20 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +6°С

«Всё это — ручная работа»: как двое энтузиастов исследуют мозаичное наследие Архангельска

Владислав Дреко и Александр Смирнов решили отметить на карте города места, где хранятся мозаики

Поделиться

Мозаики хранят в себе советское прошлое Архангельска <br>

Мозаики хранят в себе советское прошлое Архангельска

Авторы популярного паблика об архитектуре Архангельска уже несколько лет собирают в большой архив адреса и фотографии мозаичных изображений на зданиях города. Большинство точек они нашли сами, исследуя город, о других сообщали неравнодушные горожане. Сейчас энтузиасты вместе с Центром социальных инноваций готовят фотовыставку и собираются представить карту, на которую нанесут обнаруженные ими дома с мозаиками. Для чего всё это нужно и какими мозаиками Архангельск мог бы гордиться, 29.RU рассказал соавтор проекта Владислав Дреко.

Собирать мозаичное наследие помогали люди из Сети

Задумка исследовать мозаичное наследие Архангельска появилась несколько лет назад — сначала Владислав и Александр просто фотографировали мозаики и собирали их в единый архив. Присоединиться к этой подборке мог каждый желающий — свои находки люди добавляли в альбом паблика «Архангельск: архитектура и градостроительство».

Владислав Дреко признается, что узнать о некоторых адресах удалось лишь благодаря таким же интересующимся этой темой людям из сети — на некоторых домах мозаики расположены ближе к основанию, надо знать, что они там есть.

Владислав Дреко — один из соавторов проекта о мозаике в Архангельске<br>

Владислав Дреко — один из соавторов проекта о мозаике в Архангельске

На сегодня собрано более 100 адресов, по которым любой архангелогородец сможет увидеть, как советская эпоха отразилась на облике города. По словам авторов проекта, мозаики сохранились почти во всех городских округах: их можно встретить на Варавино, в Маймаксе или в Соломбале.

Все найденные объекты авторы проекта для себя попытались классифицировать: так, они отметили, что в городе встречаются мозаики с абстрактными изображениями и конкретными визуальными образами, а также мозаики с идеологическими сюжетами и юбилейные. Последних больше всего — они появлялись к 400-летию Архангельска.

— В 1984 год строилось очень много зданий, жилых в том числе. К юбилею они были все помечены одним символом — высотка и внизу под ней северная башня Гостиных дворов. Это такой знак единства прошлого с будущим.

«Жар-птиц с Выставочного зала делали по ночам»

Среди самых известных мозаик Архангельска Владислав Дреко называет жар-птиц на здании выставочного зала Союза художников на Советских космонавтов, мозаичные купания на фасаде бассейна «Водник», мозаика и барельеф архангельского онкодиспансера. А самая глобальная мозаика на жилом доме — это античная архитектурная модель на торце дома № 29 по проспекту Дзержинского.

Мозаика на доме № 29 по проспекту Дзержинского — одна из самых больших в Архангельске<br>

Мозаика на доме № 29 по проспекту Дзержинского — одна из самых больших в Архангельске

Когда стало ясно, что проект выйдет за рамки альбома во «ВКонтакте», его авторы начали интересоваться, как именно делались мозаики.

Принято считать, что такой элемент декора, как мозаика, располагается на панельных домах, но ими украшали и кирпичные здания.

— Мозаика — это монументальное искусство, распространенное на разных конструкциях. Особенно интересно, что все мозаики, которые мы видим в городе, — абсолютно ручная работа. Будь это даже девятиэтажка с огромным фасадом, тысячи мозаичных деталей все равно выложены вручную, — рассказывает Владислав.

Для панельных домов схема была такова: мозаику выкладывали на бумажную материю и заливали ее скрепляющим составом, всё это выдерживалось еще какое-то время, а после заливалась бетоном. Когда мозаичное полотно на панели закреплялось, самый верхний слой бумаги снимали, и получалась готовая работа.

На кирпичных домах, конечно, сначала возводилась стена, потом часть, где должна расположиться мозаика, покрывался вяжущим слоем, на который вручную выкладывались детали.

Среди авторов-оформителей архитектурных объектов Архангельска выделяется художник-монументалист Юрий Горбачев. Он — автор мозаики на здании выставочного зала, рассказывал, что жар-птиц создавал по ночам.

Жар-птицы в исполнении художника-монументалиста Юрия Горбачева<br>

Жар-птицы в исполнении художника-монументалиста Юрия Горбачева

— Объяснялось это тем, что технология изготовления мозаики была не пригодна для того, чтобы делать это днем, когда светит солнце — вяжущий состав при этом быстро теряет воду и делать мозаику невозможно. Ночью же пластичность его сохранялась, — поясняет Владислав Дреко.

«Боюсь представить, какими были бы современные мозаики»

Мы спросили у Владислава, почему для него важно сохранить информацию об этих мозаиках, а также есть ли у этого элемента городского дизайна будущее.

Юбилейная мозаика с многоэтажки на Ломоносова&nbsp;<br>

Юбилейная мозаика с многоэтажки на Ломоносова 

Наш собеседник отмечает, что в советское время мозаика была частью архитектурного проекта здания:

— Раньше все было централизовано: был Архангельскгражданпроект, был главный художник, который все эти проекты зданий согласовывал. Он выполнял свои функции, был ответственным за визуальное представление города.

При несовершенстве технологий и ограниченности в материалах мозаики все же смотрелись неких единым ансамблем в городе. Сегодня в некоторых городах России мозаичные полотна признают культурным наследием, в Архангельске же со временем они теряются — то их перекрывает реклама, то новая застройка, как, например, случилось с МЖК в Соломбале. Не поддерживается сохранение и других элементов декора: так, после реконструкции здания театра кукол не были восстановлены барельефы.

В качестве позитивного примера сохранения мозаичной традиции Владислав Дреко приводит строительство нового жилого комплекса на месте снесенного кинотеатра «Искра».

— Судя по рендерам, там предполагается художественное оформление. Возможно, в той же технике сграффито, что была и на «Искре». Внешне выглядит схоже. Если так, то это будет, пожалуй, первый такой опыт.

Так выглядело изображение в технике сграффито на кинотеатре «Искра»<br>

Так выглядело изображение в технике сграффито на кинотеатре «Искра»

Собеседник 29.RU соглашается, что в целом искусство мозаики было в духе советского времени, нужны ли такие элементы декора современным постройкам — вопрос открытый.

— С учетом недавно установленной смерти с косой я даже боюсь представить, какие бы могли быть современные мозаики. Может, и хорошо, что они не появляются. Сейчас у нас не только мозаиками, но и вообще художественным оформлением никто не занимается. Хотя к этому и пытаются вернуться: утверждаются схемы иллюминацию, светящиеся элементы на опорах. Можно сказать, что берется положительный опыт с советских времен.

Познанием города через искусство авторы выставки и карты архангельских мозаик собираются заниматься и дальше. После открытия своего фотопроекта они хотят собрать воедино опыт современного украшения города в работах граффитчиков.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!