Напомним, совсем недавно транспортные компании жаловались на убыточность своей деятельности и предупреждали о скором подорожании проезда. За возможность добраться до пункта назначения, по прогнозам владельцев пазиков, северяне должны отдавать не менее 25 рублей.
Конечно, спасательный круг для перевозчиков есть. Государственные дотации могут компенсировать разницу между экономически обоснованным тарифом и установленной стоимостью одной поездки.
«Перевозчики не хотят повышения цены билета, как пытаются это представить отдельные СМИ, – отметил председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов. – Речь идет о понятной, прозрачной и доступной для всех методике расчета тарифов и предусмотренной законом компенсации затрат, в том числе и инвестиционной составляющей, необходимой для обновления парка автобусов. Сейчас эти средства в тарифе отсутствуют».
Вопрос в том, сможет ли правительство найти необходимые суммы. Видимо, нет, поэтому транспортники информационно готовят людей к грядущему подорожанию и рассказывают, что в других регионах цены на проезд возросли уже давно.
С начала года тарифы на услуги пассажирских автобусов выросли в Оренбурге, Брянске, Ростове-на-Дону, Братске, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске и Биробиджане. Повышение тарифа связано с ростом цен на энергоносители, а также применением новых норм законодательства, включая страхование пассажиров, и увеличением ставок транспортного налога.
В марте комитет по тарифам Республики Татарстан повысил стоимость проезда в общественном транспорте Казани с 20 до 25 рублей, или на 25%.
14 июня повысились цены на проезд в государственных автобусах ГУП «Башавтотранс» в Уфе. Теперь проезд стоит 25 рублей. Таким образом для пассажиров стоимость проезда увеличилась больше чем на треть – почти на 38%.
В Хабаровске помимо повышения стоимости проезда на городском автобусе с 20 до 23 рублей введен «вечерний тариф» в 30 рублей для оплаты поездок после 21:00. Обусловлено это тем, что убытки предприятий транспорта составляют почти 560 миллионов рублей.
С июля этого года в Волгограде стоимость проезда выросла на 20% с 15 до 18 рублей, еще одно повышение – до 20 рублей (и до 25 рублей на «дачных» маршрутах) запланировано с 1 декабря. Таким образом общий рост составит 33%.
В Самаре с 1 октября стоимость проезда в автобусах поднялась до 25 рублей.
Руководство муниципального предприятия в Нижнем Новгороде предложило увеличить стоимость разового проезда в автобусе до 25 рублей, так как убыточность МП «Нижегородпассажиравтотранс» каждый месяц составляет около 60 миллионов рублей.
В Краснодаре тарифы на проезд в автобусах повышаются с 20 до 23 рублей с 18 декабря. Предыдущее повышение с 18 до 20 рублей произошло год назад. При этом увеличение тарифа обосновывается необходимостью экономии бюджетных средств, которые в виде дотаций направляются сегодня на возмещение перевозчикам разницы между реальными затратами и стоимостью билета.
В ряде регионов власти идут на прямое субсидирование частных перевозчиков, стремясь сохранить единый тариф на общественном транспорте. В Омске сейчас обсуждается предложение о повышении тарифа до 37 рублей. При этом фактическая стоимость проезда предлагается в размере 22 рублей. Компенсировать эту разницу мэрия Омска предлагает за счет дотаций из областного бюджета.
«Практика как государственных и муниципальных предприятий, так и частных перевозчиков показывает, что повышение качества работы общественного транспорта возможно только при условии его безубыточной работы. Если перевозчик несет убытки, он неизбежно начинает экономить на качестве услуг. В условиях Архангельска, как и большинства городов страны, ключевым вопросом обеспечения безубыточной работы общественного транспорта является экономически обоснованный тариф», – резюмировал Андрей Попов.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com