- О каких именно бюрократических преградах идет речь?
- В данном случае речь идет о Федеральном законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и о приказе Минсельхоза России от 13.05.2021 № 292 (ред. от 20.08.2021) «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна». Данные федеральные правовые акты настолько зарегулировали обычную любительскую рыбалку, что ситуация дошла до абсурда, в частности, в Мезенском районе - есть река, есть рыба, есть местные жители, которые здесь испокон веку рыбачили, но нет законной возможности порыбачить!
- С какими предложениями и к какому ведомству выступит комитет по упрощению любительской рыбалки? В какой закон будет предложено внести изменения?
- 25 ноября за подписью председателя комитета Л.П. Сергеевой направлено официальное обращение к главе Росрыболовства И.В. Шестакову и губернатору области А.В. Цыбульскому с предложениями о пересмотре федерального законодательства.
Конечно, основной предпосылкой для обращения стала ситуация, сложившаяся в текущем году в Мезенском районе, где не стало арендатора рыболовных участков и, как следствие, рыбаки не смогли приобрести разрешения и лишились законной возможности ловить рыбу.
У меня нет слов, чтобы объяснить, как мы до такого дожили! Для меня лично эта ситуация напоминает принятие закона, разрешающего людям собирать в лесу хворост, потом внесение в него изменений в части разрешения использования для его заготовки определенных инструментов. При этом закон опять не совершенен – можно ли использовать технику для вывоза заготовленного хвороста, не понятно. Так и с рыболовными участками. Вроде все законом определено, а на деле получается как в Мезени. Как говорил незабвенный В.С. Черномырдин, «хотели как лучше…»!
Если серьезно, то в нашем обращении предлагается рассмотреть возможность разрешения любительского рыболовства без определения соответствующих участков. В принципе, так оно и было до принятия федерального закона. Есть правила рыболовства, определяющие определенные способы, орудия лова и т.д. Можно, наверное, определить по принципу выдачи охотничьих путевок нормы вылова и так называемые «угодья». Местных жителей тоже не обязательно причислять к каким-то там коренным или малочисленным народам, есть ведь регистрация по месту жительства.
Второе предложение касается правил рыболовства. С 2019 года к нам в комитет постоянно обращаются жители области с жалобами на постоянные изменения. Только за текущий год уже дважды, если не больше, в правила вносились изменения. Статистика, к слову, говорит об увеличении количества правонарушений в части рыбной ловли, что и не мудрено, с учетом постоянно меняющихся правил. Это забота о сохранении биоресурсов или способ пополнения бюджета?!
Мы предложили организовать на территории региона процесс общественного обсуждения правил рыболовства, чтобы учесть интересы наших жителей и сделать эти правила постоянными.
- Ваши предложения касаются только рыбаков в Мезенском районе или в Поморье в целом?
- На данный вопрос уже фактически ответил выше. Наше обращение хоть и основано на ситуации с рыбаками из Мезенского района, но касается всех рыбаков нашей области и не только, поскольку правила распространяются на северный рыбохозяйственный бассейн, к которому относятся и водные объекты, расположенные на территории соседних и иных регионов.
- Рыбаки Мезени опасаются, что предприниматели, которые возьмут в собственность рыболовные участки, будут заламывать цены на путевки. Думаете, эти страхи обоснованы? Будете ли вы как-то контролировать стоимость путевок?
- Такие опасения абсолютно обоснованы, поскольку любой бизнес ставит своей целью извлечение прибыли. Насчет контроля стоимости путевок – как мы сможем это делать? Если только придем к тому, что стоимость будет устанавливать региональное агентство по тарифам и ценам. Но это в моем понимании еще больший абсурд.
Пока дождемся ответов на наше обращение, исходя из их содержания определимся с дальнейшими действиями.