Развлечения В сердце горного Алтая

В сердце горного Алтая

Романтика дикого туризма, надо сказать, никогда не привлекала меня…но, перебирая массу вариантов для очередного отпуска, мне на глаза попалась информация об Алтае. Сразу вспомнились старые советские песни про Манжерок, рассказы родителей о походах и посиделках у костра… В общем, звезды сошлись, и я решила рискнуть. Будучи абсолютным «чайником» в походах, выбрала конный тур в сердце Алтайских гор, вдоль реки Катуни, и стала собираться.

Итак, билеты в кармане, рюкзак на спину и – поезд до Новосибирска.

Вот и начался экстрим… Автобус встретил меня в Новосибирске в оговоренном ранее месте вовремя, чтобы домчать до собственно места отдыха (еще 840 км пути). Испытав все «прелести» ночного переезда, рано утром мы выгрузились в Усть-Бийке, дабы начать наш путь уже верхом.

Погрузив на лошадей арчимаки с едой, палатками и личными вещами, мы отправились покорять горные вершины.

С непривычки дорога показалась долгой, но синева гор и шепот деревьев скрашивали наш путь. Поднявшись на одну из вершин, мы добрались до нашего первого привала. Поев и покормив лошадей, мы гурьбой уселись у костра (надо заметить, группа у нас была приличная: 17 человек-туристов и два проводника-аборигена) слушать байки бывалых покорителей тайги.

Погода в горах в августе очень изменчива. Если днем было больше тридцати, то к ночи температура упала до +7 градусов. Так что теплые вещи, взятые впрок, пришлись кстати.

Усталость от дороги после сытной кормежки сошла на нет, и я напросилась на охоту с проводниками на косуль. Мои представления об охоте, почерпнутые из книг и фильмов, разбились о действительность. Все оказалось намного прозаичнее. Несколько дней охотники прикармливают животину солью в определенном месте, а потом спустя неделю-две устраиваются на дереве и ждут, когда косуля придет за своим уже привычным обедом. Вот тут-то ее пристреливают.

Взяв запас соли, мы оседлали своих лошадок и поехали прикармливать косуль. Ночь. Тайга. Не видно ни зги. И только мой конь мерной рысцой следует за проводниками. Какие-то шорохи и звуки вокруг. Посолив пеньки, тем же ходом отправились обратно. А через два дня проводники под утро притащили тушку подстреленной дичи.

Второй день перехода подарил нам осознание того, что означает красивое словосочетание «таежная тропа». Собираем палатки, вещи, седлаем коней, распределяем арчимаки по лошадям. Мне достался очень хороший конь. Если другие в нашем караване жаловались на свой «транспорт»: не слушается, боится и тому подобное, то мой следовал всем моим командам.

Бежали мы с моим Москалем всегда в первой пятерке. Звучит команда: «По коням». И спустя несколько мгновений нашу вереницу поглощает темная тайга. Кедры, сосны, ели, пихты, заросли кустарников, жимолости, дикой смородины, малины. Местность весьма холмистая, а в низинах масса бурных ручейков и маленьких каменистых речек. Все вокруг интригует, завораживает первозданностью, дикостью. Постепенно лес становится все дремучее, все непроходимее.

Переплетающиеся корни, поваленные деревья, камни, грязь – это и есть таежная тропа. Практически не переговариваемся, все сосредоточены, напряжены. Крутые спуски, скользкие после дождей – это не для слабонервных. Остается только надеяться, что твой соратник преодолеет этот спуск без эксцессов. Надеяться, затаив дыхание, наблюдая, как осторожно зависает копытце над очередным грязевым комком, как скользят передние, а то и все четыре ноги коня, как едва успевает корпус, неповоротливый из-за груза, вырулить и принять устойчивое положение...лишь на мгновение, потому что сила инерции неудержимо тянет вниз.

У подножия горы Белухи

А когда спуск позади, ты останавливаешься, чтобы перевести дыхание, оборачиваешься на эту «тропу смерти» и удивляешься: холм-то невысокий. Спуск на три минуты. А кажется – вечность прошла. Наконец выезжаем на небольшое плато. Перевал. Нужно перевести дух. Оглядываемся назад. Красотища! Кажется, горы сливаются с небом и словно в мираж выступают среди облаков.

Это первый взгляд на горы уже с какой-то вершины. Да. Стоило преодолеть этот подъем, чтобы увидеть такую шикарную панораму. Однако, нужно подниматься дальше. До вершины еще далеко. Но идти становится проще. Таежные заросли постепенно превращаются в заросли карликовой березы и прочей растительности, свойственной тундре. Забавное зрелище представляется, когда оглядываюсь полюбоваться природой. Вокруг зеленое море невысоких густых зарослей, и только головы всадников нашей группы тихо покачиваются над растительностью, как на волнах.

Вот и еще один день пошел на убыль. Привал. После ужина меня снова потянуло на приключения. И я упросила проводника научить меня доставать кедровые шишки. После n-дцатой попытки у меня наконец-то получилось забраться на кедр, потрусив ветки – послушался шорох и посыпались шишки. Спустившись вниз, я собрала то, что еще не успели собрать мои коллеги. Полакомились кедровыми орешками, за разговорами у костра нас быстро сморил сон и все разбежались по палаткам.

Во время привала на третий день у меня отвязался конь. Причем заметила я это совершенно случайно. Сидя со всеми у костра, я ненароком обернулась поглядеть на своего конька и обомлела. На месте моего Москаля не было. Припустив туда, я увидела, что один конец веревки по-прежнему привязан, а вот обратный конец (где и должен в общем-то быть Москаль) лежит в траве без никого! Смеркалось. Проводники ушли за упомянутой ранее косулей. Костер с другими обитателями нашей стоянки метрах в 500 – не докричаться. Пошла искать своего друга сама. Благо, ушел он недалеко – в сгущающихся сумерках да на радостях я не заметила, что нас с ним разделяет болото, кое-как выбравшись из которого, я обрела свою пропажу и взгромоздившись на свой неоседланный «транспорт» повела его обход к уже облюбованному мной деревцу.

Оказалось, что не со мной одной кони играют в прятки, но другие туристы не стали бегать по тайге, а благополучно дождались проводников и препоручили им эту почетную обязанность.

За все время похода мне не удалось найти минутки остаться с своими мыслями наедине. Горы веерообразно нанизывались одна на другую, спуск переходил в восхождение, сама тайга изрезана, словно венами, родниками, до облаков кажется можно дотронуться рукой… Для размышления об оставленных дома неоконченных делах и проблемах просто не оставалось времени. Цивилизация канула в небытие. Возвращаться не хотелось.

Почуяв дорогу домой, лошадки резво засеменили вперед и вскоре (спустя 5,5 часов) мы оказались на базе в Усть-Бийке. Хорошенько попарившись в гостеприимной таежной баньке и основательно подкрепившись, мы отправились в обратный путь в Новосиб.

По дороге останавливались в Чемале, где восхищенно взирали на величественный остров Патмос, в Сростках (здесь родился Василий Шукшин) надегустировались различных настоек, медовухи и запаслись в качестве сувениров алтайским медом. В общем, изрядно уставших от здорового отдыха на свежем воздухе и девятичасового пути в автобусе нас выгрузили у железнодорожного вокзала в Новосибирске. Согласно расписанию, ровно через 42 часа я уже была дома, в Самаре.

Отдых получился действительно первозданным, насыщенным и словно безвременным, поскольку по приезду время словно остановилось, будто вернулась я в тот же временной отрезок, из которого не так давно уезжала. Испытать подобное путешествие на себе, наверное, надо хотя бы раз в жизни. На время отрешиться от всех дел, забыть дома, ставших уже привычными, гаджеты и остаться наедине с природой и собой...