Культура Граффити на гаражах и музее: что ещё оценили в Архангельске исследователи стрит-арта из Петербурга

Граффити на гаражах и музее: что ещё оценили в Архангельске исследователи стрит-арта из Петербурга

Искусствоведов из северной столицы провели по дворам с самыми интересными работами

Анастасия Пронина и Полина Штанько путешествуют по городам России и в каждом разыскивают интересный стрит-арт

Архангельск посетили эксперты из петербургского Института исследования стрит-арта, чтобы изучить местное уличное искусство. Специально для них местные гиды — в том числе и художники — провели прогулку по самым интересным местам. Этот маршрут с примерами городского арта планируют опубликовать в Интернете для всех, кто интересуется этой стороной культуры. Мы тоже прошлись по архангельским улицам и дворам вместе с питерскими гостями и посмотрели, что из рисунков на стенах им понравилось больше всего.

Из дворов — на центральные улицы и обратно: работы для арт-маршрута есть везде

Разрешённый стрит-арт и нелегальные граффити

Архангельск — первая остановка в большом путешествии Института по городам России. Проект реализуется при поддержке Российского фонда культуры, а вырос он из подобных прогулок-исследований по Петербургу.

— Мы выиграли грант и хотим познакомиться со всеми городами, — говорит эксперт Института Полина Штанько. — Мы уже познакомились с инициативными ребятами из Архангельска ещё до того, как сюда приехали. Знаем всех с миру по нитке, через несколько рукопожатий. Мы хотим запустить историю с прогулками, чтобы исследовать город и городское искусство: легальное и нелегальное.

Одна из интересных работ на стенах архангельского изо-музея — интерпретация картины Шагала «Над городом»

По словам пресс-секретаря Института Анастасии Прониной, они выбирали, прежде всего, те города, которые не так известны своим стрит-артом. Например, в список изначально вошли Москва и Нижний Новгород, но потом их заменили, так как в них уже есть сформировавшееся стрит-арт-комьюнити.

— В Екатеринбурге, например, две тусовки: одна голосует за независимость и нелегальность, а другая — за сотрудничество с местной администрацией и спонсорами, — объясняет она. — И одни будут хотеть, чтобы в маршруте было настоящее граффити, а другие — чтобы в него включили работы, которые появились в рамках фестивалей. И это правильно — надо включать всё. И затем либо сделать выжимку [самого интересного], либо сделать большой маршрут и предложить его разбить на два поменьше.

Трансформаторные будки разрисовывают и без грантов

Экскурсии по заброшенным домам для всех возрастов


Хоть приезд петербургских искусствоведов и обозначен как «Школа стрит-хантеров», Анастасия замечает, что в целом это не школа, а в первую очередь обмен мнениями. «Мы приезжаем смотреть, а не учить», — говорит она.

По словам девушек, утром они прогулялись по Набережной Северной Двины, где им понравились и стоящие на ней «сталинки», и инсталляция в виде огромных разбитых очков на пляже, и даже разрисованный граффити бетон.

— Мы посмотрели вашу прекрасную стену на набережной, — так об этом рассказала Полина Штанько. — Это тоже нужно изучать, это не стоит обделять вниманием. Оно существует — значит, его тоже надо показать людям.

По словам петербургских гостей, даже небольшие граффити не стоит обделять вниманием

Понравилась девушкам и известная в Архангельске вяжущая бабушка на здании Музея изобразительных искусств, и репродукции нескольких известных картин на его стенах. Не меньше восторга вызывают и огромные буквы LUK на жилых домах по Воскресенской улице, и даже простые теги на гаражах. Всё это, по словам петербурженок, достойно изучения. В своём городе, например, они проводят аналогичные прогулки даже по нежилым домам с работами местных художников.

— У нас очень много заброшенных зданий, которые расписывают, и некоторые мы посещаем на свой страх и риск группами по 20 человек, — говорит Полина. — И когда уже становится понятно, что это опасно — тогда мы перестаем водить. [Те, кто посещают такие места, —] это люди, которые увлекаются уличным искусством, изучают город. Причём, необязательно молодые. Я проводила исследование, и выяснила, что уличным искусством интересуются люди от 15 до 25 лет, 30–35 и даже 50–55 лет. В середине 90-х им как раз было по 25. Видимо, тогда они стали изучать уличное искусство, и интересуются им до сих пор.

Краб на девятиэтажке в районе Чумбаровки 

«Всё, что согласовано — это уже не граффити»


Помимо осмотра различных граффити Институт исследования стрит-арта публикует на своём сайте статьи и изучает мнения горожан. Анастасия говорит, что поменять негативное отношение основной части населения к уличному искусству может помочь как раз согласование властями новых объектов.

— Я думаю, что мы можем это сделать благодаря паблик-арту, если эти же художники буду работать с объектами, которые будут согласованы, — считает она. — Тогда люди посмотрят на их творчество с другой стороны. Чем больше их будет — тем лучше. Я считаю, что это будет путь к сердцу публики. Если они поймут, что это не страшно, не опасно и не вандализм, а разрешили — возможно, они увидят стрит-арт с другой стороны.

Детали, которые заметят самые внимательные

А вот граффити, по словам Анастасии, не нуждаются в этом.

— Это уже своего рода вандализм. То, что их ловят — они сознательно на это идут. Всё, что согласовано — это уже не граффити, — говорит девушка.

После Архангельска граффити и прочий уличный арт эксперты Института будут осматривать в Перми, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Ростове-на-Дону, Воронеже, Самаре, Севастополе и Саратове. А чуть позже мы сможем увидеть карту Архангельского стрит-арта в Сети — тогда каждый, кто не знает всех красочных закоулков города, сможет их увидеть. Если раньше туда не доберутся коммунальщики.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления