јндрей јствацатуров о пам€тнике —талину: "ќн €вл€етс€ чудовищем, и никаких пам€тников ему ставить нельз€!"
јндрей јствацатуров о пам€тнике —талину: "ќн €вл€етс€ чудовищем, и никаких пам€тников ему ставить нельз€!"

¬ ƒень библиотек, 27 ма€, јрхангельск посетил писатель, филолог, преподаватель јндрей јствацатуров. ¬ интервью 29.ru он рассказал о том, почему современный писатель – это часто «поэт и гражданин», а также поделилс€ мысл€ми о насто€щем и будущем нашей страны и ее уровне свободы.

– јндрей јлексеевич, вы часто говорите о том, что дл€ вас важно почувствовать дух города, в котором вы находитесь. ƒух јрхангельска уже удалось почувствовать?

– ѕока не успел. я думаю, чтобы почувствовать дух города, надо в нем жить, и не одному поколению семьи. Ќужно почувствовать ландшафт, встроитьс€ в местность, в ритм. ” вас € пока видел только набережную, но могу сказать, что —еверна€ ƒвина производит очень серьезное впечатление. я смотрел на нее с крыши библиотеки. ≈сть в ней потр€сающее величие, обнул€ющее смыслы. ¬от стоит город, который 400 лет назад был одним, потом снова и снова обновл€лс€, перестраивалс€. ј эта река была тогда, будет сейчас и после.

Ќа встрече с читател€ми јндрей јствацатуров прочитал лекцию «√ородской миф в литературе»
Ќа встрече с читател€ми јндрей јствацатуров прочитал лекцию «√ородской миф в литературе»

– ¬ образовании сама€ гор€ча€ тема на ближайшие несколько недель – ≈√Ё. Ёто така€ форма массовой проверки знаний школьников. Ќо в последнее врем€ стали по€вл€тьс€ и другие формы таких массовых проверок – это и «“отальный диктант», и в некотором смысле акци€ «Ѕессмертный полк». ¬ы думаете, дл€ чего обществу нужны такие €влени€?

– „то касаетс€ ≈√Ё, то € к нему отношусь, как к €влению современной реальности. ” него есть свои плюсы – элемент объективности, есть минусы – это копирование западной системы.

«Ѕессмертный полк» – это все-таки совершенно друга€ вещь.  онечно, в услови€х такой ужасной дезинтеграции российского общества, в услови€х изолированности регионов от центра нужны модели, которые создадут базу дл€ общего единства. ѕолагаю, любой такого рода проект – положительный.

– Ѕольше года назад у нас в городе общественность вв€залась в большой спор: обсуждали установку в городе пам€тника —талину. „то вы думаете о таком возвращении в прошлое?

– —уществует истори€, существуем мы. ћы должны понимать, как организована эта истори€, мы должны чувствовать себ€ ее продолжением. ¬ истории много вещей, отнюдь не все в ней хорошо, много очень спорных моментов. ¬от —талин – это €вление €вно негативное. “ак или иначе он управл€л страной, в которой происходили массовые репрессии. »звин€ть это невозможно. ƒа, нельз€ полностью возлагать вину за те ужасы, что происходили в 1930 годы только на —талина. Ѕыло чудовищное настроение, нетерпимость, взаимна€ ненависть: не лично же —талин написал полмиллиона доносов. Ќо он нес ответственность. ќн €вл€етс€ чудовищем, и никаких пам€тников ему ставить нельз€. ѕри этом € не забываю, что при нем были достижени€ в атомном строении, в науке – но это не оправдывает преступлений.

– ¬ одном из интервью несколько лет назад вы говорили, что легко можете охарактеризовать 1980-90 годы в стране, а вот наше врем€ пон€ть и оценить сложно, мы живем в безвременье. ј сейчас уже пришла кака€-то оценка?

– —ейчас да. ћы живем в эпоху ѕутина, началась она относительно давно – 17 лет назад. Ћюди стареют, значит через некоторое врем€ она все же закончитс€, можно уже делать выводы. ¬от 1990-е были временем динамичным, пластичным, но возвращени€ туда € не хочу: ужасно жил тогда, как и многие другие люди в нашей стране. ќ современности сказал бы, что идЄт кака€-то подготовка, что-то должно произойти. ¬ глобальном мире большие изменени€ происход€т в —Ўј, в  итае, на ¬остоке. я полагаю, будет сильный качественный скачок. Ёто будет св€зано с —Ўј, там уже пришел очень симптоматичный президент, который хочет штаты сделать высокоразвитой страной, зан€той своими делами. “акой јмерика, в общем-то, и задумывалась. „то же касаетс€ –оссии, у нас происходит борьба элит, но что будет дальше, действительно зан€тно и интересно. ћы уже вступили в неолиберальное врем€. ” нас даже больше свобод, чем на «ападе. —казать мы можем больше. “ам сильно подавл€ют элементы политкорректности.

