На пути к самостоятельности: как в Архангельске развивают особенных детей

Речь и навыки самообслуживания — максимально развить это в детях мечтают все родители

Поделиться

4 010

Еще два года назад у Андрея не было обращенной речи, только отдельные звуки, мальчик не хотел учиться и не мог усидеть на месте, а сейчас с удовольствием занимается

Фото: Яна Будрина

1 июня во всем мире отмечали День защиты детей. В архангельском центре реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона» работают с малышами, которые как никто другой нуждаются в защите, заботе и внимании взрослых. Психологи, логопеды и АВА-тераписты занимаются здесь с ребятами от года до восьми лет, у которых диагностировали РАС, синдром Дауна, задержку психического развития.

Речь — как плуг из старой сказки

Андрею 8 лет, он только что закончил первый класс. Еще два года назад, в садике, у мальчика не было обращенной речи, только отдельные звуки, он не хотел учиться и не мог усидеть на месте. А сейчас без труда показывает на картинках и вслух проговаривает ответы на вопросы психолога Надежды: «что лежит в кровати», «что из предметов острое и опасное», «у чего есть крылья».

Формирование речи — одна из главных задач для педагогов центра

Формирование речи — одна из главных задач для педагогов центра

— Диагноз «аутизм» нам поставили в четыре года, я долго не могла привыкнуть, но решила — надо работать и развиваться на своем уровне. Когда пришли в центр, хотела, чтобы у сына появилась речь, навыки самообслуживания, усидчивость. Динамика за это время произошла очень хорошая, — говорит мама Андрея Любовь. — Появились фразы, предложения, ему нравится учиться в школе, заниматься. И все благодаря педагогам центра.

Формирование речи — одна из главных задач для педагогов центра.

Коммуникацию у детей развивают через совместную игровую деятельность

Коммуникацию у детей развивают через совместную игровую деятельность

— Речь — средство коммуникации, и так же, как в старой сказке про два плуга: тот, что ржавеет в сундуке, превращается в пыль, а тот, что работает — красивый и блестящий. Если у ребенка нет коммуникации — ему просто не нужна речь, — объясняет педагог, логопед Ирина Дегтярева. — Мы включаем детей в совместную деятельность, игру, и начинаем слышать вокализации, первые слова. Дальше можно работать над формированием просьбы. В процессе взаимодействия педагоги создают ситуации, в которых ребенок может попросить то, что хочет. Ведь часто происходит так: ребенок закричал, и ему тут же дали желаемое, зачем ему речь? 

«Иногда приходят дети, которые знают весь алфавит, — русский, английский, спокойно считают от одного до тысячи, но это не является коммуникацией»

Ирина Дегтярева, педагог, логопед

Поощряя речевые просьбы, ребенка обучают необходимому навыку коммуникации, помогают использовать речь.

Обучение проходит с использованием метода прикладного анализа поведения (АВА-терапии). Это направление, изучающие влияние факторов окружающей среды на поведение и способы манипуляции данными факторами. Оно предполагает работу не с мыслительными процессами, а именно с поведением. 

Самое главное — научить самостоятельности

Не всегда можно научить ребенка говорить, тогда помогают альтернативные методы, один из них — система альтернативной коммуникации PECS.

В январе Арише исполнилось пять, она не разговаривает, но с помощью PECS легко может попросить, что нужно. Система коммуникации представляет собой набор карточек на липучках, которые выстраиваются так же, как слова в предложениях. В наборе есть: мяч, яблоко, кубики и еще много-много всего. Арина набирает карточками фразу, сообщая психологу Надежде: «я хочу мармелад». Девочка съедает мармеладку и просит: «я хочу мяч». Педагог подхватывает малышку и начинает качать на большом резиновом шаре. Скоро девочка научится просить предмет конкретного цвета.

Арина любит качаться на мяче, а еще педагоги центра выяснили, что девочка с удовольствием собирает пазлы

Арина любит качаться на мяче, а еще педагоги центра выяснили, что девочка с удовольствием собирает пазлы

— Арина занимается в центре месяцев девять. Она с радостью идет на занятия и за короткий промежуток времени много чему научилась, стала понимать обращенную речь, — поделилась мама Влада. — То, что мы попали в центр, — большая помощь, психологическое восстановление. Главная задача — добиться самостоятельности, чтобы позже дочь могла себя обслуживать во взрослой жизни. Для всех родителей это самое главное. 

Ватные диски могут быть красивыми цветами, палочки — вербами. Такие поделки мастерят ребята, занимающиеся в центре

Ватные диски могут быть красивыми цветами, палочки — вербами. Такие поделки мастерят ребята, занимающиеся в центре

Интенсивы для дошкольников и встречи с родителями

Кроме развития речи и формирования навыков, в центре проводят занятия по физкультуре, творчеству и игротерапии. Все специалисты прошли обучение АВА-терапии в Москве, самостоятельная работа проводится под супервизией — более опытные специалисты курируют работу коллег. 

— Сертифицированных специалистов у нас в России не много, но они есть. У них мы и проходим обучение по модулям, всего их пять. Затем нужно сдавать сертификационный экзамен. Обучение очное, ежедневно, в течение двух недель, помимо теории есть практика. У нашего центра есть свой собственный супервизор Ольга Мелешкевич, она живет в Америке и помогает грамотно поставить нам цели и задачи развития по каждому ребенку, — отметила Ирина Дегтярева.

Центр «Другая сторона» работает в Архангельске с 2015 года.

В прошлом году проект центра «Подготовка к школе» выиграл грант фонда «Вклад в будущее», и специалисты провели с будущими школьниками бесплатный интенсив по АВА-терапии. Также год назад в центре появилась служба ранней помощи — тоже бесплатный проект, где работают с детьми от года до трех лет. Его поддержал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, администрация губернатора Архангельской области и правительство Архангельской области. Сейчас идет активная подготовка к реализации проекта «Кабинет нейромоторной коррекции», который поддерживается Фондом президентских грантов. С 2016 года «Другая сторона» сотрудничает с Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области, совместно реализуя социальные программы для детей.

Здесь регулярно проходят собрания и образовательные встречи для родителей, чтобы они могли поддерживать ребенка дома и сохранять прогресс, приобретенный на занятиях. 


— Если нормотипичному ребенку достаточно два-три раза показать, как мыть руки: на маму посмотрел — сам научился, то детям с особой дорогой развития, возможно, нужно будет показать сто раз. Поэтому важно поддерживать и закреплять дома то, чему дети научились на занятиях. Требуется многократное повторение одного и того же действия, это мы и объясняем родителям, — говорит Ирина Дегтярева. — Конечно, чем раньше начнется работа с ребенком, тем больших результатов можно достичь. И некоторые наши дети идут в общеобразовательные школы. По мнению профессора Московского института коррекционной педагогики Е. Р. Баенской, заметить нарушения можно уже с трех месяцев, если быть предельно внимательным к своему ребенку.

Есть такое понятие, как «комплекс оживления». Если мама посмотрела на ребенка в кроватке, и он на нее не реагирует, не откликается на имя с полностью сохранным слухом или слишком спокоен, если первые слова не «мама» и «папа», а сложные «листик», «птичка» — все это должно настораживать.

При центре успешно функционирует детский сад для детей с особыми образовательными потребностями. Сейчас в садик набирают детей от 3 до 7 лет, а в ясли-сад могут ходить дети от одного года.

Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона»;
Архангельск, ул. Урицкого, 68, корпус 1;
телефон 8 960 006-04-12;
группа во «ВКонтакте».

На правах рекламы

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter