вы? Как насчёт фото с ведром на голове?

    ТЕКСТ

    оцените материал

      Поделиться

      Увидели опечатку?
      Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
      Евгений Самсонов
      9 авг 2019 в 00:57

      Очень хороший рассказ о жизни в "Джаз Группы Архангельск", есть у Николая Ковалёва. Было бы здорово его запостить в Вашей цифровой газете. Спасибо.