¬ јрхангельске поклонников творчества писател€, как оказалось, довольно много
¬ јрхангельске поклонников творчества писател€, как оказалось, довольно много

– ¬ чем про€вл€етс€ эта свобода у нас?

– ¬от € написал нейтральный роман. ћне сказали: «јндрей, твой роман сексистский, расистский и гомофобский». ћне бы и в голову не пришло! Ќо на «ападе мои книги выходили с купюрами, а здесь нет, хот€ € ругал власти, ругал режим. ћои первые книги, ужасно резкие, почти анархистские, рекомендовало московское правительство. ѕравда, € вижу и негативные тенденции. “ак, 15 лет назад не было у нас таких людей, которые писали доносы. ” мен€ есть знакомые, которые пишут доносы на своих коллег, читают чужие «‘ейсбуки» и докладывают руководству, при этом считают себ€ либералами и свободными людьми. Ќа моего друга ћихаила ≈лизарова (писатель, автор-исполнитель. – ѕрим. ред.) сейчас могут завести уголовное дело по обвинению его в фашизме. Ѕудто в канун 1937 года живем, можно было бы так сказать. Ќо репрессий не будет, потому что люди люб€т свой комфорт и не борютс€ за ценности – это все скорее элементы шоу. ћы живем практически в театре, надо на него смотреть, участвовать. Ќо €, наверное, не буду. ћен€ обзывают ватником, наверное, так и есть. я придерживаюсь умеренных патриотических позиций.

– ј как вы относитесь к тем писател€м, что участвуют в политической жизни и активно. «ахар ѕрилепин вот собрал в ƒЌ– свой батальон...

– —ейчас многие это делают, не только «ахар. я бы сказал, что √ерман —адулаев (писатель, публицист. – ѕрим. ред.) тоже достаточно политизированный человек. —ергей Ўаргунов (писатель, политический де€тель. – ѕрим. ред.) и √ерман – члены  ѕ–‘, а —ергей сейчас депутат √осдумы. я поражаюсь его активности, общественной позиции.

«ахар же делает то, что он должен делать. Ёто очень достойно. ƒмитрий Ѕыков мне тоже нравитс€, хот€ он противоположен ѕрилепину. ≈го увлечени€ Ќавальным, белоленточными фокусами не раздел€ю. «наю, что он утрирует эту позицию – это выбор!  ак и у «ахара. »х выбор отнюдь не безупречен дл€ них самих. » не значит, что они полностью вер€т во все это. ” Ѕыкова выбор: € буду лучше с либералами, хот€ они мне непри€тны, но они лучше чем эти коммунисты, путинисты, националисты. ѕозици€ «ахара: € лучше буду с патриотами, потому что они честные, искренние, чем с этими двуличными капиталистами, ворами, не имеющими ценностей.

ј € лично с теми, кто приличный и талантливый. я против бездарностей, проходимцев и непор€дочных людей, которых много везде. ѕоэтому у мен€ наблюдательна€ позици€.

ѕосле встречи писатель подписал книги всем желающим и был открыт дл€ общени€, оживленно беседовал с каждым
ѕосле встречи писатель подписал книги всем желающим и был открыт дл€ общени€, оживленно беседовал с каждым

–  аково, на ваш взгл€д, вообще назначение писател€?

– ѕисатель должен говорить что-то странное, неожиданное. ¬от социолог или политолог создает модели, чтобы люд€м было комфортно жить. ј писатель – будоражит. » он должен быть не прав. ” него смещенна€ оптика. ¬ конце концов, сколько блест€щих умов поддерживали бог знает какие идеологии. ‘ернан Ћеже и ѕабло ѕикассо поддерживали коммунизм, ћартин ’айдеггер и  нут √амсун – нацистов. » это выдающиес€ люди, которые делали XX век.  акие-нибудь посредственности – они милые, никогда не высказывались радикально, но их никто и не помнит. ѕон€тно, что √амсуна мы любим не за симпатии нацизму, но если человек что-то одно делает гениально, то есть смысл прислушатьс€ к тому, что он говорит. ѕотому что его художественные миры очень целостные.

јндрей јствацатуров – российский филолог, писатель, доцент кафедры »стории зарубежных литератур —ѕб√”, член —оюза писателей —анкт-ѕетербурга. јндрей јствацатуров вырос в семье петербургской интеллигенции. ≈го дед – знаменитый лингвист и литературовед ¬иктор ∆ирмунский. —ам јндрей специализируетс€ на американской и английской литературе. јвтор статей о творчестве ќ. ”айльда, “.—. Ёлиота, ƒж. ƒжойса, ¬. ¬улф, √. ћиллера, Ё. ’емингуэ€, ƒж. —элинджера,  . ¬оннегута, ƒж. јпдайка, “. ‘ишера. јвтор романов «Ћюди в голом» и «—кунскамера